Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи

«Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи»

Одна из основных задач, которую приходится решать учителю-логопеду – это поиск не только эффективных, но и увлекательных форм работы с детьми, имеющими проблемы в развитии речи или ее различные нарушения.

Логопеды стараются использовать многообразие различных методик и методических приемов.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:

  1. словесные,
  2. наглядные,
  3. игровые.

Одновременное использование всех этих трех групп позволяет более продуктивно применять их в практике работы с детьми, и в особенности с детьми с нарушениями речи.

1.Словесные приемы показывают положения органов артикуляции при обучении правильному произношению.

Словесный прием – это речевой образец, повторное проговаривание, объяснение.

Речевой образец – это правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога-логопеда, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки в речевом процессе обучения.

2.Наглядные приемы – показывают положения органов артикуляции при обучении правильному произношению ребенка. Здесь традиционно используются зеркала различных вариантов, показ органов артикуляции самим логопедом или кем-то из детей.

3.Игровые приемы здесь являются одновременно и словесными и наглядными.

Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивацию речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

В данной статье я представляю методику, разработанную в процессе моей работы учителем-логопедом с детьми, имеющими нарушения речи, повышающую мотивацию для выполнения ими артикуляционных манипуляций и формирование фонетических и фонематических процессов.

В процессе формирования фонетического строя речи, работая над артикуляцией, на индивидуальных занятиях с детьми я использовала различные логопедические макеты – как покупные, так и самодельные, но эффективнее остальных зарекомендовал себя макет артикуляционного аппарата.

Вот такой макет артикуляционного аппарата был сделан мною и успешно применяется на практике.

макет артикуляционного аппарата

У меня в наличии есть куклы-перчатки с открывающимся ртом и движущимся посредством рук язычком, к данным куклам проявляют интерес детки младших групп детского сада, а вот у детей средних и старших групп уже интерес проявляется при демонстрационном показе органов артикуляции, при этом они могут наглядно рассмотреть как выглядят: губы, зубы, небо, язык и даже их потрогать, что приводит ребят в неописуемый восторг.

Как видно на фото, сзади язык имеет отверстие, в которое я вставляю пальцы и могу двигать свободно языком в любые стороны, загибать его вверх и вниз, показать положение «Чашечка», «Иголочка», «Блинчик», «Лопатка», динамические упражнения – «Качели», «Часики», «Здравствуй, верхняя губа, здравствуй, подбородок», «Почистим зубки»; язык можно так же выдвигать вперед на большое расстояние, так как он закреплен к ротовому аппарату на резинке.

макет артикуляционного аппарата

Данный макет выполнен из материалов по цвету, приближенных к оригиналу. Язык выполнен в виде мешочка из махровой ткани розового цвета и позволяет демонстрировать различные артикуляционные уклады, движения и манипуляции.

Логопед, вставляя пальцы в язык макета, обращает внимание детей на артикуляционные движения и позы при произнесении звуков или выполнении артикуляционной гимнастики. Детям так же дается возможность трогать язык макета, правильно расположить его в ротовой полости, подключая к работе тактильный и двигательный анализаторы, привлекая внимание детей.

К тому же сам ротовой аппарат, кроме как открываться, может полностью смыкаться губами или сворачиваться в трубочку буквой «О», верхняя и нижняя части данного макета так же подвижны и повторяют мимику губ человека. Можно демонстрировать положение губ при произнесении гласных звуков А, Э, О, Ы.

ротовой аппарат

При помощи данного пособия можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты. Чтобы интерес детей не угасал, макет используется в течении 1,5-2 месяцев, затем делается перерыв. Главный итог, ради которого осуществляются все эти манипуляции,- в игровой форме познакомить детей с устройством органов речи и усвоить материал, направленный на совершенствование фонематической и произносительной сторон речи ребенка.

Это оригинальная и эффективная методика проведения занятий с применением логопедических упражнений, рассчитанная на детей с нарушениями подвижности органов артикуляции, помогает активизировать природные механизмы речи ребенка. При использовании данного пособия задействованы зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы ребенка, что в комплексе повышает эффективность логопедической работы.

Выполнение игровых заданий с применением макета артикуляционного аппарата позволяет улучшить речь ребенка, его внимание, воображение, память, расширить его речевой потенциал, закрепить произносительные модели и нормы родного языка.

Список используемой литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой- М., 2005
  2. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития/ редкол.:О.Н.Широков ( и др.)-Чебоксары:ЦНС «Интерактив плюс»,2015-№4
  3. Логопедические упражнения/ Т.А.Ткаченко-Эксмо, 2017
  4. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников./Сохин Ф.А.-М.:МПСИ, 2005

Э.В. Кравченко,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Один комментарий к материалу: "Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи"

  1. Наталья:

    Очень интересная и познавательная статья!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.