Нарушения письменной речи младших школьников

Оптическая дисграфияНарушения письменной речи младших школьников

Аннотация: Данная статья позволяет подробно на примерах рассмотреть разные виды ошибок письма, на которые следует обратить внимание.

Для обозначения нарушений письма используется термин «дисграфия».

Дисграфия – это нарушение, при котором имеют место трудности в овладении письменной речью, проявляющиеся в наличии стойких специфических ошибок.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).

Рассмотрим основные группы дисграфических ошибок и проиллюстрируем их примерами письма учащихся 1-х-2-х классов.

1. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных: б- п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш в сильной позиции звука.

Вот пример письма ученика второго класса. Ребенок пишет «бренесла» вместо «принесла», «брелетела» вместо «прилетела», «исбугались» вместо «испугались», «брогнал» вместо «прогнал».

Пример 1

«Хозяйка бренесла утятам корм. друг брелетела стреказа и утятаизбугались а храбрый Алёша брогнал стреказу..»

Замены и смешения парных звонких и глухих согласных в корне слова логопедической ошибкой не являются; замены «б» на «п», например, в слове «гриб» или «д» на «т» в слове «лодка», т.к. связаны с неумением применять правило.

2. Замена и смешение свистящих и шипящих: с – ш, з – ж, ч – щ, ц – с.

Следующий фрагмент диктанта иллюстрирует замену «ж» на «з» в слове «журавли».

Пример 2

«.. Улетели птицы на юг ласточки и зуравли ..»

3. Замена и смешение гласных первого-второго ряда при обозначении мягкости согласных: а-я, о-ё, у – ю, э-е, ы – и, а также пары ё-ю.

В этом примере наблюдаются частые ошибки в неправильном обозначении мягкости согласных: «лубим» — «любим»; «гулат» — «гулять»; «пос» — «пёс».

Пример 3

«.. Мы лубим гулат по лесу. Вот бежит пос…»

4. Пропуски, замена и смешение при обозначении мягкости согласных с помощью буквы «мягкий знак» на конце или в середине слова. В представленном ниже примере: «осен, дожд».

Пример 4

«Осен

Наступила осен . часто идут дожд. дует ветер…»

5. Пропуски, замены, перестановки букв и слогов, — это наиболее часто встречающиеся ошибки.

Они обусловлены недостаточно сформированными навыками звукобуквенного анализа.

Эти ошибки также могут быть симптомом нарушения концентрации внимания, снижения работоспособности.

В представленном ниже фрагменте диктанта присутствуют:

  • пропуски гласных и согласных букв: «зимий», «Ванша»;
  • недописывание слова «строи» вместо «строит»; «гуля» вместо «гуляют»;
  • перестановки букв «горук» вместо «горку»;
  • контаминация – в одном слове слоги разных слов «детют».

Пример 5.

«.. Зимй дн. У дом гуля детют дети Ванша строи горк…»

6. Слитное написание предлогов, союзов, двух и более слов в предложении. Раздельное написание частей слова.

В данном примере проявляется неспособность к членению речевого потока, нет границ между словами (осеньвпарке, пришлаосень, детиищут). Нет точек в конце предложения. Фрагмент показывает затруднения в правописании предлогов («впарк» — «в парк», «попарку» — «по парку»).

Пример 6

осеньвпарке

«.. впарк пришлаосень Люся и Маша гуляют попарку детиищут шишки..»

7. Замены и смешения оптически сходных букв, различающихся расположением отдельных элементов в пространстве или количеством отдельных элементов: б – д, п – т, у – и, ш – щ, о – а, л – м, и др.

В представленном фрагменте письма встречаются смешения строчных букв «п» — «т», «у» — «и».

Пример 7

«..В сосне дипла кто живет? В гнезде стит рыжий зверёк…»

8. Употребление неправильных форм множественного числа существительных.

(«левы», «ухи», «пени»); нарушение операции словообразования («медвежный», «волчный», «лисовый», «козлёнки»)

9. Неправильное согласование («первая сентября», «солнце светила», «вышла в дом»).

10. Нарушение предложно-падежных отношений («Мальчик пришел от дома»).

При наличии в письменных работах учащихся указанных видов ошибок желательно обратиться к учителю-логопеду за консультацией.

Такие нарушения письменной речи без специальной коррекции не исчезают, а также приводят к неуспеваемости детей.

Захаркина Н.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: 

Сейчас читают:

Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы в условиях логопедического пункта Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы в условиях логопедического пункта
Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста
Дисграфия у детей с ринолалией Дисграфия у детей с ринолалией
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.