Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей)
Язык является главной мышцей органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.
Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас.
Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику систематически, раза два в день (утром и вечером); это возможно при включении ее в домашние задания.
Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и является показателем к временному прекращению данного упражнения.
Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.
На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.
В дальнейшем можно доводить их до 10—20 повторений, а при условии коротких перерывов и еще увеличивать их число.
Предлагаем вам несколько несложных упражнений из артикуляционной гимнастики расположенных в таблице для удобства использования.
Надеемся, что предложенные упражнения помогут Вам и вашему любимому ребенку провести время дома с пользой!
ЧАСИКИ Влево – вправо, Влево — вправо Мой язык скользит лукаво. |
ЗАБОРЧИК Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. |
БЛИНЧИК Язык широкий положи И спокойно удержи.
|
ГАРМОШКА К небу язычок прижми, Челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой. Гармонист ты неплохой. |
МАЛЯР Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведем вперед — назад- Наш маляр работе рад. |
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу.
|
БАРАБАНЧИК Барабанщик очень занят, Барабанщик барабанит. |
СТУПЕНЬКИ Язычок пошел гулять, По ступенечкам шагать.
|
ГРИБОЧЕК Широко открою рот, Будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз и вся учёба. |
ИНДЮШАТА Рот я чуть приоткрываю Язычок приподнимаю. На губу положу, По губе им повожу. |
КАЧЕЛИ Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе. |
ЛОШАДКА Рот широко я открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок И раздаётся щелчок. |
ЧАШЕЧКА Улыбаюсь, рот открыт. Там уже язык стоит. К зубкам подняты края- Вот и «чашечка» моя. |
ШАРИК Щёки надую и выпущу пар И запыхчу, как большой самовар.
|
ГОРКА Спинка язычка сейчас Станет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз. |
Захаркина Н. А.,
учитель-логопед