Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи — конспект занятия

Звук С, буква СКонспект урока разработан для дифференциации звуков [С - СЬ] в слогах, словах и предложениях. Расширять словарный запас. Развивать фонематический слух. Данное занятие предназначено для детей с нарушениями в устной и письменной речи в 1 классе.

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Демидова Галина Николаевна

Группа (класс,

логопедическое заключение)

1классЛогопедическое заключение: ФФНР

Тема урока

Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. 

Тип урока

 Обобщения и систематизации знаний и умений 

Используемые технологии

  1. Технология на основе деятельностного подхода.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно-коммуникативные технологии

Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Формирование у   учащихся  умений различать звуки, оппозиционные по твердости — мягкости. 

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:-  дифференцировать понятия «твердый звук»,  «слово», «мягкий звук»;

- формировать навыки синтеза односложных слов;
- уточнить представления детей о звуках [С - СЬ], обозначение их на письме буквой С.
- совершенствовать навык различения звуков [С - СЬ] на слух и обозначение мягкости на письме.

 

Способствовать  развитию умений:обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы;- развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков.

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное;

-   для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли.

Создать  условия, обеспечивающие  положительный интерес к изучаемой  теме.Способствовать  созданию условий обеспечивающих:

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.- создать   условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

 

 

- развивать умение высказывать свое предположение;- учить принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

 

- развивать умение слушать и понимать других;- учитывать в сотрудничестве отличные от собственных позиции других людей.

 

 

- развивать умение находить  и структурировать информацию;- развивать умения представлять информацию и извлекать ее  из таблиц;

- на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

- находить ответы в ходе рассуждений.

Необходимое оборудование и материалы

 Компьютер.Презентация по теме урока. Рабочая тетрадь «Коррекция акустической дисграфии»

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации.

Организацион

ный момент.

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;

- создание ситуации успеха, путем предоставления права выбора

3 минуты

Показ образца выполнения упражнения Фронтальная - Здравствуйте, ребята и гости! Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать. Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточены. Мы все здоровы!
- Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы.
- Давайте начнем наше занятие.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.- Начиная наше занятие, давайте повторим правило правильного письма.Каждый день, садясь писать, нужно думать, рассуждать,
Слушать звук внимательно, писать буквы правильно.

-  Ребята, давайте  сделаем артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить все звуки. Возьмите зеркала, выполняем гимнастику для языка.

Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка – Трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Чистим зубы», «Толстячок-Худышка», «Наказать непослушный язычок», «Забить гол», «Горка»

Дыхательная гимнастика:

«Пузырики»:
глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
«Насос».
Встанете прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 4-6 наклонов в каждую сторону.

Здравствуйте.Дети повторяют.

Выполняют артикуляционную гимнастику

Выполняют дыхательную гимнастику.

 

II. Этап Актуализации знаний и постановка проблемы.

- актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);- закреплять полученные знания о характеристике звуков.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Практические 

Фронтальная

1. Определить тему занятия нам помогут загадки:- Меня прозвали «мышеловкой»
Да никакой-нибудь — ночной.
Мышей в ночи ловлю я ловко,
Лечу под утро на покой?

-  С желтой грудкой у окошка,
Собирает шустро крошки,
Отгадайте, что за птица?
Называется …

- Кто это?

- Какой первый звук  вы услышали в слове сова, синица?

Определите тему занятия

- Как  вы  думаете,  о  каких  звуках  мы  сегодня  будем  говорить?

- Правильно, сегодня будем произносить звуки [c-с'] в слогах, словах, предложении.

- Какие задачи мы поставим на сегодняшнем  уроке?

-  Давайте уточним артикуляцию  звуков [c-с']  и  их  характеристики.

- Посмотрите на картинку.

Артикуляция звуков [с] — [с'].

Губы — в улыбке. Зубы — почти сомкнуты. Язык — широкий, кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, посередине её проходит желобок, боковые края прикасаются к верхним коренным зубам. Струя выдыхаемого  воздуха-холодная. Мягкое нёбо — поднято. Голосовые складки — разомкнуты, не вибрируют.

Звук [с] — согласный, твёрдый, глухой. — А теперь произнесём звук [с'].

Спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.

Звук [с'] — согласный, мягкий, глухой.
- Как работают наши органы речи?

- Ребята, возьмите зеркала,  произнесите звуки  [c-с'].
- Звуки мы слышим и говорим. А на письме обозначим звуки «С», «СЬ» буквой «С».
- На что похожа буква «С»?

- Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

- Сова- Синица

- Птицы.

- [с]

- [с] — [с'].

- Различить звук [с] — [с'].

- Научиться  различать  звуки [С - СЬ] на слух и обозначение мягкости на письме.

- Показывают артикуляцию звуков [c-с'].

- На незаконченный круг, на месяц.

- Записывают число, тему урока.

III. Этап

Включение в систему знаний.

Объяснения (добывания нового знания).

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

- развитие фонематического восприятия

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

 15 мин Практические:устные, письменные.

 

Фронтальная Закрепления знаний, умений и навыков.
 - Для чего нам важно различать звуки и уметь их обозначать на письме?- Правильно обозначать на письме твёрдость и мягкость звуков- А как они обозначаются?

Работа со звуками и буквой.
- Синица и сова вам приготовили задания на доске.
-  Возьми карточку в верхнем левом углу.
-  Игра «Зашифруй слова»,
обозначая твёрдый звук [С] соответствующей буквой, а мягкий звук [СЬ] — двумя буквами (буквой С и буквой, следующей за ней).
Сосулька, сосед, смесь, сёстры, сюрприз, сосиски.
Работа в тетради.
- Давайте проверим.

-Что мы научились делать, выполняя это задание?

- Оцените свою работу.

Возьмите лист оценки, найдите задание № 1. Поставите  смайлик с улыбкой, если у вас  все получилось. Кто допустил ошибку,  поставите грустный смайлик.

Развитие фонематического слуха, внимания.

-  Возьми карточку в нижнем левом углу.
-  Игра  «Поймай и запомни».
Поднимите картинку с изображением совы, если услышите звук [с] в слове. Поднимите картинку с изображением синицы, если  услышите звук [с'] в слове.
Речевой материал: сок, селедка, сом,  квас, семь,   село,  колесо, восьмёрка, ананас, оса, осётр.

-Что мы научились делать, выполняя это задание?

- Оцените свою работу.

Возьмите лист оценки, найдите задание № 1. Поставите  смайлик с улыбкой, если у вас  все получилось. Кто допустил ошибку,  поставите грустный смайлик.

Работа со слогами.

-  Возьми карточку в нижнем  правом углу.

-  Чтение  прямых и обратных слогов:

1. со, ос,  се, ес, сё, ёс,  са, ас, сы, ыс, си, ис, ся, яс,  сэ, эс, сю, юс.

-Что мы научились делать, выполняя это задание?

- Оцените свою работу.

Возьмите лист оценки, найдите задание № 2. Поставите  смайлик с улыбкой, если у вас  все получилось. Кто допустил ошибку,  поставите грустный смайлик.

Дифференциация [с] и [с’] в словах.

-  Возьми карточку в нижнем    правом углу.

Игра «Четвертый лишний».

- Назовите лишнюю картинку?

- Сорока,  соловей,  снегирь,  ласточка

- Почему, ласточка?

- Как назовем,  одним словом?

- Стул, кресло, стол,  скамейка

- Почему, кресло?

- Как назовем,  одним словом?

- Поросята, лисята, лосята,  рысь

- Почему, рысь?

- Как назовем,  одним словом?
Игра  «Большой — маленький»
Я буду говорить про маленький предмет, а вы про большой».
Лексический материал:
Носик, пёсик,  кокосик, колесико, косичка, подносик,  ананасик,  кустик, насосик.

-Чему мы научились, выполняя эту работу?

- Оцените свою работу.

- Обозначать на письме твёрдость и мягкость звуков.- Твёрдость и мягкость обозначаем последующей буквой.

- Берет карточку.

- В слове сосулька я услышал два твёрдых звука [С] в первом и втором слогах, на письме обозначил буквой С. В слове сосед я обозначил звук [СЬ] буквой С и следующей гласной второго ряда Е;

в слове смесь я обозначил звук [С] в первом слоге буквой С, звук [СЬ] в конце слова буквой С и мягким знаком;

в слове сёстры я обозначила звук [СЬ] буквой С и следующей гласной второго ряда Ё, второй звук [С] твёрдый, обозначил буквой С;

- Научились,  мягкость на письме согласного звука обозначать  гласными второго ряда и мягким знаком.

Берет карточку.

- Учились различать звуки  [c-с'] на слух.

Читают слоги.

- Учились читать слоги и отличать по твердости, мягкости.

Берет картинку.

- Ласточка

- В слове сорока, соловей, снегирь звук [с]  в начале слова. В слове ласточка звук [с] в середине слова.

- Птицы.

- Кресло

- В слове стул, стол,  скамейка звук [с]  в начале слова. В слове кресло звук [с] в середине  слова.

- Мебель

- В слове поросята, лисята, лосята звук [с']  в середине  слова. В слове рысь звук  [с']  в конце слова.

- Животные.

- нос, пёс, кокос, колесо, коса, поднос, ананас,  куст, насос.

- Научились определять звук [c-с'] в начале, середине, конце слова.

- Научились изменять слова.

IV. Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;- способствовать смене видов деятельногсти, месту обучающихся (по возможности)

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 мин

Показ образца выполнения упражнения, ИКТ групповая Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою всё вертела.
Во траву свалилася,
В ямку покатилася.
И.п. основная стойка. Руки на плечи, круговые движения
Руки на затылок, наклоны влево, вправо;
Высокое поднимание колен;
Повороты головы влево, вправо;
Глубокий наклон вперёд;
2 приседания.

V. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

- усвоение нового способа действия;- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

- проговаривание   выполнения вслух

- выработка способности самостоятельного адекватного реагирования

- развитие речевых умений и логического мышления

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

15 мин

- Практические: сопоставление, выбор правильных формулировок- Наглядно-демонстрационные:

- По уровню самостоятельности: после объяснения задания

парная

Работа со словосочетаниями.

-  Возьми карточку посередине.
- А сейчас, разделитесь на пары.
- Каждая пара получила карточку с заданием. Прочитайте слова первого столбика, слова второго столбика.
- К словам из правого столбика подберите слова из левого столбика, соедините их карандашом.
- Как будете готовы, поднимите руку.
Проверка.
- Какой пёс?
- Усатый кто?
- Седой кто? и т.д.

Выборочная запись словосочетаний в тетрадях.

-Чему мы научились, выполняя эту работу?

- Оцените свою работу.

Работа над предложением.

Составите  предложения по картинкам.

- Посмотрите на картинку

- Где сидит сова?

- В какое время суток сидит сова на ветке?

- Где сидит синица?

- В какое время суток  сидит синица.

-  Соедините эти два предложения в одно.

Работа в тетради.
Детям раздаются индивидуальные карточки, на которых написаны  составленные детьми предложения с пропущенной буквой С.

- Как будете писать  предложение? С какой буквы начнёте? Почему?

Берет карточку.-  Сердитый пес, ананасовый сок, синий василёк,  усатый сом, сливовый сад, седой дедуся.

- Сердитый пёс.

- Усатый сом

-  Седой дедуся

- Учились составлять  словосочетание из слов.

- Сова сидит на ветке.

- Сова сидит на ветке ночью.

Дети  первого ряда повторяют хором.

- Синица сидит на ветке.

- Синица сидит на ветке днем.

Дети  второго ряда повторяют хором.

- Сова сидит на ветке ночью,  а синица днем.

Дети списывают в тетради составленные предложения, вставляя пропущенную букву С.

Сова сидит на ветке.

Синица сидит на ветке днем.

Сова сидит на ветке ночью, а синица днем.

- Предложение пишется с большой буквы.

VI. Итог урока.Рефлексия учебной деятельности.

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

аналитико-синтетические фронтальная - Наше занятие подходит к концу, поранемножко отдохнуть. Поиграем в игру

«Совы, синицы».

- Сейчас мы разделимся на две команды совы и синицы. Наступает ночь, синицы спят, совы летают и произносят звук [с]. День совы спят, синицы летают и произносят звук [с']

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Дайте характеристику звуку [с]

- Дайте характеристику звуку [с']

- Что делали на занятии?

- Все ли задания тебе удалось выполнить?
- В каких заданиях ты допустил ошибки?
- Какие задания выполнил правильно?
- Что вызвало у вас затруднения?
- Достигли ли вы целей, которые ставили?

- Со  звуками [с], [с']- Звук [с] — согласный, твёрдый, глухой.

- Звук [с']-согласный, мягкий, глухой.
- Писали слова, словосочетания, предложения с твёрдыми и мягкими звуками [С -СЬ]

- Да.

Демидова Г.Н.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая викторина Логопедическая викторина
Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов» Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков» Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.