Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи — конспект занятия

Звук С, буква СКонспект урока разработан для дифференциации звуков [С - СЬ] в слогах, словах и предложениях. Расширять словарный запас. Развивать фонематический слух. Данное занятие предназначено для детей с нарушениями в устной и письменной речи в 1 классе.

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Демидова Галина Николаевна

Группа (класс,

логопедическое заключение)

1классЛогопедическое заключение: ФФНР

Тема урока

Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. 

Тип урока

 Обобщения и систематизации знаний и умений 

Используемые технологии

  1. Технология на основе деятельностного подхода.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно-коммуникативные технологии

Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Формирование у   учащихся  умений различать звуки, оппозиционные по твердости — мягкости. 

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:-  дифференцировать понятия «твердый звук»,  «слово», «мягкий звук»;

- формировать навыки синтеза односложных слов;
- уточнить представления детей о звуках [С - СЬ], обозначение их на письме буквой С.
- совершенствовать навык различения звуков [С - СЬ] на слух и обозначение мягкости на письме.

 

Способствовать  развитию умений:обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы;- развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков.

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное;

-   для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли.

Создать  условия, обеспечивающие  положительный интерес к изучаемой  теме.Способствовать  созданию условий обеспечивающих:

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.- создать   условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

 

 

- развивать умение высказывать свое предположение;- учить принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

 

- развивать умение слушать и понимать других;- учитывать в сотрудничестве отличные от собственных позиции других людей.

 

 

- развивать умение находить  и структурировать информацию;- развивать умения представлять информацию и извлекать ее  из таблиц;

- на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

- находить ответы в ходе рассуждений.

Необходимое оборудование и материалы

 Компьютер.Презентация по теме урока. Рабочая тетрадь «Коррекция акустической дисграфии»

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации.

Организацион

ный момент.

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;

- создание ситуации успеха, путем предоставления права выбора

3 минуты

Показ образца выполнения упражнения Фронтальная - Здравствуйте, ребята и гости! Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать. Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточены. Мы все здоровы!
- Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы.
- Давайте начнем наше занятие.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.- Начиная наше занятие, давайте повторим правило правильного письма.Каждый день, садясь писать, нужно думать, рассуждать,
Слушать звук внимательно, писать буквы правильно.

-  Ребята, давайте  сделаем артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить все звуки. Возьмите зеркала, выполняем гимнастику для языка.

Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка – Трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Чистим зубы», «Толстячок-Худышка», «Наказать непослушный язычок», «Забить гол», «Горка»

Дыхательная гимнастика:

«Пузырики»:
глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
«Насос».
Встанете прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 4-6 наклонов в каждую сторону.

Здравствуйте.Дети повторяют.

Выполняют артикуляционную гимнастику

Выполняют дыхательную гимнастику.

 

II. Этап Актуализации знаний и постановка проблемы.

- актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);- закреплять полученные знания о характеристике звуков.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Практические 

Фронтальная

1. Определить тему занятия нам помогут загадки:- Меня прозвали «мышеловкой»
Да никакой-нибудь — ночной.
Мышей в ночи ловлю я ловко,
Лечу под утро на покой?

-  С желтой грудкой у окошка,
Собирает шустро крошки,
Отгадайте, что за птица?
Называется …

- Кто это?

- Какой первый звук  вы услышали в слове сова, синица?

Определите тему занятия

- Как  вы  думаете,  о  каких  звуках  мы  сегодня  будем  говорить?

- Правильно, сегодня будем произносить звуки [c-с'] в слогах, словах, предложении.

- Какие задачи мы поставим на сегодняшнем  уроке?

-  Давайте уточним артикуляцию  звуков [c-с']  и  их  характеристики.

- Посмотрите на картинку.

Артикуляция звуков [с] — [с'].

Губы — в улыбке. Зубы — почти сомкнуты. Язык — широкий, кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, посередине её проходит желобок, боковые края прикасаются к верхним коренным зубам. Струя выдыхаемого  воздуха-холодная. Мягкое нёбо — поднято. Голосовые складки — разомкнуты, не вибрируют.

Звук [с] — согласный, твёрдый, глухой. — А теперь произнесём звук [с'].

Спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.

Звук [с'] — согласный, мягкий, глухой.
- Как работают наши органы речи?

- Ребята, возьмите зеркала,  произнесите звуки  [c-с'].
- Звуки мы слышим и говорим. А на письме обозначим звуки «С», «СЬ» буквой «С».
- На что похожа буква «С»?

- Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

- Сова- Синица

- Птицы.

- [с]

- [с] — [с'].

- Различить звук [с] — [с'].

- Научиться  различать  звуки [С - СЬ] на слух и обозначение мягкости на письме.

- Показывают артикуляцию звуков [c-с'].

- На незаконченный круг, на месяц.

- Записывают число, тему урока.

III. Этап

Включение в систему знаний.

Объяснения (добывания нового знания).

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

- развитие фонематического восприятия

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

 15 мин Практические:устные, письменные.

 

Фронтальная Закрепления знаний, умений и навыков.
 - Для чего нам важно различать звуки и уметь их обозначать на письме?- Правильно обозначать на письме твёрдость и мягкость звуков- А как они обозначаются?

Работа со звуками и буквой.
- Синица и сова вам приготовили задания на доске.
-  Возьми карточку в верхнем левом углу.
-  Игра «Зашифруй слова»,
обозначая твёрдый звук [С] соответствующей буквой, а мягкий звук [СЬ] — двумя буквами (буквой С и буквой, следующей за ней).
Сосулька, сосед, смесь, сёстры, сюрприз, сосиски.
Работа в тетради.
- Давайте проверим.

-Что мы научились делать, выполняя это задание?

- Оцените свою работу.

Возьмите лист оценки, найдите задание № 1. Поставите  смайлик с улыбкой, если у вас  все получилось. Кто допустил ошибку,  поставите грустный смайлик.

Развитие фонематического слуха, внимания.

-  Возьми карточку в нижнем левом углу.
-  Игра  «Поймай и запомни».
Поднимите картинку с изображением совы, если услышите звук [с] в слове. Поднимите картинку с изображением синицы, если  услышите звук [с'] в слове.
Речевой материал: сок, селедка, сом,  квас, семь,   село,  колесо, восьмёрка, ананас, оса, осётр.

-Что мы научились делать, выполняя это задание?

- Оцените свою работу.

Возьмите лист оценки, найдите задание № 1. Поставите  смайлик с улыбкой, если у вас  все получилось. Кто допустил ошибку,  поставите грустный смайлик.

Работа со слогами.

-  Возьми карточку в нижнем  правом углу.

-  Чтение  прямых и обратных слогов:

1. со, ос,  се, ес, сё, ёс,  са, ас, сы, ыс, си, ис, ся, яс,  сэ, эс, сю, юс.

-Что мы научились делать, выполняя это задание?

- Оцените свою работу.

Возьмите лист оценки, найдите задание № 2. Поставите  смайлик с улыбкой, если у вас  все получилось. Кто допустил ошибку,  поставите грустный смайлик.

Дифференциация [с] и [с’] в словах.

-  Возьми карточку в нижнем    правом углу.

Игра «Четвертый лишний».

- Назовите лишнюю картинку?

- Сорока,  соловей,  снегирь,  ласточка

- Почему, ласточка?

- Как назовем,  одним словом?

- Стул, кресло, стол,  скамейка

- Почему, кресло?

- Как назовем,  одним словом?

- Поросята, лисята, лосята,  рысь

- Почему, рысь?

- Как назовем,  одним словом?
Игра  «Большой — маленький»
Я буду говорить про маленький предмет, а вы про большой».
Лексический материал:
Носик, пёсик,  кокосик, колесико, косичка, подносик,  ананасик,  кустик, насосик.

-Чему мы научились, выполняя эту работу?

- Оцените свою работу.

- Обозначать на письме твёрдость и мягкость звуков.- Твёрдость и мягкость обозначаем последующей буквой.

- Берет карточку.

- В слове сосулька я услышал два твёрдых звука [С] в первом и втором слогах, на письме обозначил буквой С. В слове сосед я обозначил звук [СЬ] буквой С и следующей гласной второго ряда Е;

в слове смесь я обозначил звук [С] в первом слоге буквой С, звук [СЬ] в конце слова буквой С и мягким знаком;

в слове сёстры я обозначила звук [СЬ] буквой С и следующей гласной второго ряда Ё, второй звук [С] твёрдый, обозначил буквой С;

- Научились,  мягкость на письме согласного звука обозначать  гласными второго ряда и мягким знаком.

Берет карточку.

- Учились различать звуки  [c-с'] на слух.

Читают слоги.

- Учились читать слоги и отличать по твердости, мягкости.

Берет картинку.

- Ласточка

- В слове сорока, соловей, снегирь звук [с]  в начале слова. В слове ласточка звук [с] в середине слова.

- Птицы.

- Кресло

- В слове стул, стол,  скамейка звук [с]  в начале слова. В слове кресло звук [с] в середине  слова.

- Мебель

- В слове поросята, лисята, лосята звук [с']  в середине  слова. В слове рысь звук  [с']  в конце слова.

- Животные.

- нос, пёс, кокос, колесо, коса, поднос, ананас,  куст, насос.

- Научились определять звук [c-с'] в начале, середине, конце слова.

- Научились изменять слова.

IV. Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;- способствовать смене видов деятельногсти, месту обучающихся (по возможности)

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 мин

Показ образца выполнения упражнения, ИКТ групповая Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою всё вертела.
Во траву свалилася,
В ямку покатилася.
И.п. основная стойка. Руки на плечи, круговые движения
Руки на затылок, наклоны влево, вправо;
Высокое поднимание колен;
Повороты головы влево, вправо;
Глубокий наклон вперёд;
2 приседания.

V. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

- усвоение нового способа действия;- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

- проговаривание   выполнения вслух

- выработка способности самостоятельного адекватного реагирования

- развитие речевых умений и логического мышления

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

15 мин

- Практические: сопоставление, выбор правильных формулировок- Наглядно-демонстрационные:

- По уровню самостоятельности: после объяснения задания

парная

Работа со словосочетаниями.

-  Возьми карточку посередине.
- А сейчас, разделитесь на пары.
- Каждая пара получила карточку с заданием. Прочитайте слова первого столбика, слова второго столбика.
- К словам из правого столбика подберите слова из левого столбика, соедините их карандашом.
- Как будете готовы, поднимите руку.
Проверка.
- Какой пёс?
- Усатый кто?
- Седой кто? и т.д.

Выборочная запись словосочетаний в тетрадях.

-Чему мы научились, выполняя эту работу?

- Оцените свою работу.

Работа над предложением.

Составите  предложения по картинкам.

- Посмотрите на картинку

- Где сидит сова?

- В какое время суток сидит сова на ветке?

- Где сидит синица?

- В какое время суток  сидит синица.

-  Соедините эти два предложения в одно.

Работа в тетради.
Детям раздаются индивидуальные карточки, на которых написаны  составленные детьми предложения с пропущенной буквой С.

- Как будете писать  предложение? С какой буквы начнёте? Почему?

Берет карточку.-  Сердитый пес, ананасовый сок, синий василёк,  усатый сом, сливовый сад, седой дедуся.

- Сердитый пёс.

- Усатый сом

-  Седой дедуся

- Учились составлять  словосочетание из слов.

- Сова сидит на ветке.

- Сова сидит на ветке ночью.

Дети  первого ряда повторяют хором.

- Синица сидит на ветке.

- Синица сидит на ветке днем.

Дети  второго ряда повторяют хором.

- Сова сидит на ветке ночью,  а синица днем.

Дети списывают в тетради составленные предложения, вставляя пропущенную букву С.

Сова сидит на ветке.

Синица сидит на ветке днем.

Сова сидит на ветке ночью, а синица днем.

- Предложение пишется с большой буквы.

VI. Итог урока.Рефлексия учебной деятельности.

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

аналитико-синтетические фронтальная - Наше занятие подходит к концу, поранемножко отдохнуть. Поиграем в игру

«Совы, синицы».

- Сейчас мы разделимся на две команды совы и синицы. Наступает ночь, синицы спят, совы летают и произносят звук [с]. День совы спят, синицы летают и произносят звук [с']

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Дайте характеристику звуку [с]

- Дайте характеристику звуку [с']

- Что делали на занятии?

- Все ли задания тебе удалось выполнить?
- В каких заданиях ты допустил ошибки?
- Какие задания выполнил правильно?
- Что вызвало у вас затруднения?
- Достигли ли вы целей, которые ставили?

- Со  звуками [с], [с']- Звук [с] — согласный, твёрдый, глухой.

- Звук [с']-согласный, мягкий, глухой.
- Писали слова, словосочетания, предложения с твёрдыми и мягкими звуками [С -СЬ]

- Да.

Демидова Г.Н.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.