Статья посвящена анализу речевой функции детей с расстройством аутистического спектра. Обозначены типичные речевые ошибки детей данной категории. Согласно О.С. Никольской, описаны 3 группы аутичных детей по степени тяжести и характеру вторичных речевых патологий.
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Аутизм представляет собой сложную аномалию развития, отличительной особенностью которой являются глубокие нарушения общения и коммуникативные барьеры.
Навыки общения аутистов находятся на низком уровне и следствием этого становятся серьёзные трудности процесса социализации и когнитивного развития детей. Помимо этого, несформированность речевой функции влечёт за собой риск социальных, эмоциональных и поведенческих проблем, что, конечно, влияет на качество жизни в целом.
Поскольку аутизм обычно не диагностируется раньше трёх-четырёх лет, о речевом развитии аутистов в раннем возрасте известно крайне мало. Ретроспективные исследования, включающие родительские отчёты и видеозаписи, собранные в период младенчества детей, вместе с диагностическими картами, указывают на отсроченное овладение языком при аутизме [1].
Для более полного понимания проблемы, опираясь на труды американского специалиста Линды Уотсон (Linda Watson), бельгийского ученого Тео Питерса (Theo Peeters) и др. [2], проследим за ходом раннего речевого развития при аутизме.
Речь детей с расстройством аутистического спектра характеризуется некоторыми типичными отклонениями. Феномен, описанный 25% родителей детей с расстройством аутистического спектра, – это распад языковых навыков после начального усвоения некоторых слов.
Директор Центра изучения аутизма и развития мозга при Медицинском колледже Вейл Корнелл (Weill Cornell Medical College) в Нью-Йорке Кэтрин Лорд (Catherine Lord) со своими коллегами Кори Шулмен (Cory Shulman) и Памелой Ди Лаворе (Pamela C. DiLavore) обнаружили, что этот языковой регресс является уникальной приметой аутизма и не встречается ни у одной категории детей с задержками в развитии [3].
Катаржина Чаварска (Katarzyna Chawarska), доктор медицинских наук, профессор Детского исследовательского центра Йельского университета (Yale Child Study Centre), выдвигает гипотезу, согласно которой ранее усвоенная способность к воспроизводству слов утрачивается детьми с расстройством аутистического спектра лишь потому, что они не в состоянии установить связь между освоенными словами и их потенциалом в сфере межличностной коммуникации [4].
Другое типичное явление – возникновение эхолалии, которая может быть немедленной или отсроченной. Иногда эхолалия играет роль самостимулирующего поведения.
Основоположник одного из направлений психологической науки – психологии аномального развития – Виктор Васильевич Лебединский считал, что сам факт возникновения эхолалии указывает на определённую степень сохранности речедвигательной системы [5]. Кроме того, на ранней стадии языкового развития она может быть единственным средством, с помощью которого ребёнок фактически может продуцировать речь.
Доктор философии, профессор кафедры психологии Бостонского Университета Хелен Тэджер-Фласберг (Helen Tager-Flusberg) утверждает, что в процессе развития детей с аутизмом эхолалия дистанцируется. Ещё одной яркой речевой характеристикой аутичных детей являются трудности освоения дейксиса (указание на участников речевого акта), которые чаще всего проявляются в виде путаницы местоимений.
Обобщая научно-методические знания о процессе речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом, О.С. Никольской были выделены 3 группы детей по степени тяжести и характеру вторичных речевых патологий:
1 группа – дети с особо сложными нарушениями, для которых коммуникативная речь недоступна. Они манипулируют изолированными звуками. Эти манипуляции носят лишь аффективный характер и не служат целям контакта. Детям этой группы присущи аутоэхолалии (речевое расстройство, вследствие которого человек повторяет отдельные слова или фразы), почти отсутствуют эхолалии, которые в норме на начальной ступени развития служат расширению словарного запаса и формированию коммуникативной компетенции;
2 группа – дети с менее отягощённым речевым развитием. Их первые слова появляются относительно близко нормы (годовалый возраст). Простейшая фраза возникает около 3-4 лет, но дальнейшего развития нет. Присущи речевые штампы и аутоэхолалии. Характерные для этой группы детей эхолалии способствуют продуктивной коррекционной работе;
3 группа – дети, у которых при кажущейся хорошо развитой речи и богатом лексическом запасе, стабильно возникают трудности свободного оперирования словом. Они задействуют стереотипный набор фраз, ввиду чего их речь кажется «механистичной» и «негибкой». Импрессивная речь сохранна, т.е. процесс декодирования воспринятой речевой информации осуществляется в норме [6].
Ввиду отсутствия понимания причин и патогенетических механизмов возникновения аутизма, потенциально вероятны сложности в разграничении первичных и вторичных характеристик данного расстройства. Во избежание смешения коммуникационных и языковых дефицитов аутичных детей по вышеуказанным параметрам, проведём их сравнительный обзор.
Первичные характеристики |
Вторичные характеристики |
|
1. Нарушения языкового развития. 2. Аномалии при использовании зрения и отсутствие контакта «глаза в глаза». 3. Проблемы имитации и нарушения моторики. 4. Необычная реакция на сенсорные стимулы 5. Аномалии в развитии физических функций. 6. Особые умения в определенных областях. |
Исследования в области расстройств аутистического спектра сделали огромные успехи относительно знания истории проблемы, понимания и объяснения сущности, ранней идентификации и диагноза. Наиболее важным и актуальным по сей день остаётся вопрос сопровождения аутичного ребёнка, его успешного обучения и социализации. Рассмотрим виды, средства, методы поддержки и помощи детям с РДА, реализуемые на современном этапе развития педагогического знания.
Список литературы:
- Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.
- Шоплер Е., Месибов Г. Диагностика и исследование аутизма. Лондон: Пленум Пресс, 1988. 374с.
- Lord. C., Shulman C., DiLavore, P. Regression and word loss in autism spectrum disorder // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. № 45(5). Р. 936–955.
- Chawarska K., Paul R., Klin A. Parental recognition of developmental problems in toddlers with autism spectrum disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2007. № 37. Р. 62-72.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
- Дети и подростки с аутизмом: психол. сопровождение / О. С. Никольская и др. М.: Теревинф, 2005. С. 114.
Шитикова Е.Ю.,
учитель-логопед