Приемы коррекционной работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи

Развитие речи в игреПриемы коррекционной работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе.

Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает:

  • собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция),
  • элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.),
  • связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты),
  • а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Для воспитания звуковой культуры речи я использую следующие методы и приемы:

- образец правильного произношения;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки «Сказка о веселом язычке» , «Веселая прогулка», «Зоопарк»;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з — песенка комара, туп-туп-туп — топает козленок);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и логопеда, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- оценка ответа или действия и исправления;

- образная физкультурная пауза;

- дидактические игры («Чей домик?»)

- ритмическая гимнастика в сочетании с речью («Лошадки», «Где же наши ручки»)

- дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

Младший дошкольный возраст

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

Игра: «Слушай звуки», «Двигайся на звук».

2. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

3. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса.

Игра: «Определи одинаковые звуки», «Покажи, что звучит», «Узнай по звуку», «Спой как большой медведь, как маленький мишка», «Сдуй пушинку».

Развитие пространственного слуха.

4. Игра: «Покажи, где звук?», «Где котенок, где щенок?».

Определение тембра мужского, женского и детского голосов,

Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да ну и др).

5. Вызывать правильное произношение звуков.

Старший дошкольный возраст

1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками с, с’, з, з’, ц. , ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять

произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л’, р, р’.

3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса. Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» ( . ампа, мы . о, . ук, ку . ак).

4. Развивать навыки звукового анализа слов. Игра » Отгадай слово по первым звукам «. Посмотри на картинки. По первым звукам названий картинок отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); зебра, иголка, мышь, аквариум (зима). Игра » Цепочка «. Что общего в словах «мак» и «кот»?

5. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

6. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

7. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Игра » Выбери лишнее слово». Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.

Воспитание правильного звукопроизношения осуществляется при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом мы формируем не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и слухопроизносительные возможности ребенка, т. е. те связи слухового и артикуляционного контроля, без которых невозможно правильное произношение звуков.

Воспитание правильного произношения звуков включает в себя:

  1. подготовительные упражнения (подготовку артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука);
  2. уточнение артикуляции звука (изолированное произнесение звука);
  3. правильное произношение звука в слогах и словах
  4. правильное произношение звука в предложениях, связной речи;
  5. дифференциация звуков.

В работе по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков используется ряд педагогических приемов. Вот некоторые из них:

Звукоподражания

С детьми младшего дошкольного возраста широко используются звукоподражания, издаваемые животными. Например:

Рассказ «Кто как кричит?» (при формировании правильного произношения звука К)

Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Помните, дети, как мы с вами ходили в лес на даче? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица (достает игрушку, ставит на стол) и кричит: «Ко-ко-ко..» Как она кричит? («Ко-ко-ко».) Идем мы дальше, а курица кудахчет: «Куд-куда». Как она кудахчет? («Куд-куда».) «В лес»,— ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух (достает петуха) и кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Как петух кричит? («Ку-ка-ре-ку!») Пошли дальше по дороге, мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнухов зерна клюют (достает воробья). Прогнали их дети. Как вы их прогнали? («Кыш-кыш».) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать ягоды, вдруг слышим, кукушка кукует (достает кукушку): «Ку-ку». Как кукушка кукует? («Ку-ку…».) Набрали ягод, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают (достает лягушку): «Ква-ква». Как лягушки квакают? («Ква-ква».) Погуляли по лесу и вернулись домой».

Методические указания: следить, чтобы в звукоподражаниях дети произносили звук К четко и отвечали на вопросы полным ответом.

Договаривание

Договаривание – как прием педагогической работы очень эффективен при воспитании у детей навыков правильного произношения звуков. Его можно использовать на всех этапах работы над звуком. Используется договаривание предложений, подстановка подходящих по смыслу слов и звуков.

Заучивание

Заучивание стихотворение, чистоговорок и скороговорок используется на последнем этапе работы со звуком. Это наиболее сложный этап для детей, так как требует от них значительных усилий. Ребенок уже должен владеть четкой артикуляцией звука, уметь различать артикуляторно или акустически схожие звуки.

Рассказывание

Дети-дошкольники очень любят сказки, рассказы, поэтому рассказывание широко используют как прием педагогической работы, в том числе и при воспитании у детей навыков правильного произношения звуков. В нашем случае удобно применять ее при подготовке артикуляционного аппарата к произнесению звуков, а также на уровне автоматизации звука в связной речи.

Система игр, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей:

«Разложи картинки на группы»

«Разложи картинки по сходству»

«Назови лишнее слово»

«Спрячь лишнее»

«Пара к паре»

«Отгадай загадки»

«Отгадывание по описанию»

«Волшебный мешочек»

«Выбери из трех два слова-«неприятеля»

«Сравнить по вкусу»

«Сравнить по цвету»

«Сравнить по размеру»

«На что похоже?» (сравнение)

«Закончи предложения».

«Логопедическая ромашка». Цикл игр «Логопедическая ромашка» учит ребенка различать звуки на слух, выделять их из слов, сравнивать между собой. А это является главным условием формирования правильного произношения и успешного обучения письму и чтению В этой игре предлагается поработать над звуками: ж-ш, з-с, р-л, ч-щ.

Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно. Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы: задания должны проводиться систематически и поэтапно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными.

Литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

4. Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, — 239 с.: ил

5. Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. И доп.

Ословская Н.П.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.