Основные направления профилактики речевых нарушений

Речь 6-7 летАннотация: Данная статья раскрывает теоретические вопросы по видам профилактики речевых нарушений по Л.С. Волковой. В первичной профилактике затрагиваются вопросы генетического консультирования, важность стимуляции речевого развития, а также вопрос адаптации. Вторичная профилактика раскрывает понятия: первичные-вторичные нарушения, сенситивный период, компенсаторные механизмы и коррекционные мероприятия. Третичная профилактику объясняет вопросы трудовой социализации лиц с нарушениями речи.

Основные направления профилактики речевых нарушений

Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

При этом одним из важнейших направлений логопедической помощи в ДОУ является предупреждение нарушений речи и компенсаторного механизма вторичных и третичных нарушений различной патологии, в том числе и речевой.

Перед этой отраслью, логопедия как наука ставит следующие задачи:

1. Первичная профилактика, заключается именно в предупреждении речевых расстройств.

2. Вторичная профилактика, занимается предупреждением перехода расстройств речи в хронические формы, и также предупреждением последствий патологии речи.

3. Третичная профилактика, проводит социально-трудовую адаптацию лиц, страдающих речевыми расстройствами.

Первичная профилактика.

В речевом развитии предупреждение нарушений в первую очередь основываются на мерах педагогического, социального и, прежде всего психологического предупреждения расстройств высших психических функций.

Подрастающее поколение страдает сниженным иммунитетом, расстройствами нервной и эндокринной систем, которые зависят главным образом от экологии. Загрязненная окружающая среда является причиной появления острых и хронических заболеваний, а также снижением в организме сопротивляемости вредоносным влияниям. У родителей тоже отмечается снижение качества всех сторон здоровья, выявлено, что при отягощенной наследственности дети чаще страдают теми же нарушениями, что и их родители.

Психопрофилактические мероприятия включают в себя своевременное генетическое консультирование будущих родителей.

В генетическое консультирование входит: выявление нарушений на генетическом уровне, и выяснение их последствий; выяснение тяжести заболевания и риск рецидива; подробное описание способов профилактики и своевременной, оптимальной коррекции.

Актуальным в первичной профилактике является просвещение молодых родителей, которые несут ответственность за нервно-психическое здоровье ребенка. Родители вместе с врачами тщательно следят за развитием и становлением всех физиологических реакций, и в случае отклонений от нормы должны принять необходимые профилактические мероприятия.

Для полноценного развития ребенка особое значение имеет стимуляция формирования речевой функции. Следует содействовать благоприятному протеканию овладения ребенком двигательных навыков (сидение, ползание, ходьба, тонкая и общая моторика и т.д.), и в особенности речевым моторным аппаратом. Развитие тонкой моторики рук, особенно манипулятивная деятельность, тесно связана с формированием речедвигательной функции.

На первых годах жизни особое значение для ребенка имеет развитие понимания речи, то есть развитие пассивного словаря, что в свою очередь зависит от речевого поведения взрослых. Ребенок начинает понимать речь путем установления связи между словами, которые произносят взрослые, и предметами, которые эти слова обозначают.

В начальный период речевого развития не следует перегружать ребенка овладением малопонятных слов с трудным произношением, заучиванием песен и стихов, относящихся к старшей возрастной категорией.

Люди, окружающие ребенка, своей спокойной речью, четкой и плавной по артикуляции, грамматически верно оформленной фразой, побуждают ребенка к подражанию соответствующему оформлению речевой функции.

Процесс овладения правильным звукопроизношением нарушается тогда, когда взрослые, окружающие ребенка, имеют неправильное произношение, или, забавляясь, повторяют неверно оформленное речевой высказывание, нарушенное звукопроизношение закрепляется и в дальнейшем ребенку необходимо специальное логопедическое обучение.

Развитие речевых навыков осуществляется совместно с окружающей средой. Верное восприятие предметов, накопление знаний и навыков о них происходит за счет теснейшего взаимодействия сенсорного и речевого развития.

Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте это детская игра, посредством которой мотивируются потребности познания и необходимость приобретения знаний и умений, соответствующие их возрасту. Подключение дидактических игр в жизнь ребенка способствует сенсорному развитию, развивает способность к обучению, совершенствует фонематический слух и речь в целом.

Дифференцированные занятия слухового и фонематического восприятия необходимы ребенку для успешного овладения чтением и письмом. При полноценном и качественном обучении чтением и письмом важными умениями для ребенка являются способность не только слышать в слове отдельные звуки, но и понимать, что существует определенная последовательность звуков в слове. Умение дифференцировать и разделять звуки ведет к развитию слуховой памяти и внимания к самой звуковой стороне речи.

Большая ответственность за проведение профилактических мероприятий нервно-психических нарушений, приводящих к различным нарушениям, в том числе и речевым, возлагается на дошкольные учреждения. В программах федерального государственного образовательного стандарта обозначены задачи, которые организуют воспитательно-образовательную деятельность дошкольного учреждения, в области умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребенка дошкольного возраста.

Следует отметить, что важным психологическим аспектом качественным проведением профилактики нервно-психических нарушений, речи в частности, является своевременное направление ребенка в дошкольное учреждение, именно в том возрастном периоде, в котором наиболее безболезненно пройдет адаптация к новым условиям жизни.

Адаптация к условиям отдельного нахождения от семьи раскрывает у ребенка познавательные механизмы, развивает интерес к новым предметам и людям, и активизирует активную деятельность ребенка. Важным условием этого периода является соблюдение гигиенических правил, при которых важно развитие двигательной активности у детей, как в детском саду, так и дома.

Вторичная профилактика.

Известно, что существует взаимосвязь между нарушениями речи (первичные нарушения) и психическом развитии ребенка, формированием его личности и поведения (вторичные нарушения).

Расстройства речи, обусловленные органическими поражениями мозга (алалия, афазия), ограничивают умственное развитие полностью. Происходит это как за счет функционального единства речи и мышления, так и нарушений взаимодействия с окружающим миром. Последнее существенно обедняет как знания и эмоции, так и психические проявления личности полностью.

Особую роль в речевом онтогенезе играют взаимодействие социальных и биологических факторов, поэтому важно максимально вовлечь в коррекционную работу родителей ребенка. Они должны быть осведомлены, что низкий уровень развития сосательного рефлекса, малая двигательная активность, слабый или сильный голос говорят о повреждении головного мозга.

Существующие взгляды в обществе на прогноз и неизлечимость органических поражений головного мозга существенно влияют на отношение родителей к ребенку. Логопеду важно разъяснить родителям компенсаторные механизмы существующего органического дефекта, обратить внимание на значение врожденных рефлексов (эхопраксия и эхолалия), на вызывание голосовых реакций ребенка и первые этапы лепета для развития двигательной активности артикуляционного аппарата. Родители должны хорошо представлять себе, что чем раньше начата коррекционная работа, тем в меньшей мере пострадают интеллектуальное и речевое развитие ребенка.

Речевые нарушения у детей часто сочетаются с недостаточно сформированным и развитым целостным образом предмета. Поэтому важно проводить коррекционную работу таким образом, что сначала уточняется или создается образ того, что при дальнейшей работе уточняется словом (вторая сигнальная система). Коррекционная работа направляется на преодоление как речевых, так и неречевых симптомов с учетом индивидуального психологического развития ребенка. Характер речевой недостаточности и её степень, проявления вторичных психических нарушений определяют способность ребенка к обучению и возможность активной общественной позиции.

В своевременном формировании предпосылок к овладению практическими навыками анализа и синтеза препятствуют недоразвитие звуковой стороны речи, несформированностью фонематических процессов и звукопроизношения. Это явление рассматривают как первое следствие, ведущие к трудностям овладения грамотой. К следствиям второго порядка относят те трудности, которые образуются непосредственно в процессе овладения грамотой.

Максимальная концентрация внимания учителя-логопеда должна быть направлена на своевременное предупреждение вторичных отклонений, отдаленных от самой речевой патологии последствий. Заострить свое внимание на предупреждение вторичных отклонений, также следует и при анализе состояния звуковой стороны речи, так как недостаткам в овладении навыками письма и чтения приводит несформированность фонематических процессов даже при полной компенсации дефектов звукопроизношения.

Логопеду необходимо знать и учитывать все проявления определенной речевой патологии, и особенно условия полной компенсации. Поэтому особую значимость имеет ёмкое всестороннее изучение каждого ребенка для построения оптимального коррекционного обучения и воспитания ребенка с речевой патологией и профилактике вторичных отклонений.

При условии всестороннего знания о развитии ребенка (психологического, речевого, физического) с опорой на нормы развития ребенка логопедическая профилактика может быть действенной. Этот факт даст возможность логопеду направлено руководить процессом воспитания и обучения, опираясь на периоды с повышенной чувствительности (сенситивность), проявляющиеся на определенных этапах онтогенеза. Несвоевременное (опережающее или запаздывающее) к периоду сенситивности коррекционное обучение менее эффективно, хотя опора на закономерности развития психики и речи, психофизиологических характеристик позволяет логопеду добиваться положительных прогредиентных результатов.

Третичная профилактика. Дефекты речи ограничивают возможность выбора профессий. В задачи третичной профилактики входит профессиональная ориентация и обучение лиц, с речевой патологией.

Главным направлением этого этапа считается глубокий учет индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка с речевыми нарушениями. Таким детям необходимо возможность выбора с помощью таких специалистов, как педагог, врач, психолог такого пути обучения, при котором ребенок достигнет наилучших результатов. Для этой категории детей важно перенести центр тяжести с когнитивного на эмоциональное и социальное развитие.

Главной целью трудового воспитания детей с речевыми нарушениями является формирования убеждения о том, что труд это основная форма реализации личности.

Решающее и главным образом господствующее значение в предупреждении речевых расстройств в детском возрасте имеет речевая среда. Сама профилактика речевых нарушений начинается именно с того возраста, когда зарождается собственно сама речь, то есть в младенческом возрасте, если это необходимо. Важно учитывать собственно онтогенез речи (постепенное индивидуальное развитие ребенка в целом, и речи в частности), так и её основных компонентов.

Работа по профилактике речевых нарушений может быть разделена на проведение мероприятий психогигиенической направленности и предупреждение недостатков речи с помощью специальных приемов и средств. В период интенсивного становления речи отмечается чрезвычайная ранимость и чувствительность к внешним негативным воздействиям.

Опираясь на этот факт, обязательно в профилактическую деятельность входят: охрана нервно-психического и физического здоровья детей; осуществление доброжелательной, спокойной жизнедеятельности детей, предупреждение стрессовых ситуаций внешней среды; выявление на раннем этапе факторов риска в речевом развитии, прослеживание наличие отклонений от нормы в здоровом состоянии, наличие врожденных или приобретенных заболеваний, сказывающихся на речевом развитии ребенка.

Своевременная и компетентная профилактика речевого развития необходима для раннего предупреждения нарушений речи, так как задержанное речевое развитие затрудняет взаимоотношения с окружающими, и в дальнейшем пагубно влияет на процесс обучения грамоте, чтению и других психических функций.

Соколова К.М.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.