Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ОНРОсобенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для овладения ребенком речью необходимы сохранные умственные способности, нормативный слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении и полноценное речевое окружение. Отсутствие одного из данных условий приводит к различным речевым расстройствам.

Головчиц Л.А., Лурия А.Р., Черкасова Е.Л. отмечают, что несформированность слухового восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям.

Изучение влияния особенностей слухового восприятия на речевую функцию детей в коррекционной педагогике представлено двумя основными дисциплинами: сурдопедагогикой и логопедией.

Но мы остановимся на логопедии, которая, как известно, рассматривает расстройства слухового восприятия при нормальном физическом слухе и сохранных интеллектуальных предпосылках в структуре различных речевых нарушений.

Наиболее разнообразные отклонения в развитии слухового восприятия отмечаются при общем недоразвитии речи (ОНР), под которым понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. При ОНР нарушается формирование звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики и связной речи. Выявлена связь речевых нарушений с незрелостью нейрофизиологических механизмов, нарушениями развития по¬знавательных процессов, несформированностью когнитивных операций, недостатками психомоторного, эмоционального и социального развития детей.

Среди причин данного нарушения Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Шкловский В.М. отмечают тот факт, что у детей с ОНР тяжелое состояние высших психических функций, особенно зрительного, слухового гнозиса, пространственной организации восприятия, связано с нарушениями кровоснабжения при родовых осложнениях и на нейрофизиологическом уровне проявляется влокальных изменениях электрической активности правого полушария головного мозга.

Изучение нейрофизиологических механизмов организации речевой деятельности у детей с различными речевыми расстройствами, проведенное Фишман М.Н., свидетельствует о преимущественном поражении у них структур левого полушария с вовлечением структур правого полушария, о наличии несоответствия уровня электрической активности возрастным нормативам. При этом подчеркивается, что у детей младшего дошкольного возраста выявляются зеркальные очаги в симметричных отделах правого полушария.

По мнению Ананьева Б.Г., слуховой анализатор осуществляет анализ и синтез звуков как каждым в отдельности полушарием, так и совместно. Самостоятельная работа каждого полушария по определению силы, высоты, источника звучания возможна лишь в привычных условиях, а в новых условиях для различения звука по всем его параметрам необходима совместная работа обоих полушарий. У детей с недоразвитием речи нарушено формирование функциональной специализации полушарий головного мозга, а деятельность правого полушария уже на ранних этапах развития характеризуется ослабленностью сенсорно-перцептивного звена.

Многие исследователи, а в частности Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Хватцев, констатируют недостаточность слухового восприятия у детей с недоразвитием речи, при этом особое внимание уделяют одному из компонентов слухового восприятия – фонематическому.
Левина Р.Е. при общем недоразвитии речи выделяет три уровня речевого развития, для каждого из которых характерны свои особенности фонематической стороны речи. В таблице 3 нами представлены особенности фонематического восприятия, характерные для каждого из уровней ОНР.

Таблица 3

Особенности фонематического восприятия у детей с ОНР

Уровень  ОНР Особенности фонематического восприятия
I уровень Звуковая сторона речи детей характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.Задача выделения отдельных звуков для ребенка с лепетной речью непонятна и невыполнима. У детей ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. У них отмечается неточное воспроизведение интонаций, отчего не усваивается место ударения в слове, поэтому речь характеризуется сокращениями количества слогов в словах.

Из-за отсутствия восприятия ритмичности построения речи ребенок с данным уровнем речевого развития с трудом усваивает ритмико-мелодическую структуру слова.

II уровень У детей отмечается недостаточность фонематического восприятия. Однако у них уже появляется возможность различать акустически далекие фонемы, хотя акустически близкие фонемы не дифференцируются. Вероятно, искаженное произношение способствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не дифференцируются. Высказывания детей малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слова и его звуконаполняемости.
III уровень У детей отмечается наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако изолированно звуки могут произноситься верно, а в словах и предложениях взаимозаменяться. В высказываниях детей появляются слова из 3-5 слогов, но остаются трудности воспроизведения звукослоговой структуры слов.

Фонематическое восприятие формируется у детей с общим недоразвитием речи поэтапно. Каше Г.А., Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. выделяют 5 этапов становления фонематического восприятия:

  • 1 этап характеризуется полным отсутствием дифференциации фонем родного языка, при этом ребенок не понимает обращенной речи.
  • 2 этап предполагает возможность различения акустически далеких фонем при невозможности дифференциации акустически близких. Ребенок при этом воспринимает речь иначе, нежели взрослый, что во — многом обусловлено его собственным неправильным произношением.
  • 3 этап отличается тем, что ребенок начинает «слышать» звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится не только правильно, но и неправильно произнесенное слово. При этом Р.Е. Левина отмечает сосуществование на этом этапе «прежнего косноязычного» и формирующегося нового произношения.
  • 4 этап предполагает, что при восприятии речи у ребенка преобладают новые образцы, собственное его произношение почти нормативно, но фонематические дифференцировки недостаточно стойкие. Это становится очевидным при попытке воспроизведения незнакомых или малочастотных слов.
  • 5 этап сопряжен с завершением развития процессов фонематического восприятия, когда и импрессивная и экспрессивная речь в фонематическом отношении правильны. Самым существенным признаком перехода на эту высшую ступень фонематического развития является то, что ребенок хорошо различает правильное и неправильное произношение.

Проблема состояния слухового восприятия детей с общим недоразвитием речи рассматривается в работах Алексеевой А.Е., Ляминой И.П., Микляевой Ю.В. Авторы отмечают у дошкольников с ОНР несформированность языкового анализа, чувства ритма, фонематического слуха, недостаточность сенсорно-перцептивной деятельности, низкие показатели развития слуховых функций (неречевой и речевой слух).

Исследования слухового восприятия детей дошкольного возраста с ОНР Переслени Л.И., Фотековой Т.А. выявили трудности раздражений неречевого характера, заключающиеся в отсутствии слуховых предметных образов, нарушении слухового внимания, дифференцированного восприятия бытовых шумов, звуков речи, правильного анализа ритмических структур. Выполнение заданий на восприятие и воспроизведение ритма детьми с общим недоразвитием речи свидетельствуют о трудностях слухового анализа ритмических структур.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б и др. отмечают, что у детей с ОНР наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференцированных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно сформированных строении и функции артикуляционного аппарата указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Иногда у таких детей наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении.

Тем не менее, здесь существует определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее различаются фонемы на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов.

ЧеркасоваЕ.Л. отмечает, что несформированность фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи проявляется в
недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звукопроизношение этих детей характеризуется, в первую очередь, заменами звуков (в основном – свистящих, шипящих и сонорных [Л], [Р], [Р']).У части детей встречается искаженное произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков: шипящий или межзубный сигматизм, велярный, увулярный или одноударный ротацизм.

При наличии большого количества неверно произносимых звуков, как правило, у дошкольников с ОНР нарушается воспроизведение многосложных слов со стечением согласных. Дети затрудняются в дифференциации на слух оппозиционных групп звуков, произносимых не только дефектно, но и правильно, выявляется неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза: ребенок не выделяет звук на фоне слова, не может определить последовательность звуков в простых словах.

Черкасовой Е.Л. большое внимание уделяется детям с первичными речевыми нарушениями, сочетающимися с легким снижением физического слуха. В своих исследованиях автором выявлена значительная распространенность (до 28%) легких нарушений физического слуха у дошкольников с ОНР, показано влияние минимальных нарушений слуха на возникновение речевых расстройств, рассматривается вопрос об организации своевременной медицинской, психолого-педагогической и логопедической помощи детям со снижением слуха.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, ринолалии, дизартрии.

Таким образом, логопедия, анализируя влияние особенностей слухового восприятия на речевую функцию детей, рассматривает расстройства слухового восприятия при нормальном физическом слухе и сохранных интеллектуальных предпосылках в структуре различных речевых нарушений. Учеными отмечаются наиболее разнообразные отклонения в развитии слухового восприятия при общем недоразвитии речи. В структуре ОНР особое внимание уделяют одному компоненту слухового восприятия – фонематическому.Типичное состояние фонематических процессов пропорционально уровню речевого развития, а также степени осложненности дефекта.

Мария Долгих,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: 

Сейчас читают:

Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня
Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа) Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа)
Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.