Семинар для воспитателей «Развитие речи детей с помощью логопедических игр»

Игры для развития речи и мышленияАннотация: Логопедические игры по развитию речи сегодня являются очень значимой частью в образовательном процессе как будущих первоклассников, так и младших школьников. Они восполняют, тренируют, обогащают и стабилизируют речь ребенка.

Семинар для воспитателей: «Развитие речи детей с помощью логопедических игр»

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам.

Заметим, что часто наши дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо , невнятно, поспешно.

Очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Слайд № 1, 2, 3;

Связная речь является главным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.

Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь – это развернутое, связное , самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время.

Чтобы дошкольник имел значительную осведомленность об окружающем его мире, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Слайд № 5;

Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи для наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь через логопедические (словесные) игры и упражнения.

Стараемся упражнять его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложй.

Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки «что это?» .

При правильном ответе ребенок картинку забирает себе. Слайд № 6, 1.

1. «Объяснялки» — объясни, что это такое? (Водопад — вода падает с горы. Самосвал — сам сваливает груз. Белоствольная — с белым стволом. Длиннохвостая — с длинным хвостом), т. е. идет работа с освоением сложных слов.

2. «Скажи наоборот!»

(вверху – внизу, мягкий – твердый).

3. «Подберем красивые слова о нашей кошечке, какая она?»

(пушистая, веселая, быстрая, умная).

4. «Что летает, ползает, идет, едет?»

Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать – мчаться; пахучая – ароматная.

5. Игра – соревнование «Кто больше запомнит и придумает «родных» слов?»

(хлеб — хлебушек — хлебный – хлебопек).

6. «Кто где живет?» , «Чьи детки?»

7. «Узнай предмет по описанию»

(рыжая, быстрая, маленькая ловкая).

8. Игра «Один — много»

(дерево – деревья, стол – столы).

9. «Назови 4 -5 картинок на определенную тему ( мебель, посуда, одежда, обувь и т. д.), начав так: «Я знаю 5 названий мебели ….»

Обязательно надо тренировать детей в словоизменении и словообразовании:

- как называется суп из фасоли? (фасолевый),

- чья голова? чей хвост? (коровья, коровий).

Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.

В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать простые предметы, явления природы, действия.

В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любо- знательность, слуховое внимание, сообразительность. Слайд № 5;

Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений.

Грамматический строй речи также является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи.

Дети, у которых не сформирован грамм.строй, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении.

Чтобы ребята в будущем хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и свободной речи.

Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3 -4 лет.

1. «Скажи правильно!», «Повтори за мной!» (Автобус едет по дороге).

2. «Какое слово убежало ?» или « Договори словечко!» (Алеша ел …. .)

3. «Закончи мое предложение!» (Сейчас мы поедем ……)

4. «Исправь Незнайку!» (Машина едет по реке .)

5. «Из чего сделаны предметы?» (расскажи о деревянных).

6. «Почемучка». (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самолет назвали самолетом? потому что сам летает.)

Дошкольники должны уметь отвечать на разные вопросы (куда? зачем? когда? с кем? какой? почему?) и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях.

«Спроси меня!» (про погоду, спроси меня про папу).

Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за ).

Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?» (Ответы даются детьми с использованием подходящего по смыслу предлога).

Для того, чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его, много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы.

Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями. Слайд № 7, 8;

Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов.

Здесь могут помочь схемы по составлению рассказов В. К. Воробьевой (описательный о каком-либо предмете или составленный по конкретному литературному тексту.

Например (описательный р-з о фрукте или мебели — схема ; предметно-графическая схема к рассказу «Как птицы саду помогают» и к рассказу «Отважный петух».

Ребенку также можно предложить и другие полезные и интересные виды работ:

1.»Сравним два предмета!» чем похоже, чем отличаются? (огурец – помидор., самолет – ласточка и т.д.)

2.»Что ты увидел за три секунды?» ребенку приходится запомнить или вспомнить и рассказать об увиденном.

3.»Придумай рассказ по серии картинок!» (картинки надо разложить по порядку, соблюдая последовательность событий и причинные связи.

4.»Убери лишнюю картинку и назови рассказ».

5.»Составление рассказа по сюжетной картинке или серии картин с использованием данного плана».

6.»Смешинки» Придумать смешное предложение или рассказ о звездочке, о листочке и др.

7.»Доскажи…..!» Взрослый начинает — ребенок заканчивает (с элементами сочинения.

8. Игра «Исправь меня!» Взрослый неправильно рассказывает, а ребенок исправляет.

9. Взрослый и ребенок составляют рассказ на определенную тему.

10. Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы («Если бы ты был цветком, самолетом?» «Что было бы, если бы все время шел дождь?»)

11. Придумывание своей сказки на заданную тему или свободную по желанию ребенка. Полезные игры, развивающие описательную речь.

1. «Что может рассказать о себе малина, книга, автобус?»

(Я – малина, вкусная ягода. Я расту на кустах. Я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье.)

2. «Угадай предмет по описанию!»

3. «Небылицы»

4. «Мое любимое животное».

5. «Наши добрые дела»

6. «Как передвигаются животные?»

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов.

Необходимо включать в развитие речи детей материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей.

Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с летьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.

Попова Е. В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.