Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка

Комплексы артикуляционной гимнастикиСоветы логопеда воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, разъяснение необходимости проводить артикуляционную гимнастику ежедневно.

Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка»

Цель:

  • повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике.
  2. Совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.

Известно, что в возрасте 3 – 4 лет идет интенсивный рост словаря и фразовой речи. Произносительная сторона речи часто далека от совершенства. Очень часто речь ребенка может разобрать только близкий ему человек.

В результате обследования произносительной стороны речи выявляются дефекты звукопроизношения: согласные звуки произносятся недостаточно четко, смягчаются, искажаются, пропускаются, заменяются другими звуками. Грубо нарушена слоговая структура слова. Так наблюдается сокращение слова, перестановка звуков и слогов в слове, вводятся дополнительные звуки в словах со стечением согласных. Движения речевых органов недостаточно четкие, у многих возникают проблемы с расслаблением языка, поднятием его вверх, вытягиванием губ трубочкой, страдает скорость переключения с одного артикуляционного уклада на другой и трудность в удержании позы в течение определенного времени.

Формирование правильного четкого произношения у детей – это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над собственной речью.

Развивать речь ребенка с раннего возраста, значит помочь ему быстрее научиться выражать словами свои мысли и желания.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом про-цессе.

Цель артикуляционной гимнастики: вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Каждое логопедическое занятие обязательно включает в себя комплекс таких упражнений. Но одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, в нашем случае с воспитателями.

В течение дня бывают моменты, когда необходимо успокоить детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, или требуется заполнить паузу, которая возникает при ожидании завтрака, обеда или ужина. Этот момент можно использовать для выполнения комплекса упражнений.

Хочется рассказать о видах артикуляционных упражнений и правилах их выполнения.

Виды артикуляционных упражнений

Артикуляционная гимнастика бывает активной – ребенок самостоятельно выполняет упражнение по указанию взрослого.

Для детей первого года жизни, а так же для детей с ДЦП используют пассивную артикуляционную гимнастику – взрослый выполняет движения за ребенка.

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка (5−10 секунд): чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… — требуют ритмичного повтора движений (по 6−8 раз), координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

  1. 1 группа упражнений — вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата;
  2. 2 группа упражнений — способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
  3. 3 группа упражнений — специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, с детьми 2-3 лет, берутся упражнения на развитие основных движений, для детей 3-4 лет — на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), а для 4-5 летних упражнения — для сонорных звуков.

Организация работы

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, поэтому желательно гимнастику проводить перед зеркалом.

2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3−4 раза в день по 3−5 минут. Не следует предлагать детям более 2−3 упражнений за раз — разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Совместно с дефектологом комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и

закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

3. В комплексе должны присутствовать 2−3 упражнения статических и 2−3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10−15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

4. На первых занятиях упражнение повторяется 2−3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10−15 раз.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упражнение «трубочка» — имеет несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, слоники…)

Специфика нашей работы в том, что у нас разновозрастные группы. Поэтому на групповые занятия нужно выносить те упражнения, которые доступны и младшим детям. Учитывая склонность к подражанию, дети уже с 2-х лет способны выполнить такие упражнения, как «Заборчик», «Блинчик», «Часики», «Окошко». В конце можно включить 2-3 упражнения более сложного характера для старших детей.

Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Регулярное проведение упражнений с детьми является своеобразной профилактикой возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Только совместная работа логопеда и воспитателей поможет улучшить речь наших детей.

Капитонова М.С.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.