Инновационные приемы работы логопедов и дефектологов ДОУ по формированию зрительно-пространственных представлений у дошкольников с ОНР

ОНРАннотация: В данной статье представлен теоретический и практический материал по формированию зрительно-пространственных представлений у детей с ОНР. Теоретический раздел включает определения зрительного восприятия, зрительно-пространственных представлений, зрительно-пространственных ориентировок. В практической части авторы предлагают использовать проектную деятельность и инновационное спортивное оборудование с целью формирования зрительно-пространственных представлений у детей с ОНР.

Инновационные приемы работы логопедов и дефектологов ДОУ по формированию зрительно-пространственных представлений у дошкольников с ОНР

В психоречевом развитии дошкольников с ОНР одним из важнейших показателей является уровень сформированности зрительного восприятия, который определяет успех овладения когнитивными навыками.

Что такое зрительное восприятие?

Зрительное восприятие представляет собой формирование у человека тех ситуаций и образов внешнего мира, которые непосредственно фиксируются его глазами.

Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность, объем и константность восприятия.

В зрительно-пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система – быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение.

Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения:

  1. Сенсорно-перцептивный (непосредственное зрительное восприятие)
  2. Зрительно-пространственные представления
  3. Вербально-логический уровень (зрительно-пространственные ориентировки)

В процессе познания представления являются переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований – представлений.

Представление – это воспроизведенный образ предмета, который – на основе предшествовавшего сенсорного воздействия – воспроизводится в отсутствии предмета. Представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями.

Существенное место среди этих связей занимают ассоциативные связи.

Глазодвигательная система участвует в анализе и оценке последующих изменений: положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объектов, их движения, различные соотношения между объектами.

М.М. Семаго и Н.Я Семаго рассматривают 4 уровня пространственных представлений, которые осваивает ребенок дошкольного возраста и составляющие элементы пространственных представлений на каждом уровне:

1. Пространство собственного тела. Сюда входят представления о собственном теле ребенка, частях тела и их взаимном расположении.

2. Представления о расположении объектов в пространстве по отношению к собственному телу ребенка.

3. Представления о взаимоотношении между внешними объектами.

4.Пространственные представления со словесным обозначением пространства в лингвистической картине ребенка, сюда относятся грамматические конструкции, смысл которых определяется окончаниями слов, способами их расстановки, предлогами.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в ДОУ» дети должны:

  • освоить в младшем возрасте собственное тело как точку пространственных направлений («на себе»): знание отдельных частей своего тела, лица.
  • ориентироваться в среднем и старшем дошкольном возрасте в окружающем направлении «от себя», «от другого человека», «от других предметов». Это первый обобщенный способ пространственных ориентаций. На основании его формируются различные системы знаний о пространственных отношениях объектов:
  • ориентироваться на плоскости (лист, страница, бумага в клетку, в линейку). Начало формирования — младший дошкольный возраст.
  • ориентироваться по основным пространственным направлениям;
  • пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающем знания о предметно-пространственном окружении).

Процесс формирования зрительно-пространственных представлений сложный, требует активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного развития у ребенка данных представлений. Этот процесс зависит от многих факторов:

  • уровень развития и чувствительности анализаторных систем организма ребенка;
  • насыщенность познавательной окружающей среды;
  • окружающая лингвистическая среда;
  • уровень реализации ведущей деятельности;
  • профессионализм педагога.

Уровень сформированности зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте определяет дальнейшее успешное обучение ребенка в школе.

В данной статье предлагается рассмотреть инновационные приемы работы педагогов ДОУ по формированию зрительно-пространственных представлений у дошкольников:

  1. Проектная деятельность;
  2. Использование спортивного оборудования для формирования зрительно-пространственных ориентировок.

Целью проектной деятельности является создание обучающих презентаций по формированию зрительно-пространственных представлений.

Инновационность проекта:

  • использование интернет-ресурсов для создания обучающих презентаций;
  • четкий алгоритм презентаций, который включает все этапы работы педагога по формированию зрительно-пространственных представлений;
  • возможность участия родителей в создании презентаций, закрепление полученных знаний в домашних условиях;
  • возможность усложнения материала в рамках одного вида задания;
  • развитие творческих способностей детей;
  • повышение комфортности проведения НОД;
  • использование персонального сайта педагога как базовой интернет- площадки для развития и обучения детей.

НОД по формированию зрительно-пространственных представлений у детей подготовительной группы компенсирующего вида проводится учителем-логопедом с использованием мультимедийного оборудования.

Обучающие презентации представляют собой систему педагогического воздействия, т.к. имеют четкий алгоритм и динамику усложнения заданий каждого слайда.

Дети знают последовательность заданий, инструкцию к ним, что позволяет педагогу активно привлекать малышей к ведению занятия, т.е. ребенок может самостоятельно рассказать о задании слайда другим детям. Это повышает интерактивность детей.

Обучающая презентация по формированию зрительно-пространственных представлений состоит из 4-х слайдов. Задание каждого слайда способствует формированию определенного уровня зрительно-пространственных представлений.

На первом слайде размещается интересная, яркая , сюжетная картинка (как правило, картина связана с лексической темой по планированию в ДОУ). Дети составляют предложения по сюжету картины. Усложнение: появляются буквы, размещенные на картинке. Дети находят буквы, составляя предложения с предлогами. Таким образом, дети учатся использовать в речи предложно-падежные конструкции, что способствует развитию вербальных зрительно-пространственных представлений.

Задания второго слайда развивают у детей периферическое зрение. У человека наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне ясного видения. Это обусловлено строением глаза и его расположением на лице. Взгляд человека воспринимает то, что находится прямо перед ним. То, что находится слева, справа – это зона периферического зрения.

Психологи доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие информации можно увеличить с помощью обучения. Это необходимо для подготовки детей к обучению чтению.

Предлагается использовать дидактическое упражнение «Пирамидка»: ребенок должен смотреть на красную вертикальную линию, не переводить взгляд в стороны. Слева и справа появляются буквы, слоги, которые ребенок называет, или прочитывает.

Задание третьего слайда предполагает развитие ориентировки по основным пространственным направлениям, закрепление и расширение пространственного словаря. Усложнение — использование схем предлогов и составление предложений по этим схемам.

В центре слайда размещается любая геометрическая фигура, справа, слева, вверху, внизу появляются картинки, или схемы предлогов, буквы, слова-предлоги. Дети составляют предложения, используя пространственный словарь, учатся ориентироваться по основным пространственным направлениям.

Задание четвертого слайда развивает у детей ориентировку на плоскости. Детям предлагается дидактическое упражнение «Дом»: дети называют буквы, или прочитывают слоги, расположенные на разных этажах и в разных окнах дома, называют недописанный слог, угадывая слово.

Предлагаемая система заданий может быть широко использована в педагогической практике:

  • на фронтальных занятиях по развитию речи;
  • для включения рекомендуемых упражнений в логопедические занятия с дошкольниками, имеющими трудности в формировании зрительно-пространственных представлений;
  • для самостоятельных занятиях родителей с детьми дошкольного возраста с целью подготовки к школьному обучению.

Использование спортивного оборудования для формирования зрительно-пространственных ориентировок.

Целью использования спортивного оборудования является формирование вербализации пространственных ориентировок. Степень вербализованности пространственных ориентировок у детей не только отражает уровень их речевого развития, но и характеризует способность выделять и осознавать пространственные признаки предметного мира как самостоятельные объекты познания.

У дошкольников с общим недоразвитие речи наблюдается дефицит использования пространственного словаря в экспрессивной речи, наблюдается отсутствие в речи предлогов над, под, прилагательных широкий, узкий, толстый, тонкий. Наиболее яркой отличительной способностью дошколят является затруднение в овладении понятий «правое-левое» и вербализации пространственных признаков.

В чём причина? Среди всех обозначений пространственных ориентировок понятия «правое-левое» являются наименее чувственно подкрепленными, весьма отвлеченными. Подобная абстрактность значительно затрудняет усвоение данных словесных категорий в онтогенезе, требует высокой степени осознанности пространственных представлений.

Подавляющее число педагогов, в качестве основной меры ликвидации трудностей предлагают усиленную тренировку и повышение мотивации.
Однако, именно игра является важнейшим видом детской деятельности в дошкольном возрасте. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых и физических качеств.
Поэтому, в качестве средства формирования зрительно-пространственных отношений у детей, авторы статьи выбрали подвижные игры.

Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений и привлекает дошкольников своей доступностью, разносторонностью действий и эмоциональностью. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается наблюдать, осознавать взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположении и взаимоположении предметов.

Авторы статьи разработали ряд подвижных игр с использованием новейшего спортивного оборудования для решения следующих задач:

  • формирование зрительно-пространственных ориентировок, координации движений;
  • вербализация пространственных ориентировок;
  • поддержание достаточной активности, заинтересованности всех детей при формировании зрительно-пространственных ориентировок.

1. Упражнение с тактильными дисками.

Набор тактильных дисков состоит из больших (диаметр 27 см) и малых (диаметр 11см). Диски имеют пластиковое основание на котором расположено тактильное структура из каучука. Использование данного комплекта воздействует на развитие тактильных ощущений и коррекции плоскостопия (диски оказывают массажный эффект).

Цель: развивать сенсорное восприятие, зрительно-пространственные ориентировки, закреплять понимание и употребление в речи предлогов на, около, осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия.

Инструкция: На полу разложены тактильные диски большого размера. В руках у педагога находится мешочек с тактильными дисками маленького размера.

Дети подходят к педагогу и поочередно вынимают по одному тактильному диску. Педагог просит рассмотреть внимательно маленький диск и найти такой же большой и встать на него или около него.

- Посмотрите, сколько на полу разноцветных дисков! В моём мешочке лежат такие же диски, только маленького размера. Вам нужно достать из мешочка маленький диск, найти похожий на полу и встать на него.

2. Упражнение с платформой.

Платформа представляет собой пластиковую поверхность с колёсиками.

Цель: развивать координацию движений, закреплять понятия «вперёд-назад», «на».

Дети ложатся животом на платформу, совершая одновременные или поочередные движения руками, передвигаются вперед или назад.

3. Упражнение с пирамидками «Клоунская шляпа».

В набор входят кольца разного диаметра и разного цвета, основание, которое надевается на голову ребёнка.

Цель: развивать координацию движений, цветовосприятие; формировать сенсорные эталоны (большой-поменьше-маленький), развивать равновесие, правильную осанку; закреплять употребление в речи детей предлогов ( на, сверху), предложно-падежных конструкций.

Инструкция:

- Возьмите основание пирамидки серого цвета, и скажите что ещё бывает серого цвета? Теперь возьмите жёлтое колечко и положите на серое основание. Какие предметы бывают жёлтого цвета?

Далее возьмите оранжевое колечко и положите его на жёлтое. Что бывает оранжевого цвета? Возьмите красное колечко и положите его на оранжевое.
Теперь сверху пирамидки положите фиолетовую верхушку.

Дети аккуратно надевают получившиеся пирамидки на голову, передвигаясь, стараются удержать пирамидку на голове как можно дольше, не уронив её.

4. Упражнение с универсальными качелями «Коала».

Это многофунцкциональные качели, сидя в которых дети могут качаться или вращаться как на карусели. Если «Коалу» перевернуть вверх дном, то она станет домиком или туннелем. Упражнения с данными качелями развивают чувство равновесия и баланса у детей. Можно прятаться внутрь или забираться сверху.

Цели: развивать зрительно-пространственные ориентировки, использовать в речи предлогов (на, под, около, с, через, вокруг, впереди, сзади, между) и наречий (внутрь, сверху, слева, справа, спереди, сзади).

Инструкция: Педагог предлагает детям проползти под качелями, попрыгать около качелей, присесть на качели, слезть с качелей, побегать вокруг качелей, перелезть через качели, и т.д.

При этом дети проговаривают свои движения: «Я сел на качели. Я сижу под качелями».

Данное оборудование вызывает интерес у детей, повышает мотивацию и способствует вербализации зрительно-пространственных представлений.

Развитие зрительно-пространственных представлений должно занимать особое место в системе коррекционно-развивающих занятий, так как именно, данная психическая функция «поставляет материал» познавательным процессам. От уровня развития зрительно-пространственных представлений зависит становление функций внимания, речи и интеллекта. Инновационные приёмы, представленные в данной статье, могут быть широко использованы в педагогической практике.

Авторы:
1) Вербенко М.Б.,
учитель-логопед
2) Камнева Ю.С.,
учитель-дефектолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.