Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Развитие речи в игреКраткая аннотация:

Нарушения речи встречаются у детей разного возраста и проявляются по-разному: от трудностей произношения отдельных звуков в связной речи до отсутствия фразовой речи как таковой или наличия единичных лепетных слов и звукоподражаний в активном словарном запасе.

Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше – в дошкольном возрасте. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка и чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития и последующего школьного обучения.

Динамика речевого развития ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекционном процессе.

Родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать инициативность детских высказываний и мотивацию речевого общения, тесно сотрудничать со специалистами (логопедом, психологом, неврологом) для достижения более быстрого и устойчивого результата и т.д.

Признаки речевых нарушений у детей дошкольного возраста:

- Ребенок развивается с задержкой общего или моторного развития, состоит на учете у невролога и других узких специалистов.

- Малыш перенес тяжелые заболевания, в том числе неврологические заболевания.

- В доречевой период не отмечалось активное использование гуления и лепета и их разнообразие.

- Первые слова появились позже 1 г. 2 мес.

- Ребенок неохотно и редко повторяет за взрослым то, что он слышит.

- На просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз» проявляет речевой негативизм (молчит или уходит, как будто просьбы не слышал).

- Малыш предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью и не выражает просьбу словесно («самостоятельный» ребенок).

- Ребенок одинаково активно/малоактивно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

- Малышу не важно, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

- Играет преимущественно молча, не комментируя происходящее.

- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Этапы формирования речи:

  • развитие мотивации (потребности, стремления, побуждения к говорению и речевому общению) и формирование подражательных способностей воспроизводить речь;
  • расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи.

Задачи:

  • развития понимания обращенной речи;
  • уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;
  • знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;
  • уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;
  • овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в самостоятельной речи;
  • формирования и совершенствования слоговой структуры слов;
  • формирования навыка связной диалогической и монологической речи;
  • совершенствования звуковой стороны речи.

Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной.

Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста.

В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился.

С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка (В.П. Гудонис).

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения. Ведь благодаря речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Ведь еще А. С. Макаренко сказал: « Профилактика нежелательных проявлений – это трудный процесс, но, очень важный в формировании личности ребенка».

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

Причины возникновения речевых нарушений:

  1. ухудшение экологической обстановки;
  2. особенности уральского региона по йодо — и фтор — дефицитности;
  3. увеличение числа патологий беременности;
  4. увеличение количества родовых травм;
  5. ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  6. различные социальные причины.
  7. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи.. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии.

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.

Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).

Формирование звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

  1. подготовительный;
  2. этап появления звука;
  3. этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

Они включают в себя:

  1. развитие слухового внимания детей;
  2. развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
  3. развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  4. уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию. После рождения ребёнка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребёнок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснить у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.

Задачи :

  1. Предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
  2. охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадения инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное «долечивание» ушных заболеваний;
  3. охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
  4. предупрежде6ние и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
  5. исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);
  6. раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
  7. своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка;
  8. своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
  9. охрана голосового аппарата от простуды, попадения пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженна речь и т.п.);
  10. охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания, борьба с аскаридами и т.п.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь — заикания.

Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:

  • обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей);
  • поощрение лепета ребёнка мимикой радости;
  • воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни;
  • медленно и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а так же отчётливое называние ок5ружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно «приступить» к овладению речью;
  • отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

В структуре отечественной системы здравоохранения, воспитания и обучения существуют специализированные учреждения для детей с речевой патологией, но не все дети раннего возраста охвачены своевременной не только профилактической, но даже и коррекционно-развивающей работой. Большинство из них посещают общеобразовательные дошкольные учреждения, где отсутствует ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям.

Традиционные технологии ДОУ не учитывают особенностей детей с задержками речевого развития, что снижает эффективность развивающих мероприятий. В связи с этим возникает необходимость искать новые формы логопедической работы с детьми раннего возраста.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс (А.А. Семенович).

Кроме того в основу работы должны быть положены следующие принципы:

- принцип комплексности, заключающийся в медицинском и психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;

- принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в формировании высших психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной функциональных систем;

- принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;

- принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;

- принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;

- принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;

- принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;

- принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности — предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко).

В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

В результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.

1. Формирование моторной сферы:

  • нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры;
  • дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек);
  • формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти);
  • упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр);
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций:

  • сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной),
  • внимания (зрительного, слухового, двигательного),
  • восприятия (зрительного, слухового),
  • мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно),
  • творческих способностей,
  • межанализаторного взаимодействия;
  • формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой);
  • обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи:

  • понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • грамматических категорий и предложных конструкций;
  • инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи:

  • лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.);
  • фразовой речи,
  • звукопроизношения,
  • фонематических процессов,
  • активизация словаря,
  • совершенствование процессов поиска слов,
  • перевода слова из пассивного в активный словарь,
  • формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими,
  • развитие знаний и представлений об окружающем;

5. Работа с родителями:

  • совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания;
  • знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком;
  • анкетирование родителей;
  • согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий;
  • посещение занятий;
  • консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления;
  • занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи;
  • просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).

В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформированных в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом:

  1. речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  2. ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи;
  3. ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком. Для саморазвития речи.
  4. обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками — фонетическими, лексическими, грамматическими), но в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Основная задача развития ребенка дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей (заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).

Ряд авторов в своих исследованиях выделяет три основные направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников. Совершенствования содержания и методов обучения языку;

Структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);

Функциональное формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи.

В исследованиях первого направления установлено, что наибольшая эффективность при овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Так работа над словарем оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничена его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимами, антонимами).

В вопросах совершенствования грамматического строя речи в качестве основной задачей выступает не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит активное усвоение средств и способов словообразования.

Наряду с этим важно и обучение использованию в высказываниях сложных синтаксических конструкций, которое происходит за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых.

В исследованиях второго направления авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основных показателей связности было принято формирование у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.

Исследования третьего направления были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Они показали, Что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводят детей к порогу овладения грамотой и главное — закладывают основы нового отношения к языку. Сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.

В целом эти исследования показали, что система по разработанной методике приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность.

Интересно, что рассмотренные исследования находятся в русле работ, которые опровергают распространенную точку зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Они (ранее перечисленные работы) убедительно доказывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирование речевой деятельности,

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевого общения. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явления языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом, многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Основная задача работы по усвоению и правильному произношению всех звуков родного языка — дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи- воспитание звуковой культуры речи.

Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:

- нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);

- недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);

- недоразвитие речевого дыхания.

Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения? Ведь, как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

Организация полноценной речевой среды

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс.

Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова — сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения.

Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза.

Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие.

Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

В ходе предметной и игровой деятельности малышей с помощью специально организованных упражнений логопедом решаются задачи:

- развития понимания обращенной речи;

- уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;

- знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;

- уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;

- овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в самостоятельной речи;

- формирования и совершенствования слоговой структуры слов;

- формирования навыка связной диалогической и монологической речи;

- совершенствования звуковой стороны речи.

Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить

Мельник Г.В.,
учитель-логопед,
г. Челябинск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 1,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.