Функциональные тренировки в коррекции заикания

Как избавиться от заиканияАннотация: В данной статье затрагивается тема заикания. Выделяются и описываются характерные особенности лиц с данным речевым нарушением. Рассматриваются ключевые этапы функциональных тренировок и виды заданий, обобщается практический опыт. В заключении раскрывается роль функциональных тренировок в системном подходе в коррекции заикания.

Функциональные тренировки в коррекции заикания

Заикание известно человечеству не одно поколение. Дебют данного нарушения речи происходит чаще в раннем возрасте от 2 до 5 лет в период формирования речи.

Коррекция заикания требует комплексного подхода с привлечением специалистов (врача, логопеда, психолога и логоритмиста),
знакомых с клиническими проявлениями заикания, т.к. механизм образования и проявления данного недуга весьма разнообразен, что позволяет считать заикание — сложным речевым расстройством.

Заикание характеризуется нарушением темпо-ритмической организации речи, вследствие повышенной судорожной готовности, что приводит к нарушению речевого дыхания, судорогам артикуляционного аппарата.

Также следует учитывать психофизические особенности заикающихся: фиксированность на своем дефекте, ранимость, заниженная самооценка, зависимость от оценки окружающих, общее мышечное напряжение, двигательное беспокойство и страх речевого общения (логофобия).

Логофобия проявляется в виде навязчивых переживаний, бесконечных ожиданий речевых судорог, страхе обнаружить свой дефект перед сверстниками (особенно выражена мысль «что о нем подумают» у подростков). И как следствие формируется навык избегания общения, снижается речевая активность и социальные контакты, нарушается адаптация в обществе и развивается социофобия. Вырабатываются речевые уловки (избегание «трудных» звуков, подбор слов более простой слоговой структуры, односложные ответы, а также ответы заученными речевыми шаблонами), что не может не сказываться на содержании высказывания.

Таким образом, страх речи является главным фактором, который усугубляет и закрепляет заикание.

Устранение (снижение) логофобии и социофобии является приоритетной задачей в лечении заикания. На помощь в решении этой задачи приходят функциональные тренировки. О важной роли функциональных тренировок писали А.И Захарова (1977), Н.М Асатиани (1979), П.И. Исагулиева (1984).

На первых этапах в период формировании речевого навыка функциональные тренировки проводятся в рамках логопедического кабинета. Внутри своей группы, где логопедом создаются благоприятные речевые и психологические условия для отработки: навыка речи без заикания, формирования самоконтроля, повышения речевой активности и расширения общения, воспитание новых психологических навыков личности (уверенности в себе, положительный настрой на лечение, вера в собственные силы), снижение фиксации на своем речевом дефекте.

Речевые тренировки проводятся в виде ролевых игр (у пациентов появляется возможность вжиться в не свойственную ему роль, отработать иную пластику, интонацию, поведение). Создается возможность для закрепления многих видов речи: диалоговой, вопросно-ответной при которой пациенты задают друг другу подготовленные вопросы, а далее переходят к спонтанному диалогу, монологической речи (на заданную тему).

В ходе тренировок пациенты получают свой первый положительный речевой опыт, который определяет дальнейший настрой на лечение и веру в свои силы.

Логопед на данном этапе ставит конкретные задачи, контролирует технику речи, эмоциональное состояние и поведение участников.

Дальнейший этап тренировок призван закрепить навыки в более сложных речевых условиях.

Пациентам предлагаются задания ранее вызывавшие чувство дискомфорта и желания избежать контакта в реальной жизненной обстановке:

  • телефонный разговор
  • общение с незнакомыми людьми в общественных местах (аптека, кафе, банк, почта, городской транспорт)

Данные задания проводятся в присутствии логопеда , но уже без его активного участия. Это дает возможность получить сведения о речи пациентов в состоянии волнения. Параллельно решается задача собственной ответственности, возможности проявить себя в общении и взять инициативу в свои руки. Далее на групповых беседах отслеживается динамика личностных изменений в связи с многократным повторением функциональных тренировок.

Для того, чтобы ситуация из напряженной стала нейтральной. Следует задавать в день не менее 40-50 вопросов.

На заключительном этапе наконец появляется возможность проведения сложных видов функциональных тренировок. Вследствие того, что снизилась фиксация на дефекте, появился положительный опыт социальных контактов, исчезли речевые судороги.

К сложным видам функциональных тренировок можно отнести:

  • Участие в конференциях, выступления с докладом перед аудиторией. Данный вид тренировок организуется в логопедическом отделении, куда приглашаются в качестве зрителей заикающиеся других групп, персонал отделения, студенты профильных ВУЗов. В дальнейшем подобные тренировки пациенты организуют самостоятельно. Это могут быть выступления на выставках, рассказ о художественном произведении.
  • Участие в драматизированных представлениях, концертах. К концу основного курса лечения, который длится четыре недели, организуется концерт, где каждый член группы может проявить свои таланты( игра на музыкальном инструменте, фокусы, пение) и конечно ответы на вопросы публики.
  • Чтение стихов например в публичных местах у памятников. Особое внимание при этом уделяется эмоциональной выразительности речи.
  • Проведение соц опроса по телефону.

На данном этапе участие логопеда уходит на второй план.

Конечно, для каждого пациента эмоционально значимая ситуация своя, однако наибольшую трудность представляет выступление перед аудиторией.

Функциональные тренировки подбираются с учетом нервно-психических и речевых особенностей заикающихся и возраста, они должны быть посильны и принести положительный результат.

Опыт работы с группами заикающихся в условиях дневного стационара показывает насколько важен и эффективен данный вид работы в преодолении заикания и в формировании новых черт личности.

В результате тренировок у большинства пациентов отмечается положительная речевая динамика. В психологическом плане происходит переоценка ценностей, появляется уверенность в собственных силах, опыт социальных контактов. Речь становится эмоциональной сопровождается жестикуляцией, устанавливается зрительный контакт, исчезает амимия.

С самых первых встреч с пациентами логопед не обещает быстрого и полного излечения от заикания, а настраивает на кропотливую работу.

В результате функциональных тренировок и медико-педагогического воздействия пациенты получают навыки плавной свободной речи без заикания, умения справляться с волнением в значимых ситуациях и не отступать.

Литература:

1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. Москва — 1993г.;
2. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. С.-Петербург -2001г.;
3. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. С.-Петербург -1997г.;
4. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. Москва — 2005г.;
5. Власова Н.А. Психотерапевтические моменты в логопедической работе с детьми,
страдающими заиканием // Вопросы психотерапии . — М., 1983г.;
6. Заикание у подростков / Сост. М.И. Буянов. — М., 1989г.;
7. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. Москва — 1996г.;
8. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. Москва — 2002г.;
9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960г.;

А.А. Осокина,
логопед первой кв. категории,
г. Самара

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание Метки: ,

Сейчас читают:

Методическое пособие «Папка- рычалка» Методическое пособие «Папка- рычалка»
Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ
Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы» Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы»
Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.