Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонетической дислалией

Дислалия у детейФормирование звукопроизносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонетической дислалией

Дети с нарушениями звукопроизносительной стороны речи часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно.

В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеют фонематическое восприятие и фонематический слух.

Фонематическое восприятие – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки.

Нарушение же фонематического слуха оказывает отрицательное влияние на развитие всех сторон речи и прежде всего на ее звукопроизносительную сторону – неправильно услышанная речь порождает искаженное произнесение слов.

Нарушение звукопроизносительной стороны речи – это такой дефект, который ведет к тому, что ребенок не может правильно воспринять на слух звуки речи, близкие по звучанию или сходные по артикуляции. Его активный и пассивный словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что лексическая сторона речи остается недоразвитой, объем словами не достигает возрастной нормы.

По этим же причинам у ребенка с нарушением звукопроизношения в нужной степени не формируется грамматический строй речи. Многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка с таким дефектом остаются «нулевыми».

Дети с нарушениями звукопроизносительной стороны речи плохо владеют звуковым анализом слов, испытывают большие затруднения при обучении чтению и допускают грубые нарушения письма (пропуски, перестановки, замены букв). Это является в школе причиной их неуспеваемости.

Таким образом, в результате сложной дислалии наблюдаются нарушения фонематического восприятия и фонематического слуха, которые впоследствии приводят к общему недоразвитию речи, которое в дальнейшем влечет за собой нарушение письма и чтения.

Прежде чем недостатки звукопроизношения превратятся в стойкий и сложный дефект, необходима коррекционная работа и постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда. Кроме того, важно помнить и о том, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления.

До 4-5 лет искаженное произношение у ребенка может считаться нормальным явлением, в этом случае оно носит название возрастной или физиологической дислалии. Однако после 5-тилетнего возраста (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) подобное нарушение звукопроизношения рассматривается как патология. Именно в этом возрасте нудно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.

В настоящее время термин «дислалия» употребляется авторами всех стран (т.е. он приобрел международный характер). Однако смысловое содержание и виды нарушений, которые входят в дислалию, у разных авторов совпадают не во всем. Эти несовпадения обнаруживаются в тех случаях, когда берутся разные основания для описания нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические.

При традиционном описании дислалии, когда используются клинические симптоны и критерии, различные произносительные нарушения, относящиеся к типу дислалии, рассматриваются как рядоположные.

Описания произносительных нарушений при дислалии на основании психологических и лингвистических критериев и параметров (например, у Р.Е. Левиной), включают разные её формы и виды, и фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения.

Б.М. Гриншпун в своих работах выделила 3 виды нарушений при дислалии:

  1. замены,
  2. смешения
  3. и искажения звуков.

В традиционной логопедии они рассматриваются как рядоположные.

В современных логопедических исследованиях, авторы которых опираются на положения психолингвистики, нарушения, наблюдаемые при дислалии, подразделяются на две категории.

Первая категория: фонологические нарушения – замены и смешения звуков (Ф.Ф. Рау), или фонематические нарушения – дефекты, при которых нарушена система языка (Р.Е. Левина).

Искажения звуков квалифицируются Ф.Ф. Рау как фонетические, дефекты при которых нарушена произносительная норма речи. [9, с. 56]

Таким образом, дислалия – это нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (словарь В.И. Селиверстова).

Дислалия – очень распространенный дефект звукопроизношения. По данным 1950-х годов, собранным М.Е. Хватцевой в Ленинграде, у 17% детей дошкольного возраста обнаружена дислалия. Б.М. Гриншпун приводит такие показатели распространенности дислалии: 25-30% у дошкольников 5-6 лет, 17-20% у школьников 1–2-х классов и 1% у старшеклассников (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Распространенность дислалии у детей разных возрастных групп по данным Б.М. Гриншпун, в %

Распространенность дислалии

В онтогенезе формирование звукопроизносительной стороны речи характеризуется тем, что в младшем дошкольном возрасте неправильное произношение отдельных групп звуков вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Однако в более старшем возрасте любые нарушения звукопроизношения это патология. Здесь нужна коррекционная работа, которую должен проводить логопед систематически и целенаправленно, чтобы выявить и устранить нарушения звукопроизношения, имеющиеся у ребенка.

Отечественная логопедия придерживается такой концепции, в которой дислалия представляет собой такие виды нарушений звукопроизношения, которые не обусловлены органическими нарушениями центрального порядка. В современной концепции дислалии функционально обусловленные нарушения произношения и органически обусловленные нарушения разделены на самостоятельные формы дислалии.

Артикуляторно-фонетическая дислалия – это вид функциональной дислалии, при которой нарушена звукопроизносительная сторона речи, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам.

Выделяют два основных варианта этого дефекта:

1) из-за редуцированной и не полностью сформированной артикуляторной базы ребенок отбирает вместо нужного звука другой звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков замена звука);

2) артикуляторная база полностью сформирована, но при отборе звука ребенок принимает неправильное решение, вследствие чего ребенок может произнести слова правильно и неправильно (смешение звуков). Для современной логопедии продолжает оставаться актуальным поиск методически оправданных путей и способов выработки правильного звукопроизношения у детей с артикуляционно-фонетической дислалией.

Список использованных источников:

1. Абдуллина, Д. Г. Научно-практические аспекты психогигиенического использования релаксации [Текст]/ Д. Г. Абдуллина; Логопед — 2009 — №6 – 20 с.
2. Барсукова, Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек [Текст]/ Е. Л. Барсукова; Логопед — 2009 — №5 – 26 с.
3. Бачина, О. В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ [Текст]/ О. В. Бачина; Логопед 2009. — №1- 12 с.
4. Белякова, Е. А. Логопедия [Текст]. / Е. А. Белякова; М.: Академия, 2008. — 208 с.
5. Богомолова, А. И. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников [Текст]/ А. И. Богомолова; М. Феникс, 2008. — 69 с.
6. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей [Текст]/ А. И. Богомолова; М.Феникс, 2007.-150 с.
7. Большакова, С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. [Текст]/С. Е. Большакова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2008. — 89 с.
8. Борисова, Е.А. Лексический материал для закрепления правильного произношения [Текст]/Е. А. Борисова; Логопед — 2008 -№1- 26-30 с.
9. Волкова, Л. С, Хрестоматия по логопедии. [Текст]/Л. С. Волкова; М., 2007. — 120 с.
10. Волкова, Л. С. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. [Текст]/Л. С. Волкова; М.: ВЛАДОС. — 2009. — 431 с.
11. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у дошкольников [Текст]/ Н. А. Гегелия; М.: ВЛАДОС, 2007. — 240 с.
12. Гомзякова, И. Загадки с подвохом//Дошкольное образование. [Текст]/И. Гомзякова; 2010. — № 6 – 20 с.
13. Гончаренко, Е. Б. Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью [Текст]/Е. Б. Гончаренко; Логопед 2009 — №4 – 39 с.
14. Громова, О. Е. Как мальчики усваивают речь в норме и в случаях задержки речевого развития [Текст]/О. Е. Громова; Логопед — 2009 №5 – 4 с.
15. Дмитриева, Л. И. Логопедия [Текст]/Л. И. Дмитриева; М.: МПСИ, 2007. — 128 с.
16. Долгова, Ю.В. Игры и упражнения на основе текста в системе коррекции звукопроизношения [Текст]/Ю. В. Долгова; Логопед 2009 — №8- 25с.
17. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Текст]/И. И. Ермакова; М.: Просвещение: 2006. — 143 с.
18. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у дошкольников [Текст]/Л. Н. Ефименкова; М. : ВЛАДОС, 2007. — 336 с
19. Жохова, О. В. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников [Текст]/О. В. Жохова; Логопед 2009 — №8 – 33 с.
20. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/Н. С. Жукова; Екатеринбург:, 2008. — 320 с.
21. Иванова, С. В. Развитие мотивации учения у младших школьников [Текст]/С. В. Иванова; Логопед 2009 — №2 – 31 с.
22. Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии [Текст]/С. А. Игнатьева; М.: Владос, 2004. — 304 с.
23. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет [Текст]/О. Б. Иншакова; М.: ВЛАДОС. — 2008. — 184 с.
24. Исманская, Т. Играем с детьми, развиваем речь [Текст]/Т. Исманская; Дошкольное образование.- 2009. — № 1- 45 с.
25. Ковшиков, В. А. Развитие связной речи у дошкольников [Текст]/В. А. Ковшиков; М.: В. Секачев, 2008. — 96 с.
26. Комарова, Л.А. Новые подходы в системе коррекционных занятий по автоматизации звуков [Текст]/Л. А. Комарова; Логопедия — 2008. №8 — 81- 83 с.
27. Коньшина, Н. А. Формирование связной речи младших школьников [Текст]/Н. А. Коньшина; Логопед — 2000.-№5- 10-15 с.
28. Кучергина, О. Ф. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста [Текст]/О. Ф. Кучергина; Логопед — 200.4 — №5 — 54-67с.
29. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)[Текст]/Р. И. Лалаева; СПб.:Союз, 2009. -160 с.
30. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]/Р. И. Лалаева; М.: ВЛАДОС,2009.-132с.
31. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст]/ Р. И. Лалаева; СПб. : СОЮЗ, 1998. — 221 с.
32. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]/Р. Е. Левина; М. ВЛАДОС, 2008. — 290 с.
33. Леонова, С. В. Психолого-педагогическая коррекция речи у дошкольников [Текст]/С. В. Леонова; М.: ВЛАДОС, 2007. — 128 с.
34. Леонова, С. В.Весёлая разминка [Текст]/С. В. Леонова; Логопед — 2004. — №6 — 40-45с.
35. Лизунова, Л. Р. Мониторинг единого речевого режима в ДОУ [Текст]/Л. Р. Лизунова; Логопед -2009. — №4- 28 с.
36. Логопедия. Методическое наследие/ под ред. Л. С. Волковой. – Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: в 2 ч. Ч. 1: Нарушения голоса. Дислалия. [Текст]/Л. С. Волкова; М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
37. Ляпидевского, С.С. Расстройство речи у детей и подростков. [Текст]/ С. С. Ляпидевского; М.,2008. — 101с.
38. Марина, С. Б. Обучение грамоте в образах и движениях// Дошкольное образование. [Текст]/С. Б. Марина; 2009. — № 1
39. Микляева, Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста [Текст]/Н. В. Микляева; 2008. — №4 – 81с.
40. Парамонова, Л. Г., Логопедия для всех. 4-е изд. [Текст]/Л. Г. Параманова; СПб.: Просвещение., 2009. — 92 с.
41. Пискунова, A.M. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия [Текст]/А. М. Пискунова; М. Владос, 2007. — 40 с.
42. Правдина, О. В. Логопедия. [Текст]/О. В. Правдина; М. Просвещение, 2009 — 110 с.
43. Поваляева, М. А. Справочник логопеда. [Текст]/М. А. Поваляева; 2001. — 50-68 с.
44. Руденко, В. И. Домашний логопед [Текст]/В. И. Руденко; Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 320 с.
45. Сайкина, С.Г. Роль игры в формировании звукопроизношения у ребёнка [Текст]/С. Г. Сайкина; Логопед — 2008. — 116 – 120 с.
46. Соловьёва, Н. В. Таблицы для анализа звукового состава слова: новые варианты традиционной методики [Текст]/Н. В. Соловьева; Логопед — 2008. — №8 — 42-55с.
47. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]/ М. Ф. Фомичева; М., 2008.-145 с.
48. Хватцев, М. Е., Хрестоматия по логопедии [Текст]/ М. Просвещение,2009 -456 с.
49. Холмогорова, Л. В. Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно — развивающей работе с дошкольниками. [Текст]/Л. В. Холмогорова; Логопед — 2007. — №6 — 4-16 с.
50. Чигинцева, Е. Г. Поиск эффективного пути обучения правильному произношению детей с дислалией в условиях дошкольного логопункта [Текст]/Е. Г. Чигинцева; Логопед — 2006. — №1 — 44 – 51с.
51. Чиркина,Т. В Основы логопедической работы с детьми.

Неугодникова Я.Ю.,
студентка 5 курса заочного отделения
профиль: Логопедия,
г. Екатеринбург

Опубликовано в разделе: Дислалия Метки: 

Сейчас читают:

Методы диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии у дошкольников Методы диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии у дошкольников
Дислалия у детей Дислалия у детей
Наглядные дидактические игры при коррекции звукопроизношения Наглядные дидактические игры при коррекции звукопроизношения
14 способов постановки звука [Р] 14 способов постановки звука [Р]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.