Этапы и онтогенетические закономерности становление слоговой структуры слова в детском возрасте

Речь ребенка в 4-5 лет - Тест для родителейАннотация: С каждым годом увеличивается количество детей, страдающих тяжелой речевой патологией. Ведущим и стойким речевым нарушением при этом является несформированность слоговой структуры слова. Степень нарушения данного речевого компонента у детей выражена по разному. Данная проблема недостаточно широко изучена и освещена в учебно-методической литературе. Данная статья позволит практикующим логопедам разобраться подробнее с этим вопросом, систматизирует имеющиеся знания и поможет наладить коррекционный процесс оптимально и грамотно.

Этапы и онтогенетические закономерности становление слоговой структуры слова в детском возрасте

Формирование и коррекция слоговой структуры слова является одной из первостепенных актуальных задач логопедической практики у детей с тяжелой речевой патологией. Если вовремя и качественно не преодолеть эти серьезные трудности, личность ребенка будет приобретать негативные стороны характера, такие как замкнутость и закомплексованность, что отразится на дальнейшем обучении в школе и общении со сверстниками. Нарушение слоговой структуры слова является наиболее трудной коррекционной задачей.

Опыт логопедической задачи показывает, что несформированность слоговой структуры слова является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.

Чтобы помощь детям была максимально эффективной необходимо понимать механизмы, которые в значительной степени влияют на процессы усвоения слоговой структуры слова в речевом онтогенезе.

Для того, чтобы ребенок успешно освоил слоговую структуру ему надо пройти ряд речевых этапов. Первый этап — это «период младенческих криков» [1,с.10], когда ребенок дает понять взрослым о наличии каких-либо дискомфортных ситуациях. В это время ребенок мощно тренирует голосовой и дыхательный аппарат, и параллельно усваивает интонационную сторону родного языка. По мнению рядя исследователей, в том числе Жинкина «просодия является наивысшим уровнем развития языка, а генетически просодические средства языка древнее, чем словесные. Просодические проявления можно отметить уже у детей в младенческом возрасте» [3].

Именно способность к интонированию является одной из главных предпосылок к освоению слоговой структуры слова.
Следующим решающим этапом в становлении слоговой структуры является период лепета. Именно в это время ребенок тренируется выстраивать линейную последовательность звуковых комплексов [6]. Младенец несколько раз проговаривает протяженные звуковые цепочки, меняя силу и тембр голоса, длительность. Структура слога в этот момент имеет тип согласный-гласный. Параллельно малыш накапливает двигательный опыт артикуляционных движений и тренирует фонематический слух. По мнению Жинкина в этот период закладывается важный «автономный механизм словообразования».

Ближе к концу первого года жизни появляется понимание речи, опирающееся не на различение фонемы, а на интонацию, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощью эмоциональной интонации. Произнося цепочки слогов, ребенок выделяет одно звено с большей длительностью, высотой, громкостью. Вероятнее всего, это начальная стадия формирования ударения. Е.Н. Винарская в своих работах называла это явление «рифмованным взором» [1]. Именно благодаря ему, ребенок переходит к подражательному воспроизведению ритмических структур родного языка.

В нормально протекающем речевом развитии количество лепетных слогов в цепочках постепенно сокращается и постепенно приближается к словам русского языка (дя-дя-дя-дя-дя-дя, дя-дя-дя, дядя и т.д.). Таким образом, постепенно, ребенок приближается к «словесной» речи [4].

Как писал в своих работах А.Н. Гвоздев решающую роль в освоении слоговой структуры слова играет различная сила слогов. При овладении слоговой структурой слова ребенок вначале воспроизводит только ударный слог, затем первый предударный и далее добавляет слабые безударные слоги. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называл «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других» [2,с.14].

Очевидно, поэтому в речи детей младшего возраста наиболее сохранными остаются хореические структуры менее подверженные упрощению. Именно поэтому А.Н. Гвоздев советовал петь русские колыбельные песни хореичного характера, начинать заучивать стихотворения типа хорей (двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге).

Обобщая исследования разных авторов можно увидеть, что речевая продукция детей постепенно переходит от однотипной «хореической» ритмической модели к разнообразным рифмованным моделям. А.К. Маркова выделила два вектора усложнения слова: переход от односложных слов к многосложным, и переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами [5]. Таким образом, ребенок скачкообразно эволюционирует в своем речевом развитии, чередую периоды кризисов с периодами речевых взлетов.

К трехлетнему возрастному пределу процесс усвоения слоговой структуры слова родного языка завершается. Ребенок способен произносить слова различной структурной сложности, что свидетельствует о сформированности психологических механизмов отвечающих за данное явление. Исключение составляют сложно-слоговые слова и слова не знакомые ребенку по семантике.
Далее рассмотрим психологические механизмы, благодаря которым усваивается слоговая структура слова. К ним можно отнести оптико-пространственную и временную ориентацию, темпо-ритмические и динамические характеристики психической деятельности, способность к серийно-последовательной обработке информации. Например, уровень сформированности сложных серийный движений и действий тесно связан с процессом восприятия и переработкой звуковых сигналов и с линейным построением двигательных актов во время проговаривания.

Нейропсихологи доказывают, что пространственные представления являются фундаментом для формирования всех психических процессов, таких как речь, счет, письмо, чтение и др. Дефицитарность указанных процессов негативным образом скажется на восприятии и произношении слов разной слоговой структуры. Нормально развивающийся ребенок к пяти годам должен ориентироваться в таких понятиях как: далеко-близко, высоко-низко, около-рядом-между, наверху-внизу, впереди-позади, право-лево, правее-левее, напротив и т.д. Дети с нормальным речевым развитием способны выполнить серию двигательных актов различного уровня сложности, воспроизвести ритмически организованное движение руками и ногами и т.д.

А.К. Маркова указывает на связь в овладении слоговой структуры слова и мотивационной стороной деятельности ребенка. Без мотивации произнесение слога становится невозможно. За реализацию мотивации и двигательную программу механизмов речи отвечают лобные доли. Недоразвитие и патология данной области приводит к нарушению программирования движений, нарушается выбор правильных артикулем.

Таким образом, работа над изучением и усвоением слоговой структуры слова должна опираться на современные представления о разноуровневой структуре восприятия и воспроизведения речи, о связи элементарных и высших психических функций, о взаимодействии речевых и неречевых процессов. Нужно оптимизировать коррекционный процесс и построить его таким образом, чтобы работа над базовыми предпосылками предшествовала работе над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системны недоразвитием речи.

Список использованной и рекомендованной литературы:

1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии.- М., 1987.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Просвещение, 1964,87 с.
3. Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, 369 с.
4. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание.-М.:Наука, 1969,37 с.
5. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР. Автореферат дисс. канд.пед.наук.-М., 1963,25 с.
6. Салахова А.Д. Развитие звуковой речи детей. Автореферат дисс.канд. пед.наук.-М.,1972. 25 с.

Паксиватова Т.В.
учитель-логопед,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Методическое пособие «Папка- рычалка» Методическое пособие «Папка- рычалка»
Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ
Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы» Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы»
Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.