Календарно-тематическое планирование коррекционного курса логопедических занятий для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида (3 класс)
Пояснительная записка
В качестве основы для составления календарно-тематического планирования занятий по логопедии: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся 3 класса» использованы программы В. В. Воронковой: «Русский (родной язык)», «Развитие устной речи но основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» из сборника программ специальной (коррекционной) школы 8 вида для подготовительного, 1-4 классов. М, Просвещение, 2004г. Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении 8вида (Письмо министерства образования РФ от 20июня 2002г.)
Цель занятий – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующая успешной адаптации детей в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Основные задачи:
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
- Создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся.
Коррекционный курс рассчитан на воспитанников 3 классов с СНР лёгкой, средней степени. Состоит из разделов: Диагностический. Воспитание звуковой культуры речи. Развитие лексической стороны речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи и речевого общения.
В логопедической работе используются различные методы обучения:
- практические (упражнения, игры, моделирование),
- наглядные (наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, прослушивание записей, показ образца задания, способа действия),
- словесные (рассказ, беседа, чтение).
Коррекционная работа проводится в форме групповых занятий с использованием технологии личностно-ориентированного развивающего обучения.
Контроль достижения учениками планируемых результатов осуществляется в виде промежуточного контроля (стартового, текущего и итогового) в следующих формах: наблюдение, устный опрос; письменная проверка (слуховые, зрительные, графические, выборочные диктанты; списывание), изучение практической деятельности, по двум уровням требований к предметным достижениям обучающихся: базовый уровень и минимально необходимый (сниженный).
Коррекционный курс логопедических занятий предусматривает использование в качестве учебного пособия рабочие тетради, составленные на основе авторских программ Е.В. Мазановой.
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:
- Специализированные компьютерные программы: «Игры для Тигры»; «Дельфа-130», «Домашний логопед», «Учимся говорить».
- Игры в среде «Logo».
- «Упражнения-презентации».
Раздел | Тема урока | ФГОС | Основные виды учебной деятельности учащихся | ||
Содержание курса | Планируемые результаты | ||||
Звуковая культура речи | Звуки и буквы. | Способ образования различных звуков
Выделение звука из слова и соотнесение его с соответствующей буквой.. |
Выделять звук из слова и соотносить его с соответствующей буквой. | Работа с раздаточным материалом.
Цветовая маркировка букв, слогов. Анализ звукового ряда с постепенным усложнением. |
|
Дифференциация оптически сходных букв. Начертание букв, отличающихся добавочным элементом. Дифференциация о-а, е-ё, и-й. | Соотнесение буквы со звуком и символом. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация оптически сходных букв в слогах, словах, предложениях. Работа с квазиомонимами. | Различать на письме написание букв отличающихся добавочным элементом. | Тренировочные упражнения по дифференциации оптически сходных букв. Работа с трафаретами букв. Выкладывание букв.
Упражнения на сравнение элементов букв. Игра: «Чего не стало». |
||
Дифференциация л-м, г-п-т, х-ж, ъ-ч. | |||||
Дифференциация и-ш-щ-ц. | |||||
Дифференциация н-ю, Н-К, Г-Р, у-д-з. | |||||
Начертание букв, отличающихся пространственным расположением элементов. Дифференциация б-д, в-д. | Соотнесение буквы со звуком и символом. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений
Дифференциация оптически сходных букв в слогах, словах, предложениях. |
Различать на письме написание букв отличающихся пространственным расположением элементов. | Сравнение элементов букв. Штриховка букв.
Чтение слов с различной буквенной наполняемостью. Хоровое чтение |
||
Дифференциация с-е, э-с, с-о. | |||||
Дифференциация З-Е | |||||
Дифференциация У-Ч | |||||
Гласные звуки. | Узнавание гласного звука (на слух) и вычленение гласного звука | Выделять гласный звук в словах. Определять наличие или отсутствие звука в слове | Звуковой анализ слов.
Деление слов на слоги. Отраженная речь. |
||
Звуковая культура речи | Согласные звуки. | Узнавание согласного звука (на слух) и вычленение согласного звука | Выделять согласный звук в словах. Определять наличие или отсутствие звука в слове | Звуковой анализ слов.
Ответы на вопросы. |
|
Звукобуквенный анализ и синтез слов. | Звукобуквенный анализ двусложных, трехсложных слов. | Определять количество и последовательность звуков в слове (односложные слова, двусложные слова без стечения согласных) | Определение количества, последовательности звуков в словах с опорой и без опоры на вспомогательные средства. | ||
Слоговой анализ и синтез слов. | Слоговой анализ и синтез двусложных, трехсложных слов. Анализировать слово по слоговому составу | Определять количество слогов в слове (односложные слова, двусложные слова без стечения согласных). | Анализ и синтез слогов с помощью фишек.
Деление слов на слоги. |
||
Дифференциация гласных звуков. | Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме | Выделять гласные звуки в слогах, словах. | Упражнения в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных II ряда в слогах, словах, предложениях.
Словарный диктант с опорой на графическую схему. Предупредительный диктант. Зрительный диктант Слуховой диктант. |
||
Дифференциация а-я. | Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте | Обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласной буквы я с помощью логопеда. | |||
Дифференциация у-ю | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | Обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласной буквы ю с помощью логопеда. | |||
Дифференциация о-ё. | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | Обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласной буквы ё с помощью логопеда. | |||
Дифференциация ы-и. | Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | Обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласной буквы и с помощью логопеда. | |||
Дифференциация е-э. | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | Обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласной буквы е с помощью логопеда. | |||
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. | Иметь понятие о твердости – мягкости звуков | Упражнения в обозначении мягкости согласных при письме посредством ь знака. Соотнесение мягкого знака с символом. | |||
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь в середине слова. | |||||
Согласные твердые и мягкие и их дифференциация. | Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях. | Иметь понятие о твердости – мягкости звуков | Упражнения в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных II ряда в слогах, словах, предложениях.
Проверочный диктант. |
||
Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство | Дифференциация звонких — глухих согласных звуков, букв. | Различать звонкие и глухие согласные | Тренировочные упражнения по дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях.
Игра: «Четвертый лишний». |
||
Звуки п-пь. Буква п. | Звуки Б—Б’, П—П’ Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях .. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда. | Устный диктант (услышав слово поднять соответствующую букву)
Словарный диктант. Работа с цифровым рядом. Предупредительный диктант. Зрительный диктант Слуховой диктант Самостоятельная работа Чтение: «по кугу» «Молния», «Буксир». Чтение «лесенок» и «пирамидок». |
||
Звуки б-бь. Буква б. | |||||
Дифференциация п-б. | |||||
Звуки т-ть. Буква т. | Звуки Т—Т’, Д—Д’ Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях .. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда. | |||
Звуки д-дь. Буква д. | |||||
Дифференциация т-д. | |||||
Звуки к-кь. Буква к. | Звуки Г—Г’, К—К’. Дифференциация звуков Г—Г’, К—К’,’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда. | |||
Звуки г-гь. Буква г. | |||||
Дифференциация к-г. | |||||
Звуки с-сь. Буква с. | Звуки 3—3′, С—С’. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда. | |||
Звуки з-зь. Буква з. | |||||
Дифференциация с-з. | |||||
Звуки в-вь. Буква в. | Звуки В—В’, Ф—Ф’. Дифференциация звуков В—В’, Ф—Ф’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда. | |||
Звуки ф-фь. Буква ф. | |||||
Дифференциация в-ф. | |||||
Звук и буква ш. | Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда. | |||
Звук и буква ж. | |||||
Дифференциация ш-ж. | |||||
Дифференциация ш-с. | Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда. | |||
Дифференциация ж-з. | Звуки З—З’, Ж. Дифференциация звуков З—З’, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда. | |||
Звук и буква Ч. | Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза | Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда. | |||
Звук и буква Щ. | |||||
Дифференциация ч-щ. | |||||
Слово | Слово. Слова, обозначающие предмет. | Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря.
Различение слов, обозначающих предметы по вопросам Кто? Что? |
Выполнять графическую запись слов-предметов. Иметь представление о живом объекте и неживом предмете. | Называние предметов по картинкам.
Индивидуальная работа по карточкам. Игровые упражнения на различения слов по вопросам Кто? Что? |
|
Слова, обозначающие действие предмета. | Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой | Выполнять графическую запись слов-действий. | Называние действий по картинкам.
Игра «Назови словечко» (подбор действия к предмету). Графическая запись слов-действий. |
||
Дифференциация слов-предметов, слов-действий. | Различение слов-предметов и слов-действий по вопросам. | Выполнять графическую запись слов предметов, слов-действий. | Выбор из ряда слов слов-предметов, слов-действий. Игра: «Четвертый – лишний». | ||
Согласование слов-действий со словами-предметами. | Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия | Составлять простые предложения по картинкам. | Распространение предложения словами-действиями. Самостоятельная работа
Подбор к предметам ряда действий. |
||
Слова, обозначающие признаки предмета. | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой | Выполнять графическую запись слов-признаков. | Называние признаков по картинкам.
Распространение предложения словами-признаками. |
||
Дифференциация слов, обозначающих предмет и признак предмета. | Различение слов-предметов и слов-признаков по вопросам. | Составлять словосочетания по картинкам. | Ответы на вопросы.
Подбор признаков к предмету. Выбирать из ряда слов слова-предметы, слова-признаки |
||
Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами-предметами. | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами | Составлять словосочетания по картинке. | Составление словосочетаний из слов, данных в начальной форме.
Игра: «Один много». Подбор признаков к предмету. Распространение предложения словами-признаками. |
||
Предлоги. Написание предлогов со словами. | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога. | Определять количество слов в предложении с предлогами под руководством логопеда. | Составление схем предложений с предлогами.
Графический диктант |
||
Предлоги к, от. | Выделение предлогов к, от из речи. Знакомство со значением предлогов к, от. | Подбор картинок к графическим схемам предлогов.
Запись пропущенных предлогов в словосочетаниях, предложениях. |
|||
Дифференциация предлогов к-от. | Дифференциация предлогов к — от на уровне словосочетания. Дифференциация предлогов к -от в предложениях. | Подбор предложений к схемам. Определение расположения предмета, изображенного на картинке | |||
Предлоги под, над. | Выделение предлогов под, над из речи, уточнение их значения. Составление предложения с предложными конструкциями по специально подобранным картинкам. | Выполнение действий с предметами. Подбор картинок к графическим схемам предлогов. | |||
Дифференциация предлогов под-над. | Дифференциация предлогов под – над на уровне словосочетания. Дифференциация предлогов под — над в предложениях. | Игра «Лото» | |||
Предложение | Предложение. | Определение количества и последовательности слов в предложении. Сопоставление слова и предложения, как речевых единиц. | Составлять предложения по картинкам. | Составление предложений по графической схеме Составление схемы предложения.
Графический диктант. |
|
Согласование слов в предложении. | Упражнение в грамматически правильном построении предложения. | Составлять предложения по картинкам | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | ||
Составление предложений по вопросам. | Практическое использование категории числа, рода (без их определения) | Составлять предложения по вопросам с помощью логопеда | Составление и запись предложений по вопросам. Работа с графическими схемами. | ||
Связная речь | Последовательный пересказ | Составление ответов на вопросы Выяснение последовательности действий в рассказе Пересказ | Отвечать на вопросы. | Пересказ рассказа с опорой на вопросы, действия | |
Последовательный пересказ текста по предметным картинкам | Установление причинно- следственной связи Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа Пересказ | Отвечать на вопросы по картинкам. | Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в сюжетной последовательности | ||
Последовательный пересказ текста по плану. | Составление плана рассказа Использование составленного плана при пересказе | Отвечать на вопросы по содержанию текста | Пересказ текста по составленному плану |
1) Учитель-логопед
МКОУ «Школа-интернат №66»
Н.Н. Гончаренко,
2) Логопед
МКУ СРЦН «Уютный дом»
Л.В. Помялова,
г. Новокузнецк