Игры, способствующие развитию речи

Театрализованная играВ статье описаны игры для развития речи, которые можно использовать как на занятиях, так и в режимных моментах.

Игры, способствующие развитию речи

Демонстрация предметов (изображений предметов) с одновременным их называнием.

Цель. Расширение объема словаря.

Оборудование. Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый предлагает детям рассмотреть предмет или изображение предмета, называя его: «Это помидор». При первичном ознакомлении детей с предметом лучше ис-пользовать натуральные объекты. В дальнейшем ставится задача сформировать у детей навыки восприятия и узнавания предмета по рисунку (фотографии). Дети исследуют предмет,
рассматривают его детали, знакомятся с качествами. Взрослый обращает их внимание на существенные признаки предмета, его части с помощью вопросов:

«Какого цвета помидор? Какой формы? Какой величины? Какой помидор на ощупь? Какой помидор по весу? По вкусу? По запаху? По твердости? Какие части есть у предмета?»

Хоровое и индивидуальное проговаривание наименований предмета

Цель. Расширение объема словаря.

Оборудование. Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме.

Содержание. При ознакомлении с новым словом взрослый росит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Витя, что это? Катя, что это?»

Неожиданное появление живого существа или предмета

(«Кто это? Что это?»)

Цель. Расширение объема словаря существительных.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый организует демонстрацию объекта в ходе «сюрпризного момента». Неожиданно для детей появляется персонаж (животное, игрушка).

Детям задается вопрос: «Кто это? (Что это?)» При отсутствии правильного ответа взрослый знакомит детей (или напоминает) название живого существа или предмета.

Неожиданное исчезновение живого существа или предмета

(«Кто исчез? Что исчезло?»)

Цель. Расширение объема словаря существительных. Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый прячет предмет, побуждая детей с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло?» правильно воспроизвести его название.

Создание ситуации поиск ребенком исчезнувшего предмета

Цель. Расширение объема словаря существительных.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!»), прячет предмет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо».

Подсказка может быть дана в записках, разложенных по комнате (зачитывает взрослый): «Ищи автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где есть вода»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин».

Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

Демонстрация действий предмета с их называнием

Цели. Расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый показывает действия, которые может совершать предмет (или можно совершать с этим предметом), и называет эти действия. К примеру, взрослый задает вопрос детям: «Как вы думаете, что может делать мяч? Давайте посмотрим».

Затем производится демонстрация действий с мячом и называние этих действий: «Мяч лежит. Если его толкнуть, он покатится, упадет, зашумит, загрохочет, запрыгает. Мяч можно ударить об стену, он отскочит.

Можно подкинуть, он полетит вверх, а потом упадет вниз, ко мне в руки, я его поймаю. Можно перебрасывать мяч друг другу».

Повторно, как бы подытоживая сказанное, взрослый демонстрирует действие и называет лишь соответствующий глагол: «Давайте повторим, что делает мяч. Мяч лежит, катится, падает, шумит, грохочет, прыгает, ударяется, отскакивает, летит.

Мяч можно толкать, катить, подкидывать (кидать, бросать), перебрасывать, ударять, ловить».

Действия ребенка с предметом с называнием этих действий

Цели. Расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый предлагает одному из детей взять предмет (например, игрушечный самолет) в руки и показать, то может делать этот предмет, что можно делать с ним.

Ребенок совершает действия, а взрослый к каждому из них задает вопрос: «Что делает самолет? Что ты делаешь с самолетом?» (самолет стоит, едет, взлетает, летит, приземляется, садится, падает; я самолет беру, везу, держу, сажаю).

При отсутствии правильного ответа ребенок повторяет слова за взрослым сначала индивидуально, а затем хором со всеми детьми подгруппы.

Обследование взрослым предмета с называнием его качеств

Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической
теме.

Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает
детям на его признаки.

Например, взрослый обследует яблоко, называя его основные признаки: «Это яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если огладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Рассматривание предмета, его изображения и ответы на вопросы об основных
признаках этого предмета

Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы (изображение предмета) по изучаемой лексической теме.

Содержание. Перед детьми находится предмет или его изображение. Взрослый задает детям вопросы: «Какой предмет по цвету? По форме? По размеру?» И т.д. Дети отвечают.

Обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого

Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть предмет (к примеру, зимнюю шапку). Взрослый просит ребенка определить, какого цвета шапка, какой формы, какого размера. Далее даются следующие инструкции, задаются вопросы: «Погладь шапку. Какая она на ощупь (пушистая, шелковистая, нежная, колючая)?» (Обследование качеств поверхности.) Сомни шапку. Какая она (мягкая, жесткая)? (Изучение мягкости.) «Подними шапку на руке. Какая она по весу (легкая, тяжелая)!» (Определение веса.)

Вычленение качеств предмета в сопоставлении с противоположным

Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Два предмета (по изучаемой лексической теме) с противоположными признаками или отличающиеся строением, деталями: яблоко — лимон, помидор — картофель, стул — кресло, чашка — стакан, носки — гольфы.

Содержание. Взрослый с помощью инструкций и вопросов направляет обследование ребенком двух предметов с противоположными признаками или отличающихся строением, деталями.

К примеру, в ходе ознакомления ребенка с овощами (помидором, картофелем) взрослый предлагает следующие инструкции и вопросы: «Погладь помидор. Какой он на ощупь (гладкий)?

Погладь картофель. Какой он на ощупь (шершавый, шероховатый)?»

Аналогично: «Яблоко сладкое — лимон кислый», «Стул твердый — кресло мягкое», «У чашки есть ручка — стакан без ручки», «Носки короткие — гольфы длинные».

Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями

Цели. Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.

Оборудование. Предметы (или их изображения) с недостающими частями: грузовик без кузова, ведерко без ручки, чайник без носика, дерево без веток, дом без окон, рубашка без рукава и др.

Содержание. Взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления.

Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?»

Раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их
частей, признаков цвета

Цели. Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о предметах.

Оборудование. Контурные изображения предметов по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.

Содержание. Взрослый предлагает детям раскрасить контурные изображения предметов, выбрав цвета самостоятельно. Например, по окончании раскрашивания цветка ребенком взрослый задает вопросы: «Какого цвета стебель цветка? Листья? Лепестки? Шипы?»

Вопросы остальным детям: «Какая часть цветка зеленого цвета (стебель, листья, шипы)? Какая часть цветка розового цвета (лепестки)?»

В первой части задания дети пассивно воспринимают наименования деталей предмета. Во второй части — называют части предмета самостоятельно (стебель, листья, шипы, лепестки).

Взрослый может также предложить раскрасить части предмета в заданные цвета.

Например, при раскрашивании грузовика взрослый дает следующие инструкции: «Кабину грузовика раскрась синим цветом, кузов — зеленым, колеса — коричневым, руль — черным, фары — желтым».

После выполнения работы детям задаются вопросы: «Какого цвета кабина грузовика? Кузов? Колеса? Руль? Фары?»

Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние

Цели. Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных.

Оборудование. Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме (рис. 1), цветные карандаши.

Содержание. Взрослый задает детям вопрос об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недо-стающую часть, воспроизвести ее в рисунке.

Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла.

Рассматривание предмета, изготовленного из иного материала

Цели. Расширение объема словаря наименованиями материалов, из которых изготовлен предмет; формирование представления о предмете.

Оборудование. Предметы, изготовленные из нетипичного материала.

Содержание. Внимание детей привлекается к материалу, из которого изготовлен предмет, с помощью вопросов: «Из какого материала изготовлено это платье? (Из бумаги.) Долго прослужит кукле бумажное платье? (Оно скоро порвется.) Из каких материалов шьют платья?»

Или: «Почему этот мяч не прыгает? (Потому что он тряпичный, набит тряпками) Что с ним можно делать? (Бросать друг другу, подкидывать вверх и ловить и т.д.) А можно бросать и отбивать его об пол или об стену? (Нет.) Из какого материала должен быть мяч, чтобы он мог высоко прыгать? (Из резины.)»

В ходе беседы взрослый помогает детям осознать зависимость функциональной пригодности предмета от материала, из которого он изготовлен.

Следующий блок игр способствует увеличению объема словаря за счет формирования у детей полного представления о предмете.

Игра «Чудесный мешочек»

(для детей от 3-х лет)

Цели. Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.).

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе (например, по теме «Посуда»): рассматривают, называют, выделяют их качества.

Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка».

Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям.

Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы посуды. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Другим вариантом данного метода, способствующим развитию образного строя речи, является игра «Чудесный мешочек» на материале загадок.

В мешочек помещаются четыре-пять хорошо знакомых детям предметов (игрушек) (например, стол, карандаш, расческа, ножницы). Дети поочередно достают предметы, рассматривают их, при помощи взрослого выделяя основные признаки.

Например, при рассматривании карандаша взрослый задает вопросы: «Какого цвета карандаш? (Красного.) Как ты это узнал? (У карандаша красная рубашка.) А если бы он был синий, какая у него была бы рубашка? (Синяя.) Какой стороной карандаша можно рисовать? (Той, которая заточена, острой.) На что она похожа? (На нос, на клюв.) Проведите этой острой частью, носом карандаша по листу. Что произошло? (Осталась черта красного цвета, остался след.)»

Аналогично рассматриваются ножницы, расческа, стол; внимание детей с помощью вопросов взрослого направляется на основные признаки предметов.

Затем взрослый загадывает загадки: «Ивашка, красная рубашка, где носом поведет, там след кладет. Что это?»

Дети называют отгадку и мотивируют свой ответ: «Это карандаш, потому что он покрашен красной краской, как будто в красной рубашке. Где он носом проведет, там остается след».

Аналогично: «Стоят четыре брата под крышею одной, дружные ребята и все равны длиной» (стол); «Зубы не едят, не кусают, а по волосам гуляют» (расческа); «Два конца, два кольца, посередине гвоздик» (ножницы).

Усложнение игры:

  • закрывание предметов после рассматривания (предмет-отгадка выставляется после отгадывания);
  • отсутствие предварительного рассматривания (загадки загадываются о наглядно представленных предметах;
  • рассматривание неотгаданного предмета производится лишь в случае затруднений);
  • загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при их демонстрации и без нее.

Мотивировка при отгадывании загадок обязательна во всех вариантах проведения игры.

Игра «Почта»

(для детей от 3-х лет)

Цель. Расширение объема словаря.

Оборудование. «Почтовый ящик», конверты (по количеству детей на занятии), предметные картинки по изучаемой теме (например, «Животные»), письма с заданиями, двойной комплект наклеек (к примеру, апельсин, банан, яблоко, виноград).

Содержание. Детям сообщается, что утром пришла почта и каждому игроку нужно получить свой конверт, а в конверте — письмо от наших друзей-животных и фотография. На спинках детских стульев прикреплены наклейки (по одной на каждом): апельсин, банан, яблоко, виноград.

Взрослый поясняет, что наклейка обозначает название улицы {Апельсиновая, Банановая, Яблочная, Виноградная).

Среди подгруппы детей старшего или подготовительного дошкольного возраста выбирается почтальон, который вынимает конверт из ящика, называет улицу по изображению на конверте (улица Апельсиновая) и отдает письмо по адресу.

Если в игре участвуют дети до пяти лет, почтальон лишь называет картинку («У кого апельсин?») и отдает конверт игроку.

Ребенок, на спинке стула которого наклеен апельсин («проживающий на Апельсиновой улице»), открывает конверт, достает предметную картинку по теме «Животные» и называет, кто (что) на ней изображено.

В письмах могут содержаться различные задания, выполнение которых составляет ход всего занятия.

Например (тема «Домашние птицы»):

1. «Дети потерялись». Курица просит ребят помочь домашним птицам отыскать своих птенцов. Игроки находят и называют изображения взрослых птиц и их птенцов.

2. «Веселая математика». Гусь придумал смешную игру: он показывает цифры от 1 до 3, детям нужно столько же раз прогоготать, крякнуть, пропищать, кукарекнуть или прокудахтать.

3. «Индюк прислал загадки». Взрослый от имени индюка загадывает детям загадки о домашних птицах.

4. «Уткины вопросы». Утка спрашивает ребят, кто из них сможет лучше показать домашних птиц и изобразить их повадки.

Конверты с «адресами»-наклейками и картинки на спинках детских стульев используются неоднократно при изучении различных лексических тем как игровые атрибуты.

Изображения время от времени меняются: василек, ромашка, лилия, одуванчик: улицы Васильковая, Ромашковая, Лилейная, Одуванчиковая; сосна, дуб, клен, береза: улицы Сосновая, Дубовая, Кленовая, Березовая.

При использовании картинок медведь, белка, лиса, волк можно напомнить детям, где живут эти животные: медвежья берлога, беличье дупло, лисья нора, волчье логово.

Игра «Укрась елку»

(для детей от 3-х лет)

Цель. Расширение объема словаря.

Оборудование. Елка, изготовленная из картона, с кармашками для «новогодних шаров»; комплект кружков (новогодних шаров), на которых изображены предметы по изучаемой лек¬сической теме.

Содержание. На столах лежат кружки («новогодние шары»), перевернутые изнаночной стороной. Игроки по очереди берут кружки, называют нарисованные на них картинки и «вешают» украшения на елку.

Игра «Волшебное дерево»

(для детей от 3-х лет)

Цель. Расширение объема словаря.

Оборудование. Дерево, изготовленное из картона, с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.

Содержание. Перед игрой дети знакомятся с произведением К.Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но многие другие предметы.

Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребенок, правильно назвавший отгадку, ищет со-ответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».

Игра «Тематическое лото»

(для детей от 3-х лет)

Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительного внимания.
Оборудование. «Тематическое лото» (большие карты с изображениями предметов (животных) по теме, маленькие карточки с этими же изображениями).

Содержание (на примере темы «Овощи»):

Низкий уровень сложности

Перед каждым ребенком лежит большая карта. Взрослый задает вопрос: «У кого кабачок? У кого свекла?» Ребенок находит соответствующее изображение и повторяет слова: «У меня кабачок». Взрослый демонстрирует детям маленькую картинку с изображением предмета: «Это свекла. У кого она есть?» Ребенок: «У меня свекла». Выиграет тот, кто скорее соберет все изображения предметов на карте. Если ребенок не узнал изображение предмета и его наименование, картинка откладывается в сторону.

Таким образом, ребенок лишь воспринимает слово на слух, ищет изображение предмета, дважды пассивно повторяет слово.

Средний уровень сложности

Взрослый задает вопрос: «У кого кабачок? У кого свекла?» Ребенок находит соответствующее изображение и говорит: «У меня свекла». Взрослый: «Я буду показывать картинки. Кто узнает изображение своего предмета, ответит на вопрос». Взрослый обращает внимание детей на маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? У кого есть?» Ребенок, узнавший свою картинку, отвечает: «Это кабачок. У меня». Если ребенок не смог правильно назвать предмет, картинка откладывается в сторону.

При среднем уровне сложности материала игры ребенок вначале пассивно воспроизводит слово (повторяет за взрослым), а затем, во второй части игры, называет его самостоятельно.

Высокий уровень сложности

В ходе первичного ознакомления детей с картами взрослый просит назвать, что у каждого нарисовано на карте.

Варианты:

  • перечисли все, что нарисовано на карте; назови предметы в верхнем ряду, затем в нижнем;
  • назови картинку в левом верхнем углу, в середине, в правом нижнем углу;
  • назови высокое (красное, круглое, колючее, теплое, зимнее, ароматное, сладкое, тяжелое, вязаное, детское и т.д.);
  • назови того (то), кто (что) лает, мяукает, льет, светит, летает, плавает, копает, шьет;
  • назови то, про что можно сказать: высоко, далеко, медленно, горько, долго, жарко, тяжело;
  • закончи рифму и назови картинку: апа-апа, на голове (шляпа); ор-ор-ор, спелый (помидор);
  • ица-ица, пестрая (синица).

Описанные приемы лексической работы способствуют расширению словаря прилагательных, глаголов, наречий; развитию речевых ассоциаций, фонематического восприятия, пространственной ориентации на листе бумаги.

Затем взрослый предъявляет вниманию детей маленькую картинку: «Это что? У кого?» Если ребенок не назвал предмет, картинка откладывается в сторону.

При высоком уровне сложности материала ребенок самостоятельно (или с помощью опорных вопросов) вспоминает и называет предмет.

Игра «Чего не стало?»

(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти. Оборудование. Набор предметных картинок по теме.

Содержание.
Низкий уровень сложности
Взрослый выкладывает на наборном полотне 3—4 картинки, называя изображенные на них предметы (например: автобус, троллейбус, корабль, самолет). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку.

Командует: «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.

Средний уровень сложности

Взрослый демонстрирует и называет 5—6 картинок. После
исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово,
которым он был назван.

Высокий уровень сложности

Количество картинок увеличивается до 7—8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

1) Ословская Н.П.,
учитель-логопед,
г. Новокузнецк
2) Толкачева О.В.,
учитель-логопед,
г. Новокузнецк

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Методическое пособие «Папка- рычалка» Методическое пособие «Папка- рычалка»
Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ
Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы» Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы»
Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.