Использование сенсорных коробок в работе логопеда

Универсальной вещью для тактильных игр на логопедических занятиях является сенсорная коробка. Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом, которая служит для многих тематических игр и является хорошим игровым полем. Это прекрасная своей универсальностью вещь, с которой можно играть, во что угодно и которая одновременно подходит детям разных возрастов. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.

Использование сенсорных коробок в работе логопеда

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Это означает, что дети познают мир и развивают речь через пальчики: им необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр на логопедических занятиях является сенсорная коробка.

Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом, которая служит для многих тематических игр и является хорошим игровым полем.

Это прекрасная своей универсальностью вещь, с которой можно играть, во что угодно и которая одновременно подходит детям разных возрастов.Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.

Сенсорная коробка

Чем полезна сенсорная коробка

- Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации,усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.

- Расширяет словарный запас и даёт возможность использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…). Развивают связную речь, диалогическую, грамматические категории речи.

- Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.

- Помогает изучению цвета, формы, текстуры.

- Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.

- Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.

- Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.

- Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.

Чем наполнить коробку:

Коробочки в нашем кабинете имеют различные наполнители:

  • разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка,
  • крупная соль, всевозможные макароны;
  • фасоль, горох
  • песок, галька; аква грунт(для игры «Подводный мир», «На берегу океана»);
  • природные материалы: шишки, мох, листья, шиповник, камни, ракушки. (для игр «Ферма», «Деревня»).
  • нарезанная бумага, ватные шарики, искусственный снег;(для игр«Космическое путешествие», «На севере»).

Используем различные «инструменты» в сенсорных коробках:

  • лопатки, ложки, совки, половник, шумовку;
  • пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;
  • форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья
  • щипцы, пинцет;
  • игрушечные грабли, лейку;
  • игрушки: маленькие фигурки, животные, машинки, игрушечную еду.

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев.

Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи.

Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

Главный критерий при использовании сенсорной коробки в логопедической работе с детьми– это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.

Сейчас очень много мелких игрушек, сделанных по мотивам популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и предпочитают играть только с ними.

Для организации таких игр в группе мной созданы несколько сенсорных коробок с разными наполнителями, которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем, если бы ребенок играл бы просто на столе, ковре или в каком-либо другом месте группового помещения. Но этот прием можно использовать только в старшем дошкольном возрасте, когда у детей достаточно развито воображение для самостоятельной организации игрового пространства.

Использование сенсорных коробок в работе логопеда

Таким образом, использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми на занятиях логопеда возможно без особых материальных затрат и больших усилий, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры.

Ну и, конечно же, не забывать часто, менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Список литературы:

1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
2. Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. М.: Педагогический центр образования, 2013.
3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М: Просвещение, 2009.

Синицына К.А.,
учитель — логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Мастер-класс Метки: 

Сейчас читают:

Мастер-класс «Технология составления дидактической игры «Краски весны» Мастер-класс «Технология составления дидактической игры «Краски весны»
Логопедическое задание на лето для детей Логопедическое задание на лето для детей
Пальчиковая игра «Две конфетки на ладошке» Пальчиковая игра «Две конфетки на ладошке»
Развивающие речевые игры «Животные Севера» Развивающие речевые игры «Животные Севера»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.