Формирование начальных представлений об ударении в слове у детей старшего дошкольного возраста

Формирование начальных представлений об ударении в слове у детей старшего дошкольного возраста

УдарениеЗанятия в дошкольном учреждении дают детям первые знания о ритмической структуре слова. При нормативном развитии тема «Ударение» не вызывает особых вопросов у специалистов и детей. Представление о ритме слова дошкольники получают опытным путем.

Однако не секрет, что в массовом общеобразовательном учреждении состав воспитанников неоднороден. В настоящее время из них вполне можно было бы сформировать коррекционную группу детей с недостатками речи.

Поэтому при подготовке материалов к занятию нужно учесть особенности детей с нарушением речевого развития. Преодоление этих нарушений, и в первую очередь нарушения слоговой структуры слов, требует от специалиста последовательности и четкого представления своих целей и задач на каждом этапе обучения.

Так, например, прежде прохождения данной темы у детей нужно сформировать представления о звуке, слоге, слове. При обучении по любой системе и методике дошкольники к моменту знакомства с ударением в слове уже умеют посчитать количество слов в предложении, понимают различия между самим предметом и словом, которым этот предмет называют.

Чаще всего для закрепления сформированных представлений используются вопросы загадки («Какое слово длиннее: стул или муравей?» «Что из чего?»)

Операции сравнения помогают дошкольнику овладевать слоговым и звуковым анализом речи.

предмет: стульчик слово «стульчик»
как мы его ощущаем видим, трогаем слышим, пишем
из чего состоит сиденье, ножки, спинка слоги: стуль-чик

звуки: гласные и согласные

как оформляем материалы, из которого сделан стульчик, форма, цвет и т.д. буквы:   строчные и прописные, разного начертания, размера и д.д.

Подготовительная работа к разделению представлений о предмете и слове может проходить на других занятиях с детьми. Например, на занятиях по развитию представлению об окружающем мире.

На занятиях по развитию речи слово становится объектом исследования. Не останавливаясь на семантике слов, начинается разбор составляющих слова: количества слогов в определенной последовательности. Но у детей с речевыми нарушениями с трудом формируются пространственные и временные представления, затруднен процесс планирования, определения и запоминания последовательности любых действий. Как следствие этого появляются нарушения слоговой структуры слов: пропуски и перестановки слогов, добавление и сокращение количества слогов, упрощение слогов со стечением согласных звуков и т.д.

Трудности, с которыми сталкиваются, воспитатели дошкольных учреждений на занятиях по развитию речи, типичны, и, на мой взгляд, имеют совершенно логичное объяснение. Не побоюсь сказать, что они обусловлены самой методикой и подачей нового материала дошкольникам.

Логопеды, а вместе с ними и воспитатели, используют самые распространенные приемы для того, чтобы ребенку наглядно и действенно объяснить, как посчитать части-слоги слова. Это послоговое отхлопывание, произнесение слогов на каждый шаг, отстукивание, выкладывание счетного материала, прикладывание тыльной стороны кисти к подбородку для ощущения движений при произнесении гласных звуков и т.д. Все они дают положительный эффект в разной степени. Но отрицательный эффект дают несравненно больший.

Дело в том, что привыкнув «отхлопывать» слоги, ребенок начинает их произносить абсолютно одинаково: ВСЕ СЛОГИ СТАНОВЯТСЯ УДАРНЫМИ.

Это ощущение закрепляется на всех уровнях: слуховом, зрительном, моторном и, конечно же, на речевом. (Наглядный пример тому – чтение стихов на детских утренниках с киванием головой на каждый слог.)

Сравнивая слоги в таком воспроизведении слова, ребенок не может уловить разницы между ними. Фактически, мы лишаем его критерия для определения ударного слога. И впоследствии, начиная тему «ударение», нам нужно у него формировать другие представления о слогах, как неравнозначно произносимых.

При этом возникает путаница между слогом и словом: слог с ударением воспринимается как отдельное слово, а два равноударных слога в слове (КОШ-КА) представляются как два слова.

Забегая вперед, хочу сказать, что следующей ошибкой у дошкольников станет восприятие устойчивого словосочетания как единого слова с одним ударением («ДЕНЬРОЖДЕНИЯ»). В дальнейшем сложности могут возникать и с выразительным чтением стихов (логическое ударение), с постановкой завершающего знака в предложении (вопрос, восклицание, повествование). В конечном итоге нарушается вся темпоритмическая составляющая речи.

Чтобы формировать какие-либо представления у детей, специалисту и воспитателю необходимо и самому иметь достаточно четкие представления о предмете.

Давайте попробуем сформулировать то, что должны усвоить дошкольники.

  • в слове всегда есть ударение.
  • в слове только одно ударение.
  • ударение падает на один из слогов.
  • ударный слог мы выделяем в слове.

Навыки, которые должны сформироваться у дошкольника:

  1. разделить слова на слоги
  2. определить количество слогов
  3. произнести слово, выделяя ударный слог

Ключевое слово — ВЫДЕЛИТЬ. Вопрос: как?

Обычно дошкольникам предлагается сказать слово, выделяя ударный слог голосом. Это, пожалуй, самое распространенное и самое «путающее» детей объяснение.

Во-первых, ударение присутствует и в шепотной речи. Более того, именно в шепотной речи становится наиболее очевидным способ, которым мы выделяем один из слогов в слове. Мы произносим его с большей силой, чем остальные слоги. Но это не сила голоса, а сила выдоха. Попробуйте с детьми произнести шепотом слово «Тихо!». Вы почувствуете, что гласные «звуки потеряли» голос, а ударение осталось.

На мой взгляд, работа над ударением с применением шепотной речи — один из самых удачных приемов для формирования представлений об ударении в слове.

Во-вторых, дети с речевыми нарушениями с трудом воспринимают речевые инструкции. Алгоритм действий, алгоритм решения задачи складывается с трудом. В этом случае для усвоения детьми новой информации важно опереться на другие, сохранные, функции и уже сформированные навыки.

Удачным решением может стать обучение дошкольников теппингу:проговариванию каждого слога или слова с отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность.На занятиях по этой теме можно использовать барабан типа джумбо.При этом ударный слог отбивается с большей силой.

В-третьих, мы может акцентировать внимание детей на том, что на один из слогов мы ударяем сильнее. Таким образом, связываются по семантике «сила удара» и термин «ударение».Занятия с обычным барабаном можно провести с одной барабанной палочкой. Она может послужить и символичным образом знака, которым мы обозначает ударение в слове. Графические схемы слов со знаками ударения становятся понятными, а, значит, по-настоящему опорными для детей.

Используя все эти приемы, мы задействуем слух, зрение, моторику, положительные эмоции детей, что позволяет нам сформировать и закрепить правильные начальные представления по заданной теме.

Топоркова Е.М.,
учитель-логопед
высшей квалификации

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Методическое пособие «Папка- рычалка» Методическое пособие «Папка- рычалка»
Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ
Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы» Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы»
Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.