Методические рекомендации для учителей начальных классов по теме: «Коррекция устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением фонематического восприятия»

Методические рекомендации для учителей начальных классов по теме:

«Коррекция устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением фонематического восприятия»

Оптическая дисграфияРезультат ежегодного обследования дошкольников-будущих первоклассников и наблюдение за первоклассниками в адаптационный период показали, что многие дети имеют различные виды дефектов речи и отставание в общем развитии.

Нарушение речевой деятельности младших школьников влечет за собой не только недостаточность развития устной и письменной речи, и речь как совокупность говорения и понимания, при ее нарушении может являться основой снижения коммуникативной и познавательной деятельности.Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями и в формировании личности.Такие дети отличаются отвлекаемостью, неуверенностью всебе, повышенной двигательной активностью.

Учителям начальных классов и многим родителям детей младшего школьного возраста хорошо знакомы проблемы, связанные с ошибками в чтении и письме. На первом году обучения это чаще всего: пропуски, замены, перестановки и повторы букв и слогов; игнорирование окончаний или слогов в словах.

В основе возникновения стойких и повторяющихся «нелепых ошибок» лежат не личностные особенности ребенка («может, но не хочет»), а серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи. Это беда («хочет, старается, но не может»).

У таких обучающихся часто отмечаются нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.Современный урок включает разнообразные виды работ: ученики слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задания,решают логические задачи и т.д.

При несформированности слухового внимания и памятиобучающиеся испытывают значительные сложности во время переключенияс одного вида деятельности на другой, с трудом удерживают в памяти 5-6 слов, затрудняются в воспроизведении предложения из 4-5 слов.Для них практически недоступным является письмо по памяти с опорой на слуховое восприятие.Ученики плохо воспринимают речь учителя, обращенную ко всему классу.

Несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти препятствует правильному чтению. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудняются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользоваться таблицами,плакатами,образцами, данными на доске или в учебнике.

При несформированности фонематического восприятиядети затрудняются в овладении слоговым и звуко-буквенным анализом. В письменных работых таких учеников встречается большое количество разнообразных ошибок:

- пропуски (огромный город –«огромый горд»);

- не дописывание букв и слогов (пилили – «пили»);

- наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая -«голобока»);

- перестановки букв и слогов внутри слова (иногда – «игонда»);

- грубое искажение слов (на охоте – «на отух», храбрый-«хабаб»);

- слитное написание слов (он влез на дерево – «онлеснадерева»);

- произвольное деление слов (вскочил на ветку – « вскочилна ветку») и др.

При несвормированности фонетического слуха обучающиеся затрудняются в разлиении фонем родного языка.На это проявлятся в виде смешения букв по звонкости и глухости ( прыгает –«прыкает», бабушка – «папушка»), по акустико-артикуляционному сходству ( пахучий- «пакучий», смешная- «шмесная»).

При несформированности слухового восприятия дети заучивают правило, но не могут использовать его при пписьме. Некоторрые ученики не слышат ударную и безударную гласные, поэтому затрудняются в подборе проверочных слов. Так к слову «потянул» подбирают проверочные слова «потянули», «тянули», «тянул»; к слову «трава» — «травинка, «травиночка».

При несформированности фонематического слуха ученики допускают ошибке при подборе проверочных слов на проверкупарной согласной. К словам «столб, таз»называют слова «столпик, тасик». Кроме того, правильному выбору проверочного слова мешает бедность словарного запаса, отсутствие языкового чутья. С одной стороны. У детей просто не хватает слов, а с другой – они в качестве проверочных слов вместо родственных однокоренных слов используют близкие по звучанию слова, например: весло –«веселится», известил – «весна», шиповник – «шипучка». Следовательно, знание правил эти детям не помогает.

Вот почему особуюактуальность ныне приобретают коррекционные методики, которые обеспечивают развитие речи по всем ее компонентам (словарь, грамматический строй, связная речь, фонетико-фонетические процессы) и позволяют подготовить детей у обучению грамоте еще на дошкольном этапе.

Работу по развитию фонематического восприятия и развития фонематического слуха необходимо проводить по следующим направлениям:

1. Выявление дефектов звукопроизношения и их коррекция.

2. Поверка фонематического слуха.

3. Развитие фонематического представления.

Выявление дефектов звукопроизношения и их коррекция

Чтобы проверить, умеет ли ребёнок произносить звуки, можно поиграть в игру «Назови звуки». Взрослый просит ребёнка назвать первый звук и последний в словах, например:

- оба звука согласные -«свет»;

- первый согласный, последний гласный — «корма»;

- первый звук гласный, последний согласный –«индюк»;

- оба звука гласные – «езда»

Если ребёнок хорошо справляется с заданием, правильно произносит все звуки, а когда ошибается, то сам исправляет ошибки, значит все нормально. Если с заданием справляется с трудом, часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух не развит, и ему требуется помощь.

Руденко В.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Методическое пособие «Папка- рычалка» Методическое пособие «Папка- рычалка»
Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ
Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы» Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы»
Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.