Программа «Что за прелесть эти сказки»

Программа «Что за прелесть эти сказки»

(развитие речи и творческих способностей у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи через кукольный театр)

Пояснительная записка

Театрализованная деятельность как преодоление коммуникативной дезадаптацииПрограмма разработана учителем –логопедом логопунктаМензелинского казенного учреждения «Отдел образования Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района. Логопункт обслуживает детей – будущих первоклассников, детей младшего школьного возраста с нарушением и общим недоразвитием речи на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».

Здесь же проводятся консультации для родителей дошкольников и школьников района.

Результат ежегодного обследования детей по дошкольным учреждениям, обследования неорганизованных дошкольников и наблюдение за первоклассниками в адаптационный период (первые дни пребывания в школе) показали, что многие дети имеют различные виды дефектов речи и отставание в общем развитии (2011-2012 учебном году: обследовано первоклассников 120, из них выявлено 60 детей( 50% ) нуждающихся в коррекции речи; соответственно 2012-2013 – 155, 84 ( 54% ); 2013-2014 – 209, 118( 57%)

Количество детей с нарушением речи ежегодно растёт на 3-4%.Нарушение речевой деятельности младших школьников влечёт за собой не только недостаточность развития устной и письменной речи, но речь как совокупность процессов говорения и понимания, при еёнарушении может являться основой снижения коммуникативной и познавательной деятельности Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями и в формировании личности.Такие дети отличаются отвлекаемостью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.

Данная проблема привела к необходимости создания студии кукольного театра на базе логопункта, т.к.именнотеатрализованная деятельность является богатейшим полем для развития творческих способностей и развития речи у детей с нерезковыраженным общим недоразвитием речи.

Театрально-игровая деятельность сочетает в себе средства и способы развития не только творческих, речевых способностей, но и развития коммуникативных способностей ребенка.Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями пока еще близок школьнику младшего возраста. Сказки пробуждают, в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Так появилась идея в названии кукольного театра «В гостях у сказки». В своей работе совместно с детьми принято было решение использовать русские народные сказки и сказки, переделанные на новый лад.

Театр сказки имеет и широкие воспитательные возможности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью диалогов персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые диалоги ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театр кукол позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

С целью разрешения данной проблемы и реализациипостановок сказок за определенный период была создана Программа «Что за прелесть эти сказки…», рассчитанная на два года.

Цель программы — развитие творческих способностей и развития речи у детей с нерезковыраженным общим недоразвитием речи средствами театрального искусства.

Задачи:

Обучающие

1. Формировать четкую, грамотную речь; пополнять словарный запас, образный строй речи; строить диалог между героями разных сказок.

2. Знакомить детей с терминологией театрального искусства; знакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссёр; 2.Ознакомить с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов; совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

4. Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно,
таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т. п.); расширять диапазон и силу звучания голоса; улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.

5. Обучение анализу и оценке своих творческих выступлений.

Воспитательные:

1. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, о татарском драматическом театре своего города Мензелинска.

2. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

3. Прививать навыки вежливого поведения; воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников; развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

4. Воспитывать зрительскую культуру.

Развивающие:

1. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость,воображение, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами.

3. Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в маленьком пространстве за ширмой.

4. Развивать ритмические способности и координацию движений с куклами, способность создавать образ героя-куклы с помощью разнообразных движений и жестов.

Для достижения программной цели необходим целый ряд умений:

  1. Умение понимать и осмысливать содержание сказки;
  2. Уметь пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
  3. Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  4. Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в соответствии с движением театральной куклы.
  5. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу.
  6. Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.
  7. Уметь прочитать наизусть стихотворный текс сказки, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  8. Уметь строить диалог с партнером по содержанию сказки.
  9. Уметь эмоционально, соответственно настроению героя вести диалог.
  10. Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц ведущей руки.
  11. Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке за ширмой.
  12. Уметь вовремя оказать взаимопомощь партнеру (в перестановке атрибутики, подсказать текст и др.).

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и подбирать её к образу своего героя,отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ через движения, через исполнение песен. Подбор музыкального произведения для сопровождениявсего представления кукольного театра.Музыка, исполение индивидуальных песен помогает более точно передавать образ героя через его движения и жесты.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями русских народных сказок и учатся оформлять декорацию по сюжету (смена летних деревьев на зимний образ).

«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек; работа над грамматическом строем предложений, фраз, монологической и диалогоческой речи. Развитие обоих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.Основная функция связной речи – коммуникативная (смысловое развернутое высказывание обеспечивающее общее понимание и взаимопонимание)

«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки кукольного театра и других форм организации театрализованной деятельности.

«Ознакомление с окружающим», где дети через сказку знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.

«Компьютерная информационная технология». Навыки и умения пользоваться цифровыми и интерактивными средствами помогают ребятам ориентироваться в интернете для нахождения музыкальных произведений, иллюстраций по временам года для мультимедийного сопровождения сказок, создание презентаций и съёмок представлений для дальнейшего анализа и выводов в правильности исполнения ролей.

Содержание программы

Содержание программы включает восемь основных блоков:

Блок 1 — основы кукловождения.
Блок 2 — основы актерского мастерства, культура речи.
Блок 3 — музыкальное и художественное оформление постановки.
Блок 4 — театральная азбука.
Блок 5 — знакомство с различными видами театров.
Блок 6 — постановка кукольного представления.

Содержание программы включает 10 этапов над постановкой кукольного театра.

Этапы работы над постановкой кукольного театра

1-этап.

Выбор сказки, переработка её в сценарий и обсуждение содержания с детьми. Перед созданием сценария по русским народным сказкам и авторским сказкам русских писателей, проводится беседа, просмотр мультфильмов, иллюстраций по сказкам, прослушивание музыкальных произведений, которые помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес.Для развития воображения, умения фантазировать предлагается порассуждать о жизни героев, о их внешнем виде, чтобы впоследствии подобрать элементы костюма.

2-этап.

Деление театральной постановки на эпизоды, их пересказ и постепенное заучивание детьми. Дети в парах обыгрывают различные ситуации по содержанию сказки, дополняя друг друга, и придумывают различные действия.

3-этап.

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку сверстников и педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

4-этап.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, отработка движений куклы по сюжету. Поиск музыкальных произведений по интернету, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле, индивидуальное исполнение песен под руководством музыкального руководителя.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются вместе с куклой, меняя её позы, жесты в соответствии с содержанием сказки.

Одновременно дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов сказки.

5-этап.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами сценария сказки. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Это постепенный переход собственно к тексту сценария. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

6-этап.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.Данный этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей, выбирает сам какую роль будет исполнять. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым.

Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев в зависимости разговорной речи маленьких актёров: кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно, четвертый — сварливо, пятый — сердито и т.д.

7-этап.

Репетиции отдельных картин в разных детских составах с деталями декораций и с музыкальным оформлением. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене за ширмой, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять, это с успехом делают участники-помощники, т.е. те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.

8-этап.

Репетиция всей сказки целиком с элементами костюмов и декораций.Самыйнепродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. При подготовке дети действовали в условных просто комнаты, то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов для кукол, которые помогают в создании образа.

Готовится презентация для оформления фона сюжетными картинами в соответствии с содержанием сказки — кукольного представления. Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма выступления. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего кукольного представления может быть от одной до трех.

9-этап.

Премьера кукольного театра. Просмотр видеозаписи. Обсуждение представления со зрителями и детьми. Премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией. Первыми зрителями становятся одноклассники, педагоги и родители, которые могут оценить объективно постановку и охарактеризовать выступающих. Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение.

Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех кукольной постановки. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления.

Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. (Из практики: обсуждение за чашкой чая самых интересных удачных моментов после выступления, каждый делится своим впечатлением) Но уже на следующий день в беседе во время просмотра видеозаписи можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Направляя беседу в нужное русло своими вопросами, педагог осторожно старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Здесь же идёт съемка кукольного представления на видео, чтобы впоследствии посмотреть и сделать самооценку своему выступлению самим ребёнком.

10-этап.

Последний, заключительный, десятый этап — это повторные показы кукольного спектакля. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки сценария, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Дети показывают своё творчество перед маленькими школьниками –первоклассниками и дошколятами городских ДОУ.

Кроме того, постановку сказки обыгрывают в разных детских составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь раскрывается индивидуальность ребенка, в поисках своих выразительных средств, а не подражая другим исполнителям.

Работа над постановкой каждого представления кукольного театра фиксируется (альбом с фотографиями, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи одной и той же сказки внескольких представлений и перед разной аудиторией.

Основные правила по время постановки кукольного театра

Составление сценария по сказке и совместная постановка сказки с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

В ходе подготовки к представлению постановки сказки необходимо соблюдать несколько основных правил:

Не перегружать детей: для первого представления должна быть любимая сказка, нетяжёлая в постановке, с целью быстрого получения удовлетворения (например: постановка сказки «Волк и лиса»);
Не навязывать своего мнения; (роли выбирают по желанию, согласуя с партнерами)
Не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных детей (см. план-сетка показа кукольных представлений).

При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.

Характеристика детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи

Дети с общим недоразвитием речи – это дети с нарушением формированиявсех компонентов речевой системы, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей отмечается скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения. Нарушена связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения знаний. Чаще речь у детей трафаретна, недостаточно эмоциональна, бедна, речевой опыт ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, несовершенны.(Е.Н.Мастюкова).

Условно выделяют 4 группы общего недоразвития речи.В общеобразовательную школу поступают дети с нарушением устной речи и с нерезковыраженным общим недоразвитием речи. Данный уровень речевого развития, характеризуется наличием остаточных явлений недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Состав театральной группы учащиеся 3 класса МБОУ «СОШ№1» /9-10 лет/

1. Козина Анастасия
2. Стацура Елизавета
3. НизамоваИндира
4. Самаркина Аида
5. ГубернатороваАрина
6. ГильмеевДанил
7. ЖирновАндрей
8. ЗариповАзат
9. Шайхаттаров Булат
10. Мингазов  Алмаз
11. ХаликоваМиляуша
12. Нуреева  Алина

Разработала учитель-логопед
1 квалификационной категории
Руденко В.А.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.