Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звук и буква С»

Конспект ООД в старшей логопедической группе

Тема: «Звук и буква С»

Звук С, буква СЦель — познакомить детей со звуком и буквой С.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный- согласный», звонкий-глухой», знания о звуках ,об артикуляции и характеристике звука С и о буквах.
  •  Формировать навык определения места звука в слове, умение составлять букву «С» из элементов.
  •  Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, связной речи.

Коррекционно – развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук.
  • Развивать фонематические представления через определение наличия звука в слогах, словах; определение места звука в слове.
  • Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащать словарь.
  • Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию через выполнение предложенных заданий.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
  • Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.

Оборудование: предметные картинки на с; красные и синие кружки, шнурки, слайды.

Ход ООД:

1. Орг. момент.

Логопед: — встаньте в круг, давайте разомнемся, проснемся и приготовимся заниматься.

“Здравствуйте, ручки!”

(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)

“Вы проснулись?”

Дети: “Да!”

“Здравствуйте, глазки и щечки!”

(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)

“Вы проснулись?”

Дети: “Да!”

“Здравствуй, носик!”

(Точечный массаж “крыльев” носа)

“Ты проснулся, носик?”

Дети: “Да!”

“Здравствуйте, ушки?”

(Массаж ушных раковин)

“Вы проснулись, ушки?”

Дети: “Да!”

“Здравствуй, ротик!”

(Растягивают губы в улыбке)

“Ты проснулся, ротик?”

Дети: “Да!”

- Очень любит наш роток улыбаться (упражнение «Улыбка»)

- А подвижный язычок заниматься.

- Наш язык «лопатку» сделал (упражнение «Лопатка»)

Раз, два,

А потом «забор» построил (упражнение «Заборчик»)

Красота!

Рядом с новеньким «забором» — «желобок» (упражнение «Желобок»)

По нему несется воздуха поток (воздушная струя направлена на кончик языка)

“Здравствуйте, все!”

(Поднимают руки вверх)

2. Введение в тему:

Игра «Подскажи словечко»:

Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)

- Наша знакомая ученая сова, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.

Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)

А теперь вы звук узнайте,
И отгадки называйте.
Звук — в начале этих слов.
Отвечайте, кто готов?

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

3. Основной этап.

Определить первый звук в словах-отгадках. Звук С.

Артикуляционная характеристика звука:

Губы улыбаются, видны зубы.

- А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).

- Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.

- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду — это согласный звук).

Дети прикладывают руку к горлышку — голосовые связки не вибрируют.

— Горлышко не «дрожит», значит звук С — глухой.

4. Развитие фонематического слуха:

Игра «Хлопни, если услышишь…» (Дети хлопают на звук С):

Со звуком [c] ты поиграй,

Звук [с] ты поймай.

а) из ряда звуков: А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.

б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.

в) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.

5. Закрепление звука в слогах:

Звуковой анализ слогов СЫН, НОС.

— Послушайте внимательно, какое слово я произнесу.

— Сколько звуков я произнесла?

— Какой звук первый?

— Какой второй?

— Какой звук последний?

Подобрать слова к получившейся звуковой схеме (дом, кот, дым, мак, автобус, оса, собака).

6. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». Наша ученая сова подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».

7. Физминутка.

8. Игра «Составь букву»:

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Выкладываем букву С из шнурка.

(Выкладываем букву из шнурка, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе.)

9. Игра «Живые слоги»

Двое детей выходят к доске и становятся живыми звуками. Один ребенок становится звуком С. Для другого ребенка логопед показывает немой артикуляцией гласный звук, а ребенок выбирает соответствующую гласную букву. Логопед называет слог и дети выстраиваются соответственно. Остальные проверяют правильно или нет выполнено задание.

— Назовите получившийся слог.

10. Игра «Найди звук»

Нужно отгадать загадку, определить количество слогов и место звука С в слове.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (Лиса).

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (Капуста).

Гладишь — ласкается,
Дразнишь – кусается (Пес).

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)

Днем спит,
Ночью летает. (Сова)

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

11. Итог.

Подготовила:
учитель-логопед
Волхонская И.Б.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков
Домашнее задание по теме «Продукты питания» Домашнее задание по теме «Продукты питания»
Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза
Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р] Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.