Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы»

Краткая аннотация: Данные методические рекомендации раскрывают теоретические и практические основы формирования коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разработанным комплексом игр и упражнений могут воспользоваться логопеды, дефектологи, воспитатели дошкольных учреждений, а также родители.

Методические рекомендации для педагога «Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы»

Данные методические рекомендации раскрывают теоретические и практические основы формирования коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разработанным комплексом игр и упражнений могут воспользоваться логопеды, дефектологи, воспитатели, а также родители.

Коммуникативные способности, как сказал доктор психологических наук, Немов Роберт Семёнович –это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.

Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и дети с задержкой психического развития оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков.

У большинства детей старшего дошкольного возраста обнаружен низкий уровень сформированности коммуникативных умений.

Во взаимодействии друг с другом дети не обращают внимания на партнера, эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхностности контактов, слабому сопереживанию и сочувствию; контакты таких детей ситуативны, неустойчивы.
Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в череду аффективных реакций (крик, ссоры, драки, бурная обида и т.д.), а также неадекватных способов выхода из конфликта. Аффективные реакции быстро закрепляются и затем могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов.

Актуальность развития коммуникативных навыков возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Очень важно именно в период дошкольного детства уделять большое внимание развитию коммуникативных навыков у детей, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, речевые навыки, формируется продуктивный опыт повседневного общения

Таким образом, в целях приоритетного направления развития общения дошкольников, следует считать разработанный комплекс коммуникативных и речевых игр, объединённых общим названием «Школа юных волшебников». Где дети с большим удовольствием перевоплощаются в юных волшебников, принимая активное участие в занимательных играх, как в свободной деятельности, так и на занятиях.

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам игровых технологий.

Задачи:

  1. Повышение потребности общения со сверстниками и взрослыми
  2. Развитие способности к самоконтролю
  3. Развитие способности к эмпатии
  4. Повышение культуры вербального и невербального взаимодействия
  5. Обогащение запаса знаний об окружающем

Одним из направлений развития коммуникативных навыков следует считать ряд игр, направленных на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

Игра «Кто говорит?»

Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить.
Ведущий должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

Игра «Пожелание»

Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Оставайся всегда добрым», «Желаю тебе не болеть»и т.д.

В нашей школе все юные волшебники очень внимательные и добрые по отношению друг к другу. Помогают им в этом волшебные очки.

Волшебные очки

Игра «Волшебные очки»

Надев волшебные очки, сразу можно разглядеть в товарище только положительные качества и с большим удовольствием обменяться комплиментами, подняв друг другу настроение, создавая тем самым благоприятную атмосферу в группе.

Следующим направлением развития коммуникативных навыков следует считать игры, направленные на умение входить в контакт, вести диалог.

Дети с большим удовольствием принимают участие в игре «Телефон».

Игра «Телефон»

Имитируя диалог на заданную тему, например «Как пригласить друга на День рождение» или «Как договориться о встречи». Часто используются игры-ситуации «У тебя не получается застегнуть пуговицу, попроси товарища помочь тебе» или «Тебе хочется поиграть в игрушку, в которую играет другой ребенок, попробуй найти выход из этой ситуации». Полученные знания, закрепленные в играх, дети используют и в свободной деятельности, избегая конфликтных ситуаций в группе.

Неотъемлемой частью развития коммуникативных умений следует считать так же развитие речевых навыков детей, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Имея под рукой необходимые волшебные атрибуты (шляпу волшебника, волшебную палочку), дети с удовольствием превращают большие предметы в маленькие (зонт в зонтик, корабль в кораблик), открытые в закрытые, злые в добрые. Закрепляя при этом навык употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом и антонимов.

1

Ещё одним немало важным аспектом развития общения следует считать невербальное общение (язык жестов, мимика, эмоции, чувства). Рассматривая иллюстрации, изображающие те или иные чувства, дети делятся своими эмоциями, приводят примеры из личного опыта: когда и в какой момент можно испытывать те или иные чувства, делятся впечатлениями, делают выводы. С помощью мимики и жестов передают разные чувства, наблюдая за которыми можно с легкость догадаться что дети имели в виду.

1

Также ярким примером развития невербального общения можно считать игру «Кто ты?» .

Игра «Кто ты?»

В волшебной школе происходят разные вещи, порой юные ученики превращаются в живые и неживые предметы. И чтобы их снова вернуть к реальной жизни нужно с помощью выразительных движений, мимики попытаться показать, изобразить кем или чем же они стали. То есть в кого или во что их превратили. При этом показывающий не должен произносить ни одного слова. В проведение подобного упражнения поможет всем известная игра «Друг-Утюг».

1

Анализируя опыт использования игр и упражнений из цикла «Школа юных волшебников» можно сделать вывод о том, что дети с ОВЗ стали общаться, взаимодействовать со сверстниками, овладевая при этом новыми для них способами общения, а также повышая собственную речевую культуру. А также стали более уверенными в общении в условиях общеобразовательных групп.

Учитель-дефектолог
Евдокимова М.В.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.