Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

Аннотация: Дети с ограниченными возможностями здоровья, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют различные речевые нарушения, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи. Чтобы помочь адаптироваться в школе таким детям, учитель должен знать особенности ребенка с общим недоразвитием речи.

Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

ОНРИнклюзивное образование в школе дало детям с ограниченными возможностями учиться в общеобразовательных учреждениях. Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи. И речь таких детей, как неотъемлемый процесс мышления, является предметом исследования ученых.

В современных адаптированных программах обучения детей с ограниченными возможностями указывается, что, обладая предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии мышления и без специального обучения с трудом овладевают нужными навыками для усвоения школьной программы.

Для развития мышления и речи детей с ограниченными возможностями необходимо проведение специально организованной коррекционной работы, включающей использование специально подобранных упражнений и заданий.

В процессе обучения в школе ребенок получает знания о свойствах предметов и явлений, закономерных связей между ними. Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать окружающий мир, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Орудием мышления является речевая деятельность.

Мышление ребенка всегда направлено на решение какой-либо задачи. Это практическая и умственная работа, включающая в себя действия ориентировочно-исследовательского и познавательного характера.

Мышление человека появилось вместе с речью. И тезис о единстве мышления и речи является основополагающим. Речь является средством общения, необходимым для вовлечения ребенка в социальную среду. Если ребенок не владеет фразовой речью, если он не может планировать свое высказывание, то он не может утвердиться в детском социуме. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на психику ребенка и становление его личностных качеств.

Довольно часто встречающимся видом нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья является общее недоразвитие речи (ОНР). При общем недоразвитии речи у детей отмечается скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушение слоговой структуры слова.

Нормально развивающийся ребенок, к моменту поступления в школу владеет всей системой родного языка: говорит связно; полно излагает свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения; без труда пересказывает рассказы и сказки; повторяет слова сложной слоговой структуры (регулировщик, виолончель); правильно определяет место звука в слове; составляет из заданных звуков слова.

Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. У них эти речевые функции недоразвиты. В речи ребенка слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления. У детей нарушается согласование глагола и существительного в числе («кончилась уроки», «девочка сидят»), в роде («папа купила», «девочка пошел»). Прилагательные употребляются детьми крайне редко и не согласуются с существительными в роде и числе («красный варежка», «вкусная яблоко»).

Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями. Это касается прежде всего звуков, сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, плавных сонорных и др.). В речи детей воспроизводится контур двухсложных, трехсложных слов.

Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся искаженно, количество слогов сокращается (милиционер — «мианей»,). При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (облако — «олако», вилка— «вика»,). Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы.

У некоторых детей с общим недоразвитием речи отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. В целом в речи этих детей наблюдаются искажения звукослоговой структуры сложных слов, недостатки произношения. Дети используют в речи в основном простые предложения. Они допускают следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «ведры») смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»).

Дефекты звуковой стороны речи детей также являются достаточно стойкими и тормозят успешное овладение речевыми коммуникативными умениями.

Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов. Фонематическое развитие отстает от нормального развития, что создает трудности для овладения чтением и письмом.

У детей с недоразвитием речи отмечается недоразвитие всех психических процессов, в том числе и мышления. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результаты мыслительной деятельности. Вопрос о развитии мышления является одним из вопросов развития познавательной сферы детей. Для части детей с недоразвитием речи характерно замедление темпа мыслительного процесса. Отрицательно влияют на процесс и результаты мышления эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность, отвлекаемость, невнимательность.

Они часто испытывают затруднения при классификации, особенно в случае сравнения двух и более признаков, с трудом восстанавливают последовательность событий, у них ограничены возможности удержания в памяти словесного образца, затруднены счетные операции.

Дети, у которых нарушается речевая сфера, с большими затруднениями усваивают действия мышления. Затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функция речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Важная роль речи в развитии психической деятельности определяет необходимость комплексного подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с общим недоразвитием речи. Этот ребенок нуждается в целой системе логопедических и психологических занятий, направленных на формирование всех функций речи, мышления, восприятия, представлений, на развитие памяти, интеллекта и целенаправленной деятельности.

Козлова Юлиана Михайловна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, ОНР Метки: 

Сейчас читают:

Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня
Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа) Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа)
Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.