Методическая разработка: Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе
Тема: «Составление рассказов об осени»
Программное содержание:
- Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.
- Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Материал:
- Презентация для интерактивного комплекса «Золотая осень», игрушка на руку Ежик, осенние листья, зонт, заготовка для аппликации «Осеннее деревце».
Подготовка к занятию:
- Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений: Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья…», Ушинский «Четыре желания», Могилевская «Колосок».
- Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Беседы с детьми.
- Рисование по теме «Осень». Дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гостях у осени».
- Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,
Деревья наряжаю, затем их раздеваю,
Бываю золотая, поздняя,
А зовут меня все … (осень)
- Правильно – это загадка об осени, и сегодня мы с вами будем говорить о ней. Посмотрите, какие осенние листочки я принесла (дети рассматривают листья).
Давайте поиграем в игру «Листик возьми — ласковое слово скажи».
Я говорю — солнце, а вы говорите ласково – солнышко.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
Ветка — веточка,
Лист — листочек,
Дождь — дождичек,
Ручей — ручеек,
Трава — травка,
Цветок — цветочек,
Ветер — ветерок,
Туча — тучка,
Песок — песочек,
Дерево — деревце.
ИГРА С ДВИЖЕНИЕМ «ДУЕТ, ДУЕТ ВЕТЕР»
Дует, дует ветер,…………………….(дети машут листочками)
Дует, задувает.
Желтые листочки
С дерева срывает.………………………(дети кружатся)
И бегут по листьям
Маленькие ножки………………………(дети разбегаются.)
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»
На смену лету пришла золотая … (осень).
Солнышко все реже и реже выглядывает из-за … (туч).
Деревья надели разноцветный … (наряд).
Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем… (опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром).
Дождик… (моросит) и заставляет прятаться… (по домам).
Птицы собираются … (в стаи) и улетают … (в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму).
Скоро вступит в свои права белокрылая … (зима).
—дети садятся—
Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
—появляется Ежик—
Ежик: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался.
Логопед: Конечно, Ежик, ребята тебе помогут. Ребята, расскажите Ежику, какая бывает осень?
(теплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ»
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — моросит, идет.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
Я, ежик, тоже осенью – готовлюсь к зиме, делаю запасы, утепляю норку.
Деревья осенью — роняют листья.
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДОЖДИК»
Капля – раз,
Капля – два.
Очень медленно (дети стучат одним пальцем по ладошке)
Сперва.
А затем, а затем
Все быстрей, быстрей, (дети стучат пальцами по ладони)
Быстрей.
Мы зонты свои откроем, (дети делают «зонтики» из сцепленных
От дождя себя укроем. в замок пальцев)
ПОДВИЖНАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Логопед: А сейчас давайте для Ежика придумаем красивые предложения об осени. Каждое предложение начинается со слова «Осенью». Например: «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают».
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (по картинкам на интерактивной доске)
· Осенью солнышко светит, но не греет.
· Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди
· Осенью листья на деревьях разноцветные.
· Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое.
· Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю.
· Осенью много листьев с шуршанием летят на землю — это листопад.
· Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная.
· Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди.
· Осенью перелетные птицы улетают в теплые края.
· Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму.
· Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.
Ежик: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.
Логопед: А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Ежик запомнил их и рассказал своим друзьям в лесу. В этом нам поможет таблица. Кто из вас хочет рассказать об осени?
—дети по таблице составляют рассказ—
Логопед: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях. А сейчас давайте украсим деревце разноцветными листочками. Мы подарим это деревце Ежику, чтобы он не путал больше осень с другими временами года.
—дети делают аппликацию—
Ежик: Спасибо, ребята, за красивое разноцветное деревце, я очень люблю пестрые осенние листочки. А теперь мне пора возвращаться в лес и готовиться к зиме. До свидания.
Дьяконова М.В.,
учитель-логопед,
г. Ростов на-Дону