Методическая разработка: Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе на тему: «Составление рассказов об осени»

Методическая разработка: Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе

Тема: «Составление рассказов об осени»

Программное содержание:

  1. Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.
  2. Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
  3. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  4. Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
  5. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Материал:

  • Презентация для интерактивного комплекса «Золотая осень», игрушка на руку Ежик, осенние листья, зонт, заготовка для аппликации «Осеннее деревце».

Подготовка к занятию:

  • Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений: Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья…», Ушинский «Четыре желания», Могилевская «Колосок».
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Беседы с детьми.
  • Рисование по теме «Осень». Дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гостях у осени».
  • Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,
Деревья наряжаю, затем их раздеваю,
Бываю золотая, поздняя,
А зовут меня все … (осень)

конспект осень

- Правильно – это загадка об осени, и сегодня мы с вами будем говорить о ней. Посмотрите, какие осенние листочки я принесла (дети рассматривают листья).

Давайте поиграем в игру «Листик возьми — ласковое слово скажи».

Я говорю — солнце, а вы говорите ласково – солнышко.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

Ветка — веточка,

Лист — листочек,

Дождь — дождичек,

Ручей — ручеек,

Трава — травка,

Цветок — цветочек,

Ветер — ветерок,

Туча — тучка,

Песок — песочек,

Дерево — деревце.

ИГРА С ДВИЖЕНИЕМ «ДУЕТ, ДУЕТ ВЕТЕР»

Дует, дует ветер,…………………….(дети машут листочками)

Дует, задувает.

Желтые листочки

С дерева срывает.………………………(дети кружатся)

И бегут по листьям

Маленькие ножки………………………(дети разбегаются.)

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»

На смену лету пришла золотая … (осень).

Солнышко все реже и реже выглядывает из-за … (туч).

Деревья надели разноцветный … (наряд).

Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем… (опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром).

Дождик… (моросит) и заставляет прятаться… (по домам).

Птицы собираются … (в стаи) и улетают … (в теплые края).

Зверям некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму).

Скоро вступит в свои права белокрылая … (зима).

—дети садятся—

Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

—появляется Ежик—

Ежик: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался.

2_500x333

Логопед: Конечно, Ежик, ребята тебе помогут. Ребята, расскажите Ежику, какая бывает осень?

(теплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ»

Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — моросит, идет.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

Я, ежик, тоже осенью – готовлюсь к зиме, делаю запасы, утепляю норку.

Деревья осенью — роняют листья.

Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДОЖДИК»

Капля – раз,

Капля – два.

Очень медленно (дети стучат одним пальцем по ладошке)

Сперва.

А затем, а затем

Все быстрей, быстрей, (дети стучат пальцами по ладони)

Быстрей.

Мы зонты свои откроем, (дети делают «зонтики» из сцепленных

От дождя себя укроем. в замок пальцев)

ПОДВИЖНАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Логопед: А сейчас давайте для Ежика придумаем красивые предложения об осени. Каждое предложение начинается со слова «Осенью». Например: «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (по картинкам на интерактивной доске)

· Осенью солнышко светит, но не греет.

· Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди

· Осенью листья на деревьях разноцветные.

· Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое.

· Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю.

· Осенью много листьев с шуршанием летят на землю — это листопад.

· Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная.

· Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди.

· Осенью перелетные птицы улетают в теплые края.

· Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму.

· Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.

Ежик: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.

Логопед: А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Ежик запомнил их и рассказал своим друзьям в лесу. В этом нам поможет таблица. Кто из вас хочет рассказать об осени?

—дети по таблице составляют рассказ—

Логопед: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях. А сейчас давайте украсим деревце разноцветными листочками. Мы подарим это деревце Ежику, чтобы он не путал больше осень с другими временами года.

—дети делают аппликацию—

Ежик: Спасибо, ребята, за красивое разноцветное деревце, я очень люблю пестрые осенние листочки. А теперь мне пора возвращаться в лес и готовиться к зиме. До свидания.

Дьяконова М.В.,
учитель-логопед,
г. Ростов на-Дону

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.