Аннотация: В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество обучающихся с проблемами в речи. А ребенок с речевыми нарушениями, в силу различных причин, требует создания особой развивающей и коррекционно-педагогической среды, особую значимость в организации которой имеет совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога. Этому и посвящена данная статья.
Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.
Нарушения речи (как устной, так и письменной) оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребенка, препятствуют его социальной адаптации, это все обусловлено еще и недостаточностью неречевых процессов: памяти, внимания, зрительно-пространственного анализа и синтеза, нарушениями мелкой моторики и т.д.
И, как следствие, возникают трудности в освоении образовательной программы.
Таким образом, ребенок с речевыми нарушениями требует создания особой развивающей и коррекционно-педагогической среды. Особую значимость в организации которой имеет совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога.
Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы
Термин «сопровождение», зачастую, употребляется как синоним понятиям «взаимодействие» и «обеспечение».
Любой ученик, прежде всего человек, который с рождения взаимодействует с окружающим его миром, как субъект отношений и взаимоотношений, на основе собственных индивидуальных возможностей и особенностей, с его личностными качествами и характеристиками.
Целью психолого-логопедического сопровождения является комплексное воздействие, направленное на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития учащихся и обеспечение их всестороннего и гармоничного развития.
Основу ПЛС определяют следующие принципы:
- Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
- Комплексность (взаимодополняемость) – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» дефицитарных функций.
- Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Индивидуализация темпа работ – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Направления совместной работы:
- Диагностическая работа
- психолого-педагогическая диагностика;
- социально-педагогическая диагностика;
- диагностика реч.нарушений.
- Коррекционно-развивающая работа
- обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков …..
- Консультативная работа
- Информационно-просветительская работа
- Аналитическая (не секрет, что логопед и психолог совместно обсуждают результаты своих диагностик и составляют план работы с детьми, родителями, педагогами; составляют индивидуальные образовательные маршруты, АООП).
Задачи ПЛС:
1. Задачи работы учителя-логопеда
- Обследование обучающихся школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды
2. Задачи работы педагога-психолога:
- Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
- Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
- Совершенствование мелкой моторики.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
- Активизация отработанной лексики.
- Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
- Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
- Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Формы работы:
Учитель-логопед |
Диагностика, мониторинг |
Педагог-психолог |
||
Непосредственно образовательная деятельность (индивидуальные и групповые занятия) |
Непосредственно образовательная деятельность с элементами тренинга (индивидуальные и подгрупповые занятия) |
|||
Упражнения с элементами арт-терапии, сказкотерапии, логоритмика, мнемотехника и др. |
Песочная терапия, телесно-ориентированные техники, пластилин, кинезиология |
|||
Занятия учителя-логопеда и педагога-психолога взаимосвязаны, взаимодополняемы!
Направления организованного взаимодействия
Вывод:
Таким образом, психолого-логопедическое служба – это один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Психолого-педагогическое сопровождение – целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.
Учитель-логопед
г.Южно-Сахалинска
Еременко Анна Алексеевна