Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы

Аннотация: В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество обучающихся с проблемами в речи. А ребенок с речевыми нарушениями, в силу различных причин, требует создания особой развивающей и коррекционно-педагогической среды, особую значимость в организации которой имеет совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога. Этому и посвящена данная статья.

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Нарушения речи (как устной, так и письменной) оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребенка, препятствуют его социальной адаптации, это все обусловлено еще и недостаточностью неречевых процессов: памяти, внимания, зрительно-пространственного анализа и синтеза, нарушениями мелкой моторики и т.д.
И, как следствие, возникают трудности в освоении образовательной программы.

Таким образом, ребенок с речевыми нарушениями требует создания особой развивающей и коррекционно-педагогической среды. Особую значимость в организации которой имеет совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога.

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы

Термин «сопровождение», зачастую, употребляется как синоним понятиям «взаимодействие» и «обеспечение».

Любой ученик, прежде всего человек, который с рождения взаимодействует с окружающим его миром, как субъект отношений и взаимоотношений, на основе собственных индивидуальных возможностей и особенностей, с его личностными качествами и характеристиками.

Целью психолого-логопедического сопровождения является комплексное воздействие, направленное на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития учащихся и обеспечение их всестороннего и гармоничного развития.

Основу ПЛС определяют следующие принципы:

  1. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
  2. Комплексность (взаимодополняемость) – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  3.  Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
  4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» дефицитарных функций.
  5. Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  6. Индивидуализация темпа работ – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Направления совместной работы:

  • Диагностическая работа

- психолого-педагогическая диагностика;
- социально-педагогическая диагностика;
- диагностика реч.нарушений.

  • Коррекционно-развивающая работа

- обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков …..

  • Консультативная работа
  • Информационно-просветительская работа
  • Аналитическая (не секрет, что логопед и психолог совместно обсуждают результаты своих диагностик и составляют план работы с детьми, родителями, педагогами; составляют индивидуальные образовательные маршруты, АООП).

Задачи ПЛС:

1. Задачи работы учителя-логопеда

  1. Обследование обучающихся школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
  2. Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  3. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  4.  Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  5. Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

2. Задачи работы педагога-психолога:

  1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  2. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
  3. Совершенствование мелкой моторики.
  4. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  5. Развитие зрительно-моторной координации.
  6. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  7. Активизация отработанной лексики.
  8. Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
  9. Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
  10. Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Формы работы:

Учитель-логопед

Диагностика, мониторинг

Педагог-психолог

Непосредственно образовательная деятельность (индивидуальные и групповые занятия)

Непосредственно образовательная деятельность с элементами тренинга (индивидуальные и подгрупповые занятия)

Упражнения с элементами арт-терапии, сказкотерапии, логоритмика, мнемотехника и др.

Песочная терапия, телесно-ориентированные техники, пластилин, кинезиология

Занятия учителя-логопеда и педагога-психолога взаимосвязаны, взаимодополняемы!

Направления организованного взаимодействия

3

Вывод:

Таким образом, психолого-логопедическое служба – это один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

Психолого-педагогическое сопровождение – целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.

Учитель-логопед
г.Южно-Сахалинска
Еременко Анна Алексеевна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.