Календарно-тематическое планирование по предмету логопедическая коррекция курс: «Речевая практика» для 1 класса вариантов 6.1., 6.2., 6.3. с НОДА.
1. Пояснительная записка
Переход современной системы образования на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), на ступени начального общего образования (НОО), предполагает составление рабочих программ по коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата (НОДА), с учётом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся (варианты 6.1,6.2,6.3).
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с ФГОС, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.1., 6.2., 6.3. с НОДА, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи вторичного характера, в освоении основной образовательной программы начального общего образования, особенно по родному языку, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Условия реализации коррекционной работы курса:
Нормативно- правовое обеспечение
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.06.2016г).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); № 1598от 19.12.2014г.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования АООП НОО ОВЗ разработаны с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
5. Должностная инструкция учителя-логопеда.
Цель курса:
Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.1. 6.2., 6.3. с НОДА., коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования, формировать личность обучающего, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность для дальнейшей успешной социализации обучающихся.
Задачи курса:
- выявление речевого недоразвития обучающихся;
- развитие фонетико — фонематических процессов с целью формирования представлений о звуковом составе слова, навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
- развитие лексического запаса;
- совершенствование грамматического строя речи;
- формирование связной речи;
- коррекция просодической стороны речи;
- развитие артикуляционной, ручной и общей моторики;
- формирование психологической базы речи и совершенствование предпосылок к обучению;
- развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;
- расширение объёма зрительной и слуховой памяти;
- коррекция чтения и письма;
- воспитание навыков и приёмов самоконтроля;
- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
- формирование коммуникативных ЗУН, адекватных ситуаций учебной деятельности.
Основной задачей является — правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушений устной и письменной речи у обучающихся вариантов 6.1., 6.2., 6.3. с НОДА, проведение необходимой коррекции в данном направлении и определение продолжительности обучения.
Сам процесс коррекции тесно связан с обучением и взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению материала как по родному языку, так и по русскому языку в целом. Поэтому, учитывая комплекс речевых нарушений у детей, перерастающих в нарушение чтения (дислексию) и письма (дисграфию), говорит о необходимости введения ранней коррекции в данном направлении, с учётом знания патологии и факторов влияющих на дальнейшую компенсацию и реабилитацию обучающихся.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Курс «Речевая практика» обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, в котором особое внимание уделяется детям вариантов 6.1., 6.2., 6.3. с НОДА и направлен на создание специальных условий не только для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, но и на обеспечение специальных условий для индивидуальной логопедической коррекции всех обучающихся, в особенности курс рассчитан на своевременное предупреждение, выявление и максимальное устранение имеющихся нарушений в речевом развитии у обучающихся.
В процессе реализации коррекционного курса используются диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой, логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки по Фотековой Т.А.
Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта, получить речевой профиль, выстроить систему индивидуальной коррекционной работы, скомплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи и даёт возможность отследить и оценить динамику речевого развития ребёнка и эффективность коррекционного воздействия.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
- преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
- создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
- коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
Эффективным результатом логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно- компьютерных технологий (ИКТ).
Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (вербально-логического мышления, зрительно-моторной координации).
Результативность и эффективность курса выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года. Всего 33ч, 33учебных недели.
Распределение учебных часов обучающихся курса «Речевая практика» вариантов 6.1.,6.2.,6.3.
№ |
Разделы |
Кол – во часов |
1. |
Диагностика |
4 |
2. |
Коррекция устной и письменной речи |
29 |
3. |
Итого: |
33 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский сад № 82 города Тюмени
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
_______________ 20______ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету логопедическая коррекция
курс: «Речевая практика» для 1 класса
Учитель — логопед: Гневашева Нина Афонасьевна
Количество часов:
всего ___33___ часов;
в неделю ___1___ часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы «Говорю и пишу грамотно»
Календарно – тематическое планирование работы
с обучающимися по варианту 6.1 с НОДА
№ |
Темы логопедических занятий |
Количество часов |
I четверть |
||
1 | Обследование сенсомоторного уровня речи, фонетико – фонематических процессов. |
1 ч. |
2 | Обследование лексики и грамматического строя, связной речи, выявление предпосылок формирования процессов чтения и письма. |
1 ч. |
3 | Речь. Предложение. |
1 ч. |
4 | Слова, обозначающие предмет. |
1 ч. |
5 | Слова, обозначающие действие предмета. |
1 ч. |
6 | Дифференциация слов обозначающих предметы и слов обозначающих действия предметов. |
1ч. |
7 | Простое двусоставное нераспространенное предложение. |
1ч. |
8 | Односложные, двусложные, трёхсложные слова. |
1ч. |
Итого: |
8 ч. |
|
II четверть |
||
1 | Интонация предложений. |
1ч. |
2 | Слова, обозначающие признак предметов. |
1ч. |
3 | Распространение и грамматическое оформление предложений. |
1ч. |
4 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. |
1ч. |
5 | Согласование слов-признаков и слов-предметов в родительном падеже. |
1ч. |
6 | Согласование слов-признаков и слов-предметов в дательном падеже. |
1ч. |
7 | Согласование слов-признаков и слов-предметов в винительном падеже. |
1ч. |
8 | Согласование слов-признаков и слов-предметов в творительном падеже. |
1ч. |
Итого: |
8 ч. |
|
III четверть |
||
1 | Составление предложений по сюжетной картинке. |
1ч. |
2 | Повторение темы предложение. |
1ч. |
3 | Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги. |
1ч. |
4 | Выделение предлогов из предложений (в, из, на, с) |
1ч. |
5 | Выделение предлогов из предложений (у, к, от) |
1ч. |
6 |
Выделение предлогов из предложений (в, за) |
1ч. |
7 |
Выделение предлогов из предложений (под, по) |
1ч. |
8 |
Выделение предлогов из предложений (на, над) |
1ч. |
9 |
Звуковой состав и анализ слов. |
1ч. |
Итого: |
9 ч. |
|
IV четверть |
||
1 | Выделение гласных I и II ряда. |
1ч. |
2 | Типы слогов. | |
3 | Односложные, двусложные, трехсложные слова. |
1ч. |
4 | Ударение. |
1ч. |
5 | Дифференциация твердых и мягких согласных. |
1ч. |
6 | Парные звонкие и глухие согласные. |
1ч. |
7 | Проведение итоговых, срезовых, проверочных работ. |
1ч. |
8 | Проведение итоговых, срезовых, проверочных работ. |
1ч. |
Итого: |
8 ч. |
|
Всего: |
33 ч. |
Календарно-тематическое планирование работы с обучающимися по варианту 6.2 с НОДА
№ |
Темы логопедических занятий |
Количество часов |
I четверть |
||
1 | Обследование сенсомоторного уровня речи, словаря и навыков словообразования. |
1 ч. |
2 | Обследование грамматического строя речи, связной речи выявление предпосылок формирования процессов чтения и письма. |
1 ч. |
3 | Речь. Слово. Предложение. |
1 ч. |
4 | Слово. Деление слова на слоги. |
1 ч. |
5 | Звуки речи. Органы речи. |
1 ч. |
6 | Гласные звуки:Звук [а].
Буква А, а. |
1ч. |
7 | Гласные звуки:Звук [о].
Буквы О, о. |
1ч. |
8 | Гласные звуки:Звук [и]. Буква И, и. |
1ч. |
Итого: |
8 ч. |
|
II четверть |
||
1 | Гласные звуки:Звук [у]. Буквы У, у. |
1ч. |
2 | Гласные звуки:Звук [ы]. Буква ы. |
1ч. |
3 | Изученные в классе звуки и буквы. |
1ч. |
4 | Ударение. |
1ч. |
5 | Парные звонкие и глухие согласныеЗвуки [б-б’].
Буквы: Б, б. |
1ч. |
6 | Парные звонкие и глухие согласныеЗвуки [п-п’].
Буквы: П, п. |
1ч. |
7 | Парные звонкие и глухие согласныеДифференциация звуков [п-б].
Буквы: П п, Б б. |
1ч. |
8 | Парные звонкие и глухие согласныеЗвуки [д-д’].
Буквы: Д, д. |
1ч. |
Итого: |
8 ч. |
|
III четверть |
||
1 | Парные звонкие и глухие согласныеЗвуки [т-т’].
Буквы: Т, т. |
1ч. |
2 | Парные звонкие и глухие согласныеЗвуки [д-т].
Буквы: Д д, Т т. |
1ч. |
3 | Парные звонкие и глухие согласныеЗвуки [к-к’].
Буквы: К, к. |
1ч. |
4 | Дифференциация звуков [г-к].Буквы: Г г, К к. |
1ч. |
5 | Парные звонкие и глухие согласныеЗвуки [з-з’].
Буквы: З, з. |
1ч. |
6 | Парные звонкие и глухие согласныеЗвуки [с-с’].
Буквы: С, с. |
1ч. |
7 | Дифференциация звуков [з-с].Буквы: З з, С с. |
1ч. |
8 | Звук [ш]. Буквы Ш, ш. |
1ч. |
9 | Звук [ж]. Буквы Ж, ж. |
1ч. |
Итого: |
9 ч. |
|
IV четверть |
||
1 | Парные звонкие и глухие согласныеЗвуки [ж-ш].
Буквы: Ж ж, Ш ш. |
1ч. |
2 | Звуки [с-ш].Буквы: С с, Ш ш. |
1ч. |
3 | Звуки [ж-з].Буквы: Ж ж, З з . |
1ч. |
4 | Звуки [л-л’].Буквы: Л, л. |
1ч. |
5 | Звуки [р-р’].Буквы: Р, р. |
1ч. |
6 | Звуки [л,р].Буквы: Л л, Р р. |
1ч. |
7 | Проведение итоговых, срезовых, проверочных работ. |
1ч. |
8 | Проведение итоговых, срезовых, проверочных работ. |
1ч. |
Итого: |
8 ч. |
|
Всего: |
33 ч. |
Календарно-тематическое планирование работы
с обучающимися по варианту 6.3 с НОДА
№ |
Темы логопедических занятий |
Количество часов |
I четверть |
||
1 | Состояние звукопроизношения, речевой моторики. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. |
1 ч. |
2 | Состояние фонематического восприятия, понимания речи. Обследование лексики и грамматического строя речи. Состояние связной речи, выявление предпосылок формирования процессов чтения и письма. |
1 ч. |
3 | Речь. Предложение. |
1 ч. |
4 | Звук и буква Аа. |
1 ч. |
5 | Звук и буква Уу. |
1 ч. |
6 | Звук и буква Оо. |
1ч. |
7 | Звук и буква Мм. |
1ч. |
8 | Звук и буква ы |
1ч. |
Итого: |
8 ч. |
|
II четверть |
||
1 | Звук и буква Сс. |
1ч. |
2 | Последовательное выделение звуков в двусложных словах типа (усы) с опорой на условно – графическую схему. |
1ч. |
3 | Звук и буква Ии. |
1ч. |
4 | Звук и буква Лл. |
1ч. |
5 | Звук и буква Тт |
1ч. |
6 | Звук и буква Р р. |
1ч. |
7 | Звук и буква Гг. |
1ч. |
8 | Звук и буква Кк. |
1ч. |
Итого: |
8 ч. |
|
III четверть |
||
1 | Звук и буква Шш.Дифференциация «С - Ш». |
1ч. |
2 | Звук и буква Нн. |
1ч. |
3 | Звук и буква П п. |
1ч. |
4 | Звук и буква Зз. |
1ч. |
5 | Звук и буква Вв |
1ч. |
6 | Звук и буква Жж. |
1ч. |
7 | Звук и буква Бб. |
1ч. |
8 | Звук и буква Дд. |
1ч. |
9 | Буква Ее |
1ч. |
Итого: |
9 ч. |
|
IV четверть |
||
1 | Буква Ёё. |
1ч. |
2 | Буква Юю. |
1ч. |
3 | Буква Яя. |
1ч. |
4 | Буква «ь». |
1ч. |
5 | Буква «ъ». |
1ч. |
6 | Основные орфограммы русского языка: ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА; |
1ч. |
7 | Проведение итоговых, срезовых. проверочных работ. |
1ч. |
8 | Проведение итоговых срезовых проверочных работ. |
1ч. |
Итого: |
8 ч. |
|
Всего: |
33 ч. |
Учитель-логопед
Гневашева Нина Афонасьевна