Дорогие родители!
Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. В связи с этим пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться нарушение письма. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития как устной, так и письменной речи.
Играйте со своим ребенком в пальчиковые игры, учите его закручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы.
Я предлагаю Вам специальные игры и упражнения для развития мелкой моторки рук.
Желаю удачи!
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики
· Разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто.
· Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.
· Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку, заниматься бисероплетением.
· Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
· Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
· Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, заводить механические игрушки ключиком.
· Заниматься с мелким строительным материалом, конструктором.
· Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы.
· Рисовать по трафарету буквы, геометрические фигуры, штриховать.
· Рисовать по точкам, пунктирным линиям.
· Пришивание пуговицы иголкой.
· Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и на аккуратность.
· «Заготавливаем капусту»
Руками имитируем соответствующие действия:
- Мы капусту рубим! (2р.) — прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз. — Мы капусту режем! (2р.) — энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад. — Мы капусту солим! (2р.) — пальцы собраны «щепотью», «солим капусту». — Мы Капусту Жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно. — Мы морковку Трём! (2 р.) — пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.
· «Замок»
Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.
- На двери висит замок.(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.) -Кто его открыть бы смог? — Потянули! (Пальцы — в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.) — Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.) — Постучали! (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.) И — открыли! (Расцепить пальцы.)
Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Я предлагаю Вам специальные упражнения для развития артикуляционной моторки.
Упражнения на развитие артикуляционной моторики
Хоботок
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Заборчик
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Лопаточка
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Чашечка Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Иголочка Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Горка Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Трубочка Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Часики
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. Змейка Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Качели Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Учитель-логопед
Азарова О. Н.