Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики

Дорогие родители!

Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. В связи с этим пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться нарушение письма. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития как устной, так и письменной речи.

Играйте со своим ребенком в пальчиковые игры, учите его закручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы.

Я предлагаю Вам специальные игры и упражнения для развития мелкой моторки рук.

Желаю удачи!

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики

· Разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто.

· Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

· Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку, заниматься бисероплетением.

· Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

· Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

· Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, заводить механические игрушки ключиком.

· Заниматься с мелким строительным материалом, конструктором.

· Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы.

· Рисовать по трафарету буквы, геометрические фигуры, штриховать.

· Рисовать по точкам, пунктирным линиям.

· Пришивание пуговицы иголкой.

· Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и на аккуратность.

· «Заготавливаем капусту»

Руками имитируем соответствующие действия:

- Мы капусту рубим! (2р.) — прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз. — Мы капусту режем! (2р.) — энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад. — Мы капусту солим! (2р.) — пальцы собраны «щепотью», «солим капусту». — Мы Капусту Жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно. — Мы морковку Трём! (2 р.) — пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

· «Замок»

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

- На двери висит замок.(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.) -Кто его открыть бы смог? — Потянули! (Пальцы — в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.) — Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.) — Постучали! (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.) И — открыли! (Расцепить пальцы.)

Артикуляционная гимнастика

Комплексы артикуляционной гимнастикиЗвуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Я предлагаю Вам специальные упражнения для развития артикуляционной моторки.

Упражнения на развитие артикуляционной моторики

Хоботок

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Чашечка Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Иголочка Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Горка Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Трубочка Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Часики

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. Змейка Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Качели Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Учитель-логопед
Азарова О. Н.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.