Роль сказок в развитие связной монологической речи

Статья посвящена вопросам изучения особенностей развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и роли сказок в этом процессе.

Роль сказок в развитие связной монологической речи

Работа по содержанию сказки По щучьему велениюОдной из главных задач речевого развития дошкольников является развитие связной речи . Это прежде всего, связанно с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Изучением развития связной речи занимались многие отечественные ученые : педагоги К.Д. Ушинский, Е.А. Флёрина, А.М. Бородич, психологи Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев, логопеды Т.Б.Филичева, А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, В.К.Воробьева и другие.

Развитие связной речи является важным условием успешного обучения ребенка в школе. Для того чтобы ребенок мог давать развернутые ответы на поставленные ему вопросы, аргументировать свои суждения и логично излагать их он должен обладать развитой связной речью.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она предполагает овладение словарным запасом языка, грамматическим строем, а также умением применять усвоенный языковой материал на практике, а именно умение связно, полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Диалогическая речь имеет своего рода шаблоны , она более элементарна, чем другие виды речи.

Монологическая речь находится в недрах диалогической речи и является более сложным видом. Говорящему, необходимо выбрать адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание, также нужно программировать не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.

Важной задачей логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной монологической речи. Множественные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены, как правило, недоразвитием компонентов языковой системы ( фонетико — фонематического, лексического, грамматического), а также недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой сторон речи.

Диагностика уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показывает, что у детей нарушена связность и последовательность изложения, низкая информативность, отсутствие развернутых ответов, бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка, пропуски смысловых звеньев, повторы слов, паузы , незаконченность смыслового выражения мысли, трудности в языковой реализации замысла, необходимость в стимулирующей помощи.

Несмотря на то, что проблемой развития речи в той или иной степени занимаются различные науки, процесс развития связной монологической речи, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, остаётся не до конца изученным и требует дальнейшего поиска новых форм и методов обучения.

Наряду с поиском современных моделей обучения, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка, являясь сокровищницей русского народа находит свое применение в различных областях работы с дошкольниками, имеющими нарушения в речевом развитии.

Для развития связной речи детям нужна естественная среда, легко запоминающий текст, добрая атмосфера. Все это отчетливо прослеживается в русских народных сказках.

Задания по развитию связной монологической речи

Задания, используемые на занятиях, по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок могут быть разнообразными:

1. Отгадывание загадок об изучаемой сказке.

2. Практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных. Например: лиса – лисы, заяц – зайцы, медведь – медведи.

3. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Например: хвост – хвостик, зерно – зернышко, лист – листик.

4. Употребление в речи согласования числительных с существительными. Например: 1 медведь, 2 медведя, 5 медведей.

5. Подбор антонимов. Например: сильный – слабый, добрый – злой, большой – маленький.

6. Подбор синонимов. Например: друзья – товарищи, путь – дорога, изба – дом.

7. Подбор родственных слов. Например: яблоко, яблоня, яблочный.

8. Образование притяжательных прилагательных Например: лисий хвост, медвежья лапа, волчьи уши.

9. Пересказ по вопросам, с подсказкой слова или фразы, совместный пересказ ребенка и логопеда, отраженный пересказ, пересказ по частям, пересказ по сюжетным картинкам, инсценировка сказок.

На самом деле, это только часть тех заданий , которые можно применять на занятиях по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок. Материал сказок неисчерпаем, все зависит от собственной фантазии.

Наталья Черкесова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.