Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

Среди нарушений речи у детей с ТНР наиболее сложным в коррекционном отношении является развитие звуко-слоговой структуры. Здесь могут присутствовать как незначительные трудности произношения слов сложной слоговой структуры, так и грубые нарушения двух- и трёхсложных слов со стечением согласных. Поэтому, наряду с коррекцией звукопроизношения, развития грамматического строя, на первый план выступает обязательная работа над звуко — слоговой структурой слова, чему и посвящена данная статья.

Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

Деление слов на слогиКоличество детей, страдающих ТНР, с каждым годом не становится меньше. У каждого из них в той или иной мере отмечаются нарушения слоговой структуры слова (ССС). Данная проблема не менее значимая, чем недостатки самого звукопроизношения, ведь звук сам по себе в человеческой речи не может быть единицей произношения [1, с. 4]. Вот почему очень важно правильно соотносить развитие звукопроизношения и овладение слоговой структурой слов. Коррекция ССС является одной из главных задач логопедической подготовки дошкольников, имеющих системные нарушения речи, помогает овладевать грамматическим строем речи, усваивать звуковой анализ, письмо, чтение.

Многие логопеды в своей практике работы с детьми, имеющими ТНР различного типа, сталкиваются с затруднениями, которые связаны с овладением ребёнком звуко-слоговой структурой слова. Одна из главных проблем в данной области – это практическое невладение «фразовой речью», использование детьми в коммуникации звукоподражаний, жестов, аморфных слов-корней и т.д.

Оптимальный эффект в процессе коррекции подобных нарушений может быть достигнут только при условии использования комплекса мер: тщательного предварительного обследования дошкольников, установление уровней сформированности психических функций (логического мышления, слуховой и двигательной памяти, работоспособности, познавательной активности и др.), подбора методик, специальных упражнений и игровых форм.

Первым этапом является логопедическое обследование детей, имеющих явные нарушения в восприятии и воспроизведении звуко-слогового состава слова.

Специалист в процессе обследования должен чётко выяснить степень сохранности звуковой и слоговой структуры слов (предложить ребёнку повторение ряда слогов из разных или одинаковых гласных и согласных, с разными ударениями, отстучать ритм, повторение фраз с опорой и без опоры на картинку и т.д.).

Здесь необходима тщательная статистика нарушений. Известно, что одни дети укорачивают длину слова, поскольку опускают от одного до нескольких слогов («элизия)», другие используют «слова-контуры» («абрисы»), сохраняющие при этом так называемые «просодические элементы»: словное ударение, число слогов (например, «папата», а не «ломата»). У третьих отмечается тенденция к «открытию» слога с помощью опущения тех или иных согласных звуков в «стечениях», то есть в начале, середине или конце слов («гося», а не «гвоздь»). Детям трудно овладевать ритмико-мелодической структурой слова, запоминать даже простейшие стихотворения и песенки, фиксировать ритм и рифму стихотворной формы.

Особенность заключается в том, что такие дети не могут воспринимать «семантический вес» слогов, входящих в структуру словоформы: слоговая структура не воспринимается ими в качестве сложного звукового комплекса, поэтому «единицей произношения» является сочетание звуков, которое в науке именуется «дефектно произносимым». Ребёнок, владеющий определённым количеством скоординированных «артикуляционных укладов», не может точно передавать звуковой состав слов и наряду с этим хочет общаться. Вот почему он активно пользуется «словами-контурами», искажающими слоговой состав и включающими «звуки-субстраты».

В коррекции слоговой структуры слова необходимо учитывать «неречевые» процессы: оптико-пространственную ориентацию, темпо-ритмическую организацию движений, серийно-последовательную обработку информации. Без них невозможно организовать полноценную работу, которая должна включать в себя два этапа: подготовительный (подготовка ребёнка к усвоению «ритмической структуры» слов на вербальном и невербальном материале); коррекционный (ликвидация дефектов в области ССС непосредственно на вербальном материале).

Усвоение звукового состава слова у ребёнка с ТНР связано с его фонетико-фонематическим, а также лексико-грамматическим развитием, с оформлением индивидуальной артикуляционной моторики.

Ещё А.К. Маркова выделила конкретные виды нарушений слоговой структуры слова: нарушение в количестве слогов (сокращение (или пропуск) слога: молоток-моток, опускание слогообразующей гласной: пианино-пинино, увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в «стечения согласных»: комната-команата, нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов): дерево-деворе, перестановка звуков в соседних слогах: бегемот-гебемот, искажение структуры отдельных слогов: стул-тул, вставки согласных в слоги: лимон-лимонт, уподобление слогов: абрикосы-кококосы, персеверации (циклические повторения одного слога), антиципации (замены предшествующих звуков последующими): ананасы-нананасы, контаминации (смешения элементов слов): конура + будка = кобудка [6, с. 35]. Данные типы свидетельствуют о многообразии возможных нарушений и требуют пристального внимания и индивидуального подхода.

На основе предварительного обследования логопед организует коррекционную работу, включающую ряд компонентов. Происходит отработка произношения звуков и постепенное их включение в слоги и слова (двухсложные с открытыми слогами: ма-ма; трёхсложные с открытым слогом: ку-би-ки; односложные: дом; слова со «стечением» согласных в начале (хлеб), середине (ут-ка), конце слова (шарф) [4].

Первоначально формирование слоговой структуры слова проводится на базе сформированных («сохранных») звуков, а далее после автоматизации уже поставленных звуков вводятся отработанные слоговые конструкции. На практике чем более сложной является слоговая структура слова, тем сложнее включать поставленные звуки в слово.

Переход на каждый следующий уровень происходит только при условии овладения материалом предыдущего уровня: уровень гласных и согласных звуков, уровень слогов, уровень слов, уровень коротких предложений, уровень чистоговорок, стихов и других усложнённых текстов. При этом на каждом уровне, кроме речевых анализаторов, необходимо включать в работу слуховые, зрительные и тактильные механизмы.

Отечественной логопедией накоплен огромный материал. Работа над гласными включает озвучивание рядов из двух, трёх и т.д. звуков со зрительной опорой и без неё, произнесение гласных с ударного главного, определение и произнесение гласных по беззвучной артикуляции логопеда, произнесение гласных с изменением громкости, темпа, настроения, произнесение гласных по определённому количеству и др.

Работа над слогами производится с разными типами слогов: имеющих общий согласный, общий гласный, с прямыми и обратными слогами, закрытыми слогами, слогами с оппозиционными звуками по твёрдости-мягкости и звонкости-глухости и т.д.

Можно произносить слоговые ряды с ритмичными движениями, рисованием или обведением линий, раскладыванием мелких предметов, рисованием пальцами узоров на крупе, использовать рассыпанные слоги, звукоподражания (звуки животных, механизмов), предметные картинки, игру «Эхо», игру «Закончи слово», различные игровые ситуации [7]. Работа со словом предполагает учёт его структуры: сколько слогов, открытые или закрытые, количество звуков в слоге, со стечением согласных или без. Такая работа тоже осуществляется последовательно: от простого к более сложному.

Очень важно постоянно устранять ошибки в уподоблении слогов друг другу с помощью слоговых рядов с разными гласными и согласными звуками, проговаривания слов по слогам, сопровождая их движениями пальцев руки («Игра на клавишах»), постепенно вводить стечения согласных звуков в разных позициях, не перегружая ребёнка. Очень результативными являются игры и упражнения с визуализацией для отработки слов, имеющих различные типы слоговой структуры. Это и «слоговые дорожки», и «слоговые линейки», и «слоговые домики», и «часы», и «паровоз». В работе над словосочетаниями, предложениями и текстами активно используются «добавлялки» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает и повторяет, закрепляет), «ступеньки». Проводится отработка чистоговорок, потешек, прибауток, стишков, используется фольклор [3].

Специалист постепенно развивает у ребёнка максимально полное фонематическое восприятие звукового состава слова и чёткое выделение ударного слога. При этом процессу может мешать недостаточно развитый словарь детей: они затрудняются в произнесении слов, смысл которых им незнаком, смешивают близкие по звучанию слова (например, «пастила» и «серпантин»).

По результатам обследования для каждого ребёнка индивидуально ставятся задачи по формированию слухового восприятия звуко-слоговых структур разных слов, слого-ритмической мелодики слов, навыка слитного произношения слогов в словах с использованием поставленных звуков, выделением ударных слогов, произношения комплексов слов и фраз (на отработку артикуляторных переключений с одного слога на следующий), определения количества, последовательности звуков и слогов в слове (упражнения со звуко-слоговым анализом и синтезом слов и предложений).

На заключительном этапе в речь детей включаются слова с более сложной звуко-слоговой структурой и более сложные задания (подбор слов к заданным моделям, преобразование слов с помощью замены одного или нескольких звуков, замена одного или нескольких слогов, печатание и чтение слов, предложений разного состава, а также различные фонетические задачи).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе развития звуко-слоговой структуры у детей с ТНР формируются важные навыки: слуховое и моторное дифференцирование гласных и согласных звуков в составе произносимых слов, восприятие и контроль слога, расширяется словарный запас, запоминаются значения многих слов, ребёнок учится слышать в слове каждый звук, овладевает правильным произношением слов, правильным слухом и восприятием. Следовательно, дошкольник становится лучше готовым к дальнейшему развитию в обществе, получению образования в школе.

Литература:

1.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб., 2000.

2.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2010.

3.Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.

4.Курдвановская Н.В. Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. (Логопедия в ДОУ)

5.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. СПб.: Наука-Питер, 2006.

6.Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. М., 1961.

7.Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4–5 лет к пособиям «Учимся говорить правильно». М.; Издательство ГНОМ и Д, 2001.

Татьяна Баева,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.