Детско–взрослый проект «Игровые тренинги»

Детско–взрослый проект «Игровые тренинги»

Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Одни из них касаются только звукопроизношения (искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования (несформированность фонематических процессов, недостаточное различение звуков, не улавливание акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками). Третьи выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех его компонентов (недоразвитие фонематических и лексико-грамматических средств языка).Как правило, во втором и третьем случаях недостатки устной речи сопровождаются нарушениями чтения и письма.

Эффективность коррекционного процесса во многом зависит от взаимосвязанной работы педагогов с родителями.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» говорил В.А. Сухомлинский.

В последние годы логопедами активно используется новая форма работы с родителями — игровые тренинги. Именно в совместной игровой деятельности родители видят проблемы развития своего ребенка, а логопед помогает детям справиться с этими трудностями, старается помочь родителям осознать их роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения. Повышается компетентность родителей в вопросах развития речи детей, формируются дружеские, доверительные отношениямежду учителем-логопедом и родителями.

Чтобы предупредить трудности в обучении школьников, предлагаются логопедические тренинги для детей совместно с родителей.

Данные занятия помогают увидеть родителям проблемы в устной и письменной речи своих детей и дают варианты оказания помощи в домашних условиях; повышается уровень компетентности родителей.

Логопедические тренинги для детей и родителей

Цель тренингов:

  1. Установление сотрудничества образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания и развития детей.
  2. Задачи тренинга для родителей:
  3. Вооружить родителей приемами формирования навыков звукового анализа слова при организации совместной игровой деятельности с детьми.
  4. Повысить уровень компетентности родителей в развитии устной и письменной речи своих детей.

Тренинг №1″Игры с буквами»

Оборудование и материалы: зеркала, сюжетные картинки к артикуляционнымупражнениям, карточки с буквами алфавита, карточки с разрезными буквами, сыпучие материалы (бобы, горох), клубок ниток.

Ход тренинга:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей совместной игре, на логопедическом тренинге.

Наш тренинг мы назвали «Игры с буквами».

1. Чтение стихов детьми:

Буквы — значки, как бойцы на парад
В чётком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё — алфавит.

Алфавит – наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать

Логопед: Чтобы звуки произносить четко – надо подготовиться. Предлагаю детям выполнить артикуляционныеупражнения.

Язычок знаком вам, дети
Мы его улыбкой встретим.

Язычок наш, как лопатка:
Закруглённый, плоский, гладкий

– высуньте широкий язык, положите его на нижнюю губу.

А теперь он, как иголка,
Отойди, уколет колко!

– покажите, какая колкая иголка, язычок узкий.
Щёткой кухню подмету,
Наведу вам чистоту

– двигаем язычок вправо, влево.

Выше парус поднимай!
В путь кораблик отправляй!

– язычок поднимаем вверх, находится за верхними зубами

Вот весёлые качели –
Выше крыши подлетели

– поднимаем язычок вверх, тянемся к носику;
Опускаем вниз, тянемся к подбородку.

Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости

– поскакали на лошадке, кто быстрее доскачет.

Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам

- улыбаемся

Подражаю я слону
Губы хоботком тяну

– вытягиваем губы вперёд
Говорит Язычок: «До свиданья!»
Тебе машет на прощанье.

Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губку и опускать на нижнюю.

Логопед: Дорогие первоклассники! Ваши старшие друзья приготовили для вас загадки, сможете их отгадать?

3. Отгадывание загадок (демонстрируются соответствующие картинки)

Это что ещё за звук?
То ли топот, то ли стук.
Это буквы в алфавите
Начинают перестук.

Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …. (А)

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук, (Ж)

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (З)

Молоток я раздобыл,
Из дощечек буквы сбил.
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква?… (И)

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла, (О)

Взявшись за руки друзья
И сказали: «Ты да я -
Это мы». А между тем
Получилась буква … (М)

4. Игра «Собери буквы»

Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две, три, четыре части.

Дети собирают буквы, разрезанные на две, три части. Родители собирают буквы, разрезанные на три, четыре части.

- Кто быстрее? Какая получилась буква?

5. Игра «Сухой бассейн»

Буква прячется в пруду,
Как же я ее найду?
Солнце, светик, подскажи,
Где же буквы, покажи.

Коробки наполнены бобами, среди бобов находятся объемные буквы. Логопед предлагает детям и родителям узнать буквы на ощупь, обследовать их и назвать (р, с, ч, д, ц, ш)

6. Игра «Буквы из палочек»

Логопед предлагает ребятам сложить буквы из палочек (П, Т, Л).

А теперь родители загадывают 3 буквы, а дети отгадывают.

7. Игра «Волшебные точки»

Детям и родителям предлагаются карточки с пронумерованными точками. Задание: соедини точки по порядку. Назвать буквы, которые получились.

8. Игра «Живая пантомима»

Логопед предлагает ребятам изобразить буквы Г, Т, К.

Ребята загадывают буквы, а родители отгадывают.

9. Игра «Буквы в зеркале»

Влево, вправо, поворот,
В нем же – все наоборот!

Перед детьми и родителями пары букв, правильно и зеркально изображенные. Необходимо найти правильное изображение буквы и выложить ее из бобов.

найти правильное изображение буквы

10. Чтение стихов детьми:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!

Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Ты эти буквы заучи –
Их три десятка с лишним,
И для тебя они ключи
Ко всем чудесным книжкам.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Игра «Паутинка»

Все участники встают в круг и высказывают друг другу пожелания, передавая при этом клубок ниток. В итоге получается паутинка.

- Спасибо, уважаемые взрослые, что пришли на нашу игру. Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно играть со звуками и как лучше запомнить буквы.

- Ребята, а Вам нравится играть вместе с родителями?

- А вам, уважаемые взрослые, какие игры понравились?

Спасибо, что пришли на нашу игру. Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно запомнить буквы.
Спасибо за активное участие! Успехов всем нам!

Тренинг №2 «Игры со словами»

Оборудование и материалы: зеркала, сюжетные картинки к артикуляционнымупражнениям,карточки с буквами алфавита, карточки с разрезными картинками, предметные картинки, магнитные буквы, клубок ниток.

Ход тренинга

Логопед:Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей совместной игре, на логопедическом тренинге «Игры со словами».

1. Чтение стихов детьми:

Мы по улице гуляем,
сами вывески читаем,
что какая буква значит,
узнаём издалека:

О кругла, как будто мячик,
Ж похожа на жука.
Вот четыре буквы:
ВО-ДЫ
Вот ещё четыре:
МО-ДЫ
Воды-моды-лимонад!
Мы читаем
всё подряд!

Вот блестит,
белее снега,
слово горькое -
«АПТЕКА».
Рядом сладкие слова -
«ФРУКТЫ», «ПРЯНИКИ», «ХАЛВА».

А напротив них — другое
расползлось во весь этаж.
Правда, тёплое такое
это слово -
«ТРИКОТАЖ».

Эй, ребята
ну-ка с нами
все читайте — всё подряд!
Буквы с вами,
как с друзьями,
обо всем поговорят.

Логопед:Сегодня на игровом тренинге дети покажут, что они умеют и чему научились.

2. Артикуляционная гимнастика.

Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.

Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы.

Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам.

Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта.

Смотрит, как расческа – зубы
Нам причесывает губы.
Проводить нижними зубами по верхней губе,
а верхними — по нижней, массируя ее.

Видит: губки очень гибки.
Ловко тянутся в улыбке.
Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы.

А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед.
Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед.

Язычок стал маляром.
Аккуратно красит дом.

Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек.

На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.

Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек.

То иголка, то лопата
Язычки у вас, ребята.

Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка» — язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата» — язык расслаблен и лежит на нижней губе.

Надоели превращенья:
Лижет Язычок варенье.

Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

Ра – Ра – Ра — начинается игра
Игра «Буква заблудилась»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва вошла туда
Буква-озорница,
Очень страшные дела
Начали твориться!

Ребята, исправьте ошибки, назовите заблудившие буквы.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).

Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).

Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).

А теперь родители исправляют ошибки, называют заблудившие буквы.

На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки (мишке).

У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).

Под березами, где тень
Притаился старый день (пень).

Школьник кончил строчку
И поставил бочку (точку).

«Волшебники»

Логопед: Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову слово, а вы попробуйте изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит — кот.

Дом (дым), сон (сын), сок (сук), мел (мыл).

А теперь попробуй изменить первый звук так, чтобы получилось новое слово.

Точка (дочка), лук (жук), лак (мак), день (тень).

А теперь родители превратятся в волшебников. Попробуйте изменить последний звук так, чтобы получилось новое слово.

Сыр (сын), сон (сок), луч (лук), стоп (стол).

Игра « Буквы на спине»

Раз- два, раз-два,
Составляем мы слова.

Логопед показывает буквы, родитель «пишет» букву на спине ребенка. А ребенок выкладывает данную букву на доске. В итоге должно получиться слово.

нос, сок, слон, сумка, котик

(на каждое слово приглашается новая команда)

Дидактическая игра «Собери слова»

Картинка разрезана на три части.

Логопед предлагает собрать полоски в правильном порядке.

Родители проверяют.

Игра «Слово рассыпалось»

– Ой, ребята, посмотрите, что стало с нашими словами. Они рассыпались. Надо их собрать.

Д М О (дом)
Ы Р С (сыр)
М Д Ы (дым)
А М М А (мама)
О Л С Н (слон)
А П Л И (пила)
М А А Р (рама)
С М О (сом)
А Р Ш Ы (шары)
К Ж У (жук)

Первый столбик рассыпанных слов предлагается детям, второй столбик — родителям.

Игра «Отгадай слово» («Шифровальщики»).

На карточкенарисованы различные предметы. По первым буквам картинокнужно прочитать зашифрованное слово

Мяч – м
Обруч – о
Л ук – л
Облако – о
Дом – д
Цыпленок – ц

- Какой буквы не хватает? Родители, подскажите!

- Ы

- Какое слово получилось?

- Молодцы.

Чтение стихов детьми

Букв сначала мы не знали
Мамы сказки нам читали
А теперь читаем сами
Подружились сказки с нами.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!

Подведение итогов. Рефлексия.

Игра «Паутинка»

Все участники встают в круг и высказывают друг другу пожелания, передавая при этом клубок ниток. В итоге получается паутинка.

Логопед: Спасибо, что пришли на нашу игру. Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно играть с буквами, со словами.

Ребята, а Вам нравится играть вместе? Спасибо за активное участие! Успехов всем нам!

Гиззатуллина Чулпан Фауковна
учитель-логопед,
г. Нефтеюганск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.