Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Дети с ОВЗОдним из направлений специальной педагогики является создание единой системы коррекционной помощи обучающимся с особыми образовательными возможностями.

Как правило, обучающиеся нашей школы имеют комбинированные дефекты, которые выражаются не только в нарушении интеллекта, но и сочетаются с нарушениями речи, вследствие алалии и детского аутизма.

С каждым годом число детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. По данным статистики на сегодняшний день 8-9 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной логопедической работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

В связи с этим перед педагогом стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию маленького человека в гармонично развитую личность.

Но всякое ли обучение способно заглянуть в будущее, помочь ребенку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах?

Традиционный  информационный  метод обучения не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей.

Поэтому в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, по — моему мнению, необходимо использовать сочетание различных способов обучения с привлечением дополнительных источников положительной мотивации.

К ним можно отнести:

  • внешние стимулы (новизна);
  • тайну, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуацию выбора;
  • биологические и социальные потребности (например, потребность в еде, общении, поощрении и др.);
  • утилитарный мотив (мне это нужно).

Для правильной организации коррекционно-развивающей работы учителю-логопеду необходимо различать уровни понимания речи:

  1. Нулевой: ребенок может реагировать на свое имя, иногда на интонации запрещения или поощрения.
  2. Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких, названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у куклы, педагога, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
  3. Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках.

Основные задачи логопедической работы заключаются в организации помощи детям с ОВЗ, в том числе и детям с I речевым уровнем в формировании и развитии у них коммуникативных умений. Причём, развивать коммуникативные умения ребёнка, как в вербальной, так и в невербальной формах.

Работа с детьми I речевого уровня начинается в том возрасте, когда зафиксировано это нарушение. Исходя из этого, логопедическая работа ориентируется не на возраст, а на фактическое развитие речи ребенка. Учитывая, что речь и психические процессы тесно взаимосвязаны, логопедическая работа строится параллельно по всем звеньям речевого дефекта.

Обычно, в составе активного словаря ребенка с I речевым уровнем имеются: звукоподражания, звуковые комплексы, слова лепетного происхождения, звуковые жесты, простые общеупотребительные слова. Отсутствие речи не позволяет ребёнку вступать в коммуникативные отношения с окружающими, поэтому сложно определить его образовательные возможности. При поступлении в школу такие дети испытывают дискомфорт, что выражается в боязливости, тревожности, они с трудом устанавливают контакт с учителем, с одноклассниками. Обучающиеся испытывают затруднения при получении инструкций в силу своего дефекта.

Речь обычно рассматривают как орудие мышления и средство общения. Как в филогенезе, так и в онтогенезе, речь вначале выступает как средство общения, а в дальнейшем приобретает свойство орудия, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли. (С.Я. Рубинштейн).

Обучающиеся данной категории, как правило, не владеют организацией собственной деятельности, у них нарушена зрительно – моторная координация, пространственная ориентация, в силу этого у них затруднено формирование учебных навыков.

Обучение детей с I речевым уровнем является целесообразным в специально организованном коррекционно-развивающем пространстве.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 45 VIII вида г. Томска наработан достаточный опыт, чтобы оказывать помощь детям с тяжёлыми речевыми нарушениями. Эффективной технологией в оказании помощи этим детям являются методы театральной педагогики. Это наиболее эффективное средство для создания речевого поля, вовлечение детей в активное общение со сверстниками и взрослыми.

Использование методов театральной педагогики способствуют развитию речи и коммуникативных навыков, так как дети активно и с большим удовольствием включаются в ролевую игру. Через ролевое участие они усваивают содержание произведения, и это позволяет педагогу в игровой форме развивать у обучающихся речь, познавательные процессы, формировать коммуникативные навыки. В процессе работы над ролью, развиваются невербальные средства коммуникации, моторика, пластика, что очень важно в коррекционно – развивающей работе с данными детьми.

Использование методов театральной педагогики позволяет обеспечить междисциплинарное взаимодействие всех педагогов: учителей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей. Объединение усилий всех специалистов значительно повышает эффект коррекционно-развивающей работы, позволяет создать психологически комфортную обстановку для обучающихся.

Таким образом, методы театральной педагогики помогают специалистам сконструировать единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также обучение чтению и письму с учетом индивидуальных возможностей.

Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. Здесь педагогу не приходится волноваться по поводу того, что у детей произойдёт угасание мотивации. Так как театрализация для детей всегда является той деятельностью, которая постоянно поддерживает их интерес, школьники могут многократно возвращаться к повторению того или иного материала в игровой форме.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающихся, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе детей.

Таким образом, методы театральной педагогики являются эффективным средством развития психики ребёнка, значительно повышают мотивацию на речевое общение, благоприятно влияют на формирование коммуникативных навыков. Сочетание различных мотивов в работе можно успешно решить с помощью проектной деятельности. Оптимальным средством, воздействующим на развитие ребенка, является такой вид деятельности как творческая игра или игра-театрализация.

Игра — ведущий вид деятельности младшего школьника. Через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра становится основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения игровых навыков в реальной жизни.

Особенно сильно влияют на духовное, нравственное, интеллектуальное развитие личности театрализованные игры. Особенность театрализованных игр в том, что здесь важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Ситуации, которые проигрывает ребенок, воображаемы, но чувства, переживаемые им реальны. В таких играх дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Эти игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, формируют эмоционально-насыщенную диалогическую речь, способствуют нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Как показывает практика, для развития речи лучше всего использовать методы игровых технологий. Игровые технологии являются неотъемлемой частью обучения и воспитания, средством комплексного воздействия на ребенка. С этой целью на логопедических занятиях и во внеурочное время используется материал для улучшения навыков чтения и письма.

Используя методы игровых технологий, на логопедических занятиях создается «речевое поле», где детям обеспечивается активное общение не только с помощью вербальных средств, но и с помощью мимики, жестов, движений. Это в свою очередь, благоприятно влияет на освоение программного материала, развитие речи и коррекцию её нарушений; на коррекцию эмоциональной сферы, поведения и формирования навыков нравственных представлений умственно отсталых детей, собранности, образного мышления, умения фантазировать, воображать, быть активными; проявлять выдумку и самостоятельность – что, конечно же, пригодится им в дальнейшей жизни.

Использование на уроках импровизированной игры, как показывает практика, делают занятия более наглядными и практическими; помогают увлечь обучающихся, и тогда пассивные слушатели включаются в творческую учебную деятельность.

Одной из современных технологий можно назвать Проектную деятельность. Проектная деятельность позволяет детям с ограниченными возможностями накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт сопереживания, сочувствия, сотворчества, помогает в получении качественной успеваемости по письму и чтению. Элементы игры включаются непосредственно в учебный процесс в целях оптимизации, используются во внеклассной работе для эстетического развития ребенка с ограниченными возможностями, способствуют его настойчивости, стремлению к успеху.

Большое значение в нравственном воспитании детей имеют детские литературные произведения, а в частности сказки. Знакомясь со сказками, ребёнок познаёт мир добра и зла. Пересказывая произведение, учится ясно, последовательно излагать свою мысль. Формируется связная диалогическая речь, интонационная выразительность.

Для детей с ОВЗ, как правило, имеющих ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта.

В силу своего заболевания ребёнок требует особого вида социализации. Ребёнку необходимо дать понятие — что такое жизнь, как налаживается контакт с социумом. В процессе работы над проектом формируются личностные отношения – это взаимопомощь, забота, чувство товарищества. Дети учатся общению со здоровыми сверстниками, учатся как себя вести. Это позволяет им быть приспособленными к окружающему миру, стать более активными, независимыми.

Технология педагогического проекта предполагает участие ребенка в создании замысла проекта, включающего анализ проблемы, постановку конкретной цели и ее достижение, в планировании деятельности по всем этапам проекта.

Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат. Для учащихся это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения и воспитания. Так как дети видят социальную значимость своего труда, получают позитивную оценку окружающих: сверстников, родителей, педагогов. Это служит побудительным мотивом для дальнейшей работы над другими спектаклями, усиливает эффективность нравственного воспитания и социализации.

Павлова Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
г. Томск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста
Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях реабилитационного центра Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях реабилитационного центра
Система диагностики для определения структуры и степени выраженности нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста Система диагностики для определения структуры и степени выраженности нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста
Основы актерского мастерства для старших дошкольников Основы актерского мастерства для старших дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.