Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

Краткая аннотация: Проблема преодоления недоразвития моторной сферы в плане логопедической работы с ребёнком является одной из важнейших для коррекционной педагогики.Нами предлагается система коррекции моторных и речевых функций средствами логоритмики у детей с алалией.

Предложенная методика коррекционного воздействия может использоваться в работе логопеда коррекционного детского сада всех типов, а также применяться родителями в работе с детьми, которые не посещают детские учреждения.

Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

LogoPortal.ru - Конспект логоритмического занятия на тему Детский садОдной из актуальных проблем логопедии на данный момент является
повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с моторной алалией.

Успешное коррекционное воздействие, обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой развития их коммуникативных навыков, адаптации к дальнейшему обучению в школе.

У детей с алалией, в частности моторной, вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Дети отличаются общей неловкостью, недостаточной координированностью. Алалики долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, потому что задерживается развитие готовности руки к письму. Они отстают от сверстников в ловкости и точности движений.

В силу этого проблема преодоления недоразвития моторной сферы в плане логопедической работы с ребёнком является одной из важнейших для коррекционной педагогики.

Доказано (М.М. Кольцова, М.С. Рузина) значительное влияние развития моторики детей на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Не нашло должной оценки в логопедии такое явление, как недоразвитие моторной сферы. В практической работе, к сожалению, используются, как правило, традиционные приёмы. Недостаточно внимания уделяется развитию общей моторики. Только на кратковременных физкультминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики пальцев руки.

Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями,развивают резервные возможности головного мозга.

Мы полагаем, что подобная ситуация возникает в связи с тем, что специалисты недостаточно учитывают особенности физиологического и психического развития анализаторных систем, как сенсорных, так и двигательных.

Логопеды испытывают определённые трудности в определении эффективных методических приёмов, способствующих формированию моторной сферы детей-алаликов. У них имеются значительные отличия в формировании моторной сферы по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.

Развитие моторной сферы при моторной алалии характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе, моторная неловкость. Движения данной категории детей ритмично не организованы, у них повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Мы предлагаем детям с моторной алалией заниматься логопедической ритмикой, так как она является эффективным средством развития необходимых качеств общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики и преодоления речевого дефекта,

Коррекция моторных и речевых функций средствами логоритмики у детей с алалией строится во взаимодействии с развитием их познавательной деятельности: операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умозаключения, классификации.

Предложенная система коррекционного воздействия может использоваться в работе логопеда коррекционного детского сада всех типов, а также применяться родителями в работе с детьми, которые не посещают детские учреждения.
Организация коррекционной работы средствами логопедической ритмики базируется на следующих принципах: воспитывающий характер обучения, научность, систематичность и последовательность, доступность, наглядность, сознательность и активность, индивидуальный подход.

Задачи логопедической ритмики:

  1. Содействовать нормализации речевой функции.
  2. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, воображению, саморегуляции психической деятельности и др.
  3. Подавить патологические двигательные реакции ребёнка и урегулировать безусловнорефлекторную деятельностью
  4. Улучшить координацию движений – элементы основной двигательной деятельности.
  5. Улучшить общую моторику ребёнка.
  6. Оказать воспитательное влияние на ребёнка и выровнять его поведенческие реакции.

Направления коррекционной работы

1. Психокоррекционная работа:

- игры и упражнения для развития произвольного внимания;
- игры и упражнения для развития зрительного восприятия;
- игры и упражнения для развития слухового внимания;
- психогимнастика;
- музыкотерапия.

2. Коррекция двигательной сферы:

- игры и упражнения для развития общей моторики, для регуляции мышечного тонуса;
- игры и упражнения для координации движений;
- игры и упражнения для развития ориентировки в пространстве;
- игры и упражнения для развития темпа и ритма движений;
- этюды на развитие выразительности жеста;
- игры для развития мимики;
- игры для развития артикуляционной моторики;
- подвижные игры;
- игры-хороводы;
- упражнения для развития тонких движений пальцев рук;
- музыкорисование;
- игра на музыкальных инструментах.

3. Работа над голосом:

- упражнения для обучения правильному дыханию;
- упражнения для работы над звукообразованием;
- фонопедические упражнения для активизации голосового и артикуляционного аппарата;
- игры и упражнения для развития просодической стороны речи;
- пение.

4. Коррекция речевой деятельности:

- игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
- мелодекламации;
- игры и упражнения для формирования звуко-буквенного, звуко-слогового анализа и синтеза;
-игры и упражнения на развитие речевого слуха.

Система логоритмических занятий предполагает:

  • обязательность повторения формируемых двигательных навыков;
  • учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей с речевой патологией;
  • постепенное повышение требований к детям (усложнение двигательных, музыкальных и словесных заданий);
  • всестороннее воздействие на личность ребёнка (действуя в качестве неспецифической терапии, логоритмические средства позволяют корректировать собственно речевую патологию и сопутствующие ей изменения в функциональных системах организма и двигательной сфере);
  • комплексность, то есть связь логоритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения).

На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Упражнения подобраны так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызывал немедленную и определённую двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, а главное способствует коррекции собственно речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания, голоса.

Оптимальные результаты могут быть достигнуты при равномерном распределении психофизической нагрузки по следующей примерно схеме:

  1. ритмическая разминка, дающая установку на нужный темп движений и речи (вводное упражнение);
  2. упражнение на развитие внимания;
  3. упражнение, регулирующее мышечный тонус;
  4. упражнение для развития координации слова с движением;
  5. слушание музыки;
  6. пение;
  7. упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
  8. упражнение для развития речевых и мимических движений;
  9. игра;
  10. заключительное упражнение на релаксацию (цель – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности).

Занятия логопедической ритмикой проводятся раз в неделю. Их продолжительность 30-35 минут.

Содержание занятий и методика подачи материала

Ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Этой цели служит вводная ходьба с соблюдением чёткости линий построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучиваются шаги на носках и на пятках, несложные перестроения. Далее переходят к лёгкому бегу, чередованию ходьбы и бега, прыжкам, галопу; отрабатываются элементы физкультурных и танцевальных движений.

Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве.

Необходимо учить детей непринуждённым, свободным, выразительным движениям в соответствии с характером музыки, темпом, регистрами.

Тренировка предлагаемого движения, его точности, согласованности, неоднократные повторения по образцу движений педагога.

Упражнения для развития основных сторон внимания.

Упражнения на переключение внимания включают смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками. Например, предлагается на торжественную музыку идти, на весёлую — бежать. Или иное задание: на звучание в низком регистре идти, подражая движениям «медведя», на звуки среднего регистра изображать ходьбу «цирковых лошадок», на высокие звуки прыгать как «зайчики».

Развитие устойчивости внимания состоит в наблюдении ребёнка за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении их. Упражнения на объём внимания включают воспроизведение ребёнком несложных движений после одновременного показа их двумя детьми. При выполнении упражнений на распределение внимания дети должны выполнить сразу два или более действий, например: дети по сигналу передают по кругу в одну сторону флажок, в другую бубен. Или под музыку на сильную долю такта ребёнок делает шаги и одновременно подбрасывает вверх мяч.

Используются также различные игры, воспитывающие основные стороны внимания: «Запрещённое движение», «Пройти путь так же», «Сделай наоборот», «Ищи» и так далее.

Можно использовать следующие формы его тренировки:

Осуществление детьми определённых движений от лица сказочного персонажа, преодолевающего различные препятствия путём перепрыгивания, подскоков, лазания, метания и так далее.

Это же предлагается в соревновательных ситуациях.

В словесных объяснениях, где проводится:

а) объяснение движений детьми после их выполнения;
б) объяснение детьми уже знакомых упражнений до их выполнения;
в) самостоятельное придумывание упражнений и объяснение их до выполнения.

Таким образом, внимание детей к чёткости выполнения движений от пассивного переходит в активное, направленное, равно как и восприятие собственных движений становится осознанным, вербализуемым.
Упражнения регулирующие мышечный тонус.

Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий. Предлагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц.

Например, поочерёдное раскачивание, потряхивание ног и рук, вращение кистями, наклоны туловища под музыку, а так же имитационные движения: «Полоскание платочков», «Тряпочные куклы», «Самолёты летят» и так далее. Используются специальные упражнения на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных действий.

Например, руки в стороны, сжать в кулак, бросить; руки вверх в кулак, бросить (руки свободные), наклон.

Детей полезно тренировать под сменяющийся музыкальный материал. Необходимы упражнения, требующие изменения мышечного тонуса в зависимости от звучания разных по силе звуков.

Обязательно объяснение движений педагогом и детьми. Применяются чёткие музыкальные и словесные сигналы для смены движений, счёт.

Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

На занятиях разучивают разные движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Всё это служит цели развития чувства темпа и ритма. Постоянно ведётся работа над различением темпов медленного и быстрого, постепенного замедления и убыстрения, словесное объяснение детьми разных по темпу движений. Используется отхлопывание, отстукивание ритмов, пропевание слов на заданный ритм.

Необходимо начинать тренировку с простейших ритмов и постепенно их усложнять. Вводятся упражнения на восприятие одинаковых ритмов, которые состоят в выполнении детьми движений, объединённых одним и тем же ритмом.

Упражнения для развития координации движений.

Упражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряжённости. Это могут быть упражнения с предметом, а также пляски и импровизации.

Ведётся углубленное разучивание сначала простых, затем более сложных по содержанию и структуре упражнений. Отдельные движения разучиваются изолированно, а потом соединяются. Систематически используется наглядный показ или словесное пояснение.

Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыкального сопровождения. При этом сначала разучивается речевой текст, затем движение.

Сначала речевой текст необходимо упростить, тщательно проработать в ритмическом плане, затем по частям соединить с отработанным движением. Потом требуем громкого проговаривания слов и выразительности.

Слушание музыки.

Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учётом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач.

Вначале используются контрастные музыкальные произведения, например: «Медведь и зайцы», «Воробьи и автомобиль», «Ручеёк и море», «Колыбельная и плясовая» и другие. В дальнейшем части музыкального произведения учат различать с помощью точных сигналов (хлопки, удар в бубен). Проводится работа над развитием речи. Потом внимание обращается на создание нужного фона настроения. При этом учат различать звучание спокойной, торжественной, грустной, весёлой музыки.

Пение.

Пение коррегирует темп речи, нормализирует дыхание. С детьми- алаликами рекомендуем начинать распевки с гласных звуков: « Укачай куклу», «Позови АУ» и т. п. На более позднем этапе используем распевки двухсложных и трёхсложных слов с открытыми слогами, вводим слова с закрытым слогом, фразу из двух и трёх слов: « Таня, иди», « Папа, пили» и т. д. Затем, в ходе работы над текстом разучиваемой песни проводится работа по коррекции устной речи. Необходимо тщательное разъяснение содержания текста песни, неоднократное его громкое, четкое проговаривание. Конечно же, применяем инсценирование песен, а это способствует обучению выразительности речи и, соответственно, выразительному пению.

Упражнения для развития речевых и мимических движений.

На занятиях проводится работа над развитием точности, переключаемости речевых движений, увеличением их объема. При этом применяются общепринятые в логопедии упражнения. Включается так же работа по формированию правильной артикуляции дефектных звуков, автоматизация их в процессе проговаривания специально подобранного текста песни.

Детям необходимо тренировать мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба. Добиваться развития кинестетического контроля. Проводится автоматизация поставленных звуков. Даются только те упражнения, которые необходимы для формирования правильного артикуляционного уклада конкретного звука.

В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяютя и мимические упражнения. Например: Улыбнуться (растянуть губы), удивиться (поднять брови), прищурить глаза «светит солнце», надуть щёки и другие. Данные упражнения закрепляются на логоритмических занятиях.
Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.

В процессе занятий необходимо применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук по изучаемым лексическим темам. Рекомендуем соединять ряд тонких движений пальцев рук с речевым текстом.

Навык выполнения действий с мелкими предметами формируют координацию, силу тонких движений.

Затем рекомендуем начать работу над ловкостью, точностью, переключаемостью тонких движений.

Игра.

Подвижная игра служит закреплению навыков, полученных на занятии. Проводятся такие известные речевые игры как «Серый зайка умывается», «Не пора ли пробежаться и местами поменяться», «Лиса и гуси», «Птицы в гнёздах», «Вокруг домика хожу», « У медведя во бору», « Гуси» и т.д.

Необходимо шире использовать игры и этюды на развитие памяти, мышления, воображения, ориентировки в пространстве. Например, игра «Зеркало», «Повтори за мной» и т.д.

Необходимо воспитывать также ловкость, сообразительность, быстроту двигательной реакции. Этому способствуют игры « День-ночь», «Голуби-вороны».

Заключительная ходьба проводится под марш спокойного характера. В конце занятия проводится итог работы.

Детям очень важно получить словесную оценку своей деятельности, они испытывают чувство радости и гордости за свои достижения, что дополнительно стимулирует потребность в коррекции речевых недостатков.

Устная речь.

Вводится на занятия логопедической ритмикой систематически и максимально в следующих формах:

- Путём вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до или после их выполнения, игр.

- В ходе разучивания песен и беседы о музыкальном произведении уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, чёткость произношения звуков. Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения.

При работе над плавностью и слитностью речи поэтапно усложняются её формы соответственно логопедическим занятиям.

Рекомендуем проводить совместно с родителями вечера досуга, тематические вечера, дни рождения, праздники, утренники.

Предложенная методика позволяет значительно облегчить работу логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей с алалией посредством целенаправленной работы над моторной сферой.

1) Карушкина Алена Александровна,
учитель-логопед
2) Сарбаева Елена Александровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Наглядное моделирование в работе логопеда детского сада.  Пособие «Волшебный стол» Наглядное моделирование в работе логопеда детского сада. Пособие «Волшебный стол»
Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики
Биоэнергопластика. Использование инновационных приемов при проведении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста Биоэнергопластика. Использование инновационных приемов при проведении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.