Значение биоэнергопластики в системе формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Аннотация: В этой статье рассматривается важность и необходимость развития артикуляционной моторики. Изучается биоэнергопластика, как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппарата Итогом работы является определение этапов и последовательности коррекционной работы.

Значение биоэнергопластики в системе формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Фонетическая ритмикаДошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей.

Для этого необходимо четко произносить все звуки родного языка. С целью тренировки мышц артикуляционного аппарата и подготовительного этапа постановки звуков используют артикуляционную гимнастику. Но ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений [1].

Новым и интересным методом является биоэнергопластика. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес детей, поддерживать их эмоциональный настрой.

Биоэнергопластика используется с учетом индивидуального подхода, возрастных особенностей и основного вида деятельности дошкольников – игры, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту [4].

Термин «Биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики [3].

«Биоэнергоплатика» включает с себя три основных понятия: био – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью[2].

Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы[1].

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР, при котором наблюдается полиморфное нарушение произношения многих групп звуков [5].

Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Артикуляционные упражнения в биоэнергопластике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов групп звуков.

Комплексы упражнений подбираются после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов.

Вначале ребенком разучиваются упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. Рука подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения.

Для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используются придуманные герои перчаточного театра Чупа и Чупс [1].

Работа по биоэнергопластике проводится в несколько этапов:

1 этап: Диагностический (1-2 неделя сентября)

Цель: определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

2 этап: Подготовительный (сентябрь)

Цель: установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям с помощью игровых приемов, упражнений на релаксацию, музыкального фона и доброжелательного отношения к ребенку.

3 этап: Основной (октябрь — апрель)

Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, координации движений и межполушарных связей.

4 этап: Автоматизация умений (октябрь — апрель)

Цель: закрепление изученных упражнений в речевом уголке.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Библиографический список:

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.

2. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – СПБ.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.

3. О йога-данс или биоэнергопластике. – интернет-ресурс

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

5. Ястребова А.В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999.

М. Л. Кряжевских,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 3,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Наглядное моделирование в работе логопеда детского сада.  Пособие «Волшебный стол» Наглядное моделирование в работе логопеда детского сада. Пособие «Волшебный стол»
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С»
Методическая разработка:  Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР Методическая разработка: Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР
Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.