Аннотация: В этой статье рассматривается важность и необходимость развития артикуляционной моторики. Изучается биоэнергопластика, как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппарата Итогом работы является определение этапов, последовательности и календарного плана коррекционной работы.
Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
С целью формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи была разработана программа обучения с использованием биоэнергопластики.
Задачи экспериментального обучения:
1. Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев и рук (массаж ладоней, кистей рук), общей моторики.
2. Формирование звукопроизношения и других сторон речевого развития.
3. Формирование чувства ритма, координации движений, ориентировки в пространстве.
4. Активизация внимания, мышления.
5. Стимулирование интеллектуальной деятельности.
В ходе реализации упражнений биоэнергопластики необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип доступности: упражнения должны быть доступны для выполнения ребенком;
2. Принцип наглядности: для наилучшего воспроизведения необходим наглядный образец правильного выполнения действия;
3. Принцип последовательности и систематичности: комплекс упражнений используется в системе и постепенно усложняется;
4. Принцип качественного выполнения действий: каждое упражнение необходимо выполнять качественно для достижения наилучших результатов;
5. Принцип строгой дозировки материала: в каждый комплекс входят 2 статических и 3 динамических упражнения с целью преодоления речевого нарушения и сохранения внимания и интереса ребенка;
6. Принцип ориентированности на дефект: к определенным речевым нарушениям подбирается свой комплекс упражнений;
7. Принцип комплексности и ритма: на каждом занятии выполняется комплекс из 5 упражнений в четком ритме соотношении движений артикуляционного аппарата и кистей рук.
При реализации данной программы необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. В комплекс артикуляционной гимнастики входят как статические, так и динамические упражнения.
2. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно усложняя их.
3. На начальном этапе упражнения выполняют в медленном темпе, сидя перед зеркалом, ребенку предлагается разучить от 3 до 5 упражнений.
4. Использование счета от 1 до 10 или стихотворных строк помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.
5. Если во время разучивания упражнений ребенок не может выполнить какое-либо движение, необходимо использовать механическую помощь.
6. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.
Комплекс упражнений биоэнергопластики подбирается после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов общепринятыми в логопедии методами и приемами.
Упражнения по бионергопластике выносятся во фронтальные формы работы. Проводятся они ежедневно не менее двух раз – после утренней гимнастики и после дневного сна воспитателем.
Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в речевой группе. Выбор конкретного упражнения определяется этапом работы и темой фронтальных занятий.
Артикуляционные упражнения можно объединять в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов свистящих, шипящих звуков и соноров.
Ниже представлен перспективный план логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (см. таблицу 1).
Таблица 1
Перспективный план логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Этап работы |
Содержание работы |
1этап: Диагностический (1-2 неделя сентября) |
Цель: определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
Обследование строения и подвижности органов артикуляции проводятся общеизвестными методами, данные заносятся в речевую карту. После обследования логопед составляет заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения, подбирается комплекс упражнений с учетом нарушенных звуков. Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на определенное время, и динамическими, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включать оба типа упражнений. |
2 этап: Подготовительный (сентябрь) |
Цель: установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям с помощью игровых приемов, упражнений на релаксацию, музыкального фона и доброжелательного отношения к ребенку.
Детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используют «Сказку о Веселом Язычке», разноцветные фигурки для фланелеграфа к каждому движению артикуляционных органов. При выполнении упражнений логопед сидит рядом с ребенком перед зеркалом. Сначала педагог объясняет, как выполнять упражнение, затем показывает, а потом вместе с ребенком выполняет его. Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки. |
3 этап: Основной (октябрь-апрель) |
Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, координации движений и межполушарных связей.
Проведение упражнений по биоэнергопластике. Начало с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт. Показ кистью руки: Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Статические упражнения. Цель упражнений: воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям. «Бегемотик» Цель: выработка умения удерживать открытый рот в течение нескольких секунд. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находиться у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки: Широко открыли ротик – Получился «бегемотик». А затем закрыли рот - Отдыхает «бегемот». Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1- большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1до 5. Повторить 4-5 раз. «Лягушка» Цель: выработка умения удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт, губы сомкнуты. На счет 1 улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Превратили нас в лягушек- Описание движений кисти. Исходное положение – кисти руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслабленна и направлена вниз. На счет 1 – прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз. «Хоботок» Цель: выработка умения вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет 1-10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Вытянул слоненок хобот, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально, на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслабленна, направлена вниз. На счет 1 согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем, удерживать от 1 до 10, затем вернуться в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. «Заборчик» Цель: выработка умения длительно удерживать сомкнутые челюсти. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет 1-10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз. Вышли утром мы во двор Описание движений кисти и пальцев рук. Исходное положение – кисть находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз. На счет 1 – пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз. «Лопатка» Цель: выработка умения удерживать язык вне рта широким и расслабленным. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий и расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз. Раз, два – потянем вниз, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть находиться в горизонтальном положении на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслабленна, направлена вниз. На счет1 – кисть с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет 1-10, затем вернут в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 5-6 раз. «Парус» Цель: выработка умения удерживать кончик языка за верхними зубами. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет 1-5. Повторить 5-6 раз. Ветер парус раздувает Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть находиться в горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет 1 – кисть с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет 1-10. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 5-6 раз. «Чашечка» Цель: выработка умения удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые края языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать в таком положении под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет1-5. Повторить 4-5 раз. Эту чашечку, дружок, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть находится в горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счет 1 – сомкнутые пальцы согнуть и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет 1-10. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз. «Иголка» Цель: выработка умения удерживать вне рта узкий язык. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать в таком положении под счет 1-10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз. Язычок наш, как иголку, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет 1 – сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным только указательный палец. Удерживать под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз. «Грибок» Цель: выработка подъема языка вверх, тренировать подъязычную связку. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к нёбу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет 1-10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз. Вверх подняли язычок, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет 1 – кисть с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в такой форме под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз. Динамические упражнения. Цель упражнений: формирование умения плавного переключения с одного артикуляционного движения на другое, воспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляционных органов, развитие координации движений кистей и пальцев рук, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесной инструкции. «Пятачок». Цель: обучение выполнение точных движений губами под счет, тренировать мышцы губ. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком», повернуть вправо, 2 – влево, 3 – поднять вверх, 4 – опустить вниз. Либо выполнять круговые движения по траектории влево-вправо-вверх-вниз. Повторить упражнение 5-6 раз. Подражаем поросенку, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Кисть с сомкнутыми пальцами вращается соответственно сомкнутым губам. Повторить упражнение 5-6 раз. «Чистим зубы». Цель: выработка умения выполнять дифференцированные движения языком. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 – кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет 1-5. Затем поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счет 6-10. Закрыть рот, повторить упражнение 6-7 раз. Мы, конечно, очень любим Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть руки горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 – опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону. Затем поднять ладонь вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счет 1 -5. Выполнять движение 6-7 раз. «Качели». Цель: формирование умения выполнять точные ритмичные движения языком. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет 2 – опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счет 1-10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами, слегка упираясь в них. Повторить 5-6 раз. На качелях мы качались, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 – поднять сомкнуты пальцы вверх, на счет 2 – опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет 1-10. Повторить 5-6 раз. «Часики». Цель: выработка умения чередовать точные движения языком. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта, затем правого угла рта. Выполнить движение под счет 1-10 поочередно. Повторить 4-5 раз. Словно стрелочки часов, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, указательный палец выпрямлен, остальные загнуты. На счет 1 – повернуть палец влево, затем вправо в соответствии с движением языка. Выполнять упражнения под счет 1-10. Повторить упражнение 4-5 раз. «Блинчики». Цель: выработка умения удерживать широкий язык, выполнять массаж языка. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык изо рта и положить на нижнюю губу, произносить «пя-пя-пя-пя» под счет 1-10. Повторить 4-5 раз. Мы испечь блины решили, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисти рук расположены как при хлопке, ладонями друг к другу. На счет 1-10 выполнять хлопок ладонями. Повторить упражнение 4-5 раз. «Расческа». Цель: выработка умения удерживать язык широким и расслабленным. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать его между зубами вглубь рта под счет 1-10. Повторить 5-6 раз. Наши зубки – гребешок, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. На счет 1 – провести пальцами ведущей руки по пальцам другой руки до запястья. Выполнять упражнение под счет 1-10. Повторить 5-6 раз. «Лошадка». Цель: выработка умения ритмично щелкать языком, тренировать подъязычную связку. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, присосать язык к небу. Под счет 1-10 ритмично щелкать языком. Повторить 6-7 раз. К нам лошадка прискакала, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет 1-10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим. Повторить 6-7 раз. «Индюк». Цель: выработка умения производить движения языком по верхней губе. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед – назад и произносить при этом «бл-бл-бл-бл», под счет 1-10. Повторить 4-5 раз. Рассердился наш индюк, Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счет 1-10 сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения. Повторить 4-5 раз. «Маляр». Цель: выработка умения выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами. Затем немного продвинуть язык по нёбу в направлении от зубов к горлу. Повторить 4-5 раз. Наведем порядок в доме Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Двигать полусогнутыми пальцами, одновременно с языком, в направлении к запястью. Повторить 4-5 раз. «Сладкое варенье». Цель: формирование умения выполнять круговые движения языком. Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, высунуть язык и расположить кончик языка в левом углу рта. Облизать языком по кругу сначала верхнюю губу, затем нижнюю. Повторить 5-6 раз Приготовили варенье Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть руки находится на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1- повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью по траектории влево-вверх-вправо-вниз. Повторить 5-6 раз. |
4 этап: Автоматизация умений (октябрь- -апрель) |
Цель: закрепление изученных упражнений в речевом уголке.
В речевом уголке должен находиться необходимый наглядный материал: наличие наглядных схем, игровых атрибутов, практических материалов. На этом этапе дети четко ощущают положение артикуляционных органов, поэтому могут выполнять упражнения без зрительной опоры. |
М. Л. Кряжевских,
учитель-логопед