Методическая разработка: Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Аннотация: В этой статье рассматривается важность и необходимость развития артикуляционной моторики. Изучается биоэнергопластика, как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппарата Итогом работы является определение этапов, последовательности и календарного плана коррекционной работы.

Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ПрограммаС целью формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи была разработана программа обучения с использованием биоэнергопластики.

Задачи экспериментального обучения:

1. Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев и рук (массаж ладоней, кистей рук), общей моторики.

2. Формирование звукопроизношения и других сторон речевого развития.

3. Формирование чувства ритма, координации движений, ориентировки в пространстве.

4. Активизация внимания, мышления.

5. Стимулирование интеллектуальной деятельности.

В ходе реализации упражнений биоэнергопластики необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип доступности: упражнения должны быть доступны для выполнения ребенком;

2. Принцип наглядности: для наилучшего воспроизведения необходим наглядный образец правильного выполнения действия;

3. Принцип последовательности и систематичности: комплекс упражнений используется в системе и постепенно усложняется;

4. Принцип качественного выполнения действий: каждое упражнение необходимо выполнять качественно для достижения наилучших результатов;

5. Принцип строгой дозировки материала: в каждый комплекс входят 2 статических и 3 динамических упражнения с целью преодоления речевого нарушения и сохранения внимания и интереса ребенка;

6. Принцип ориентированности на дефект: к определенным речевым нарушениям подбирается свой комплекс упражнений;

7. Принцип комплексности и ритма: на каждом занятии выполняется комплекс из 5 упражнений в четком ритме соотношении движений артикуляционного аппарата и кистей рук.

При реализации данной программы необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. В комплекс артикуляционной гимнастики входят как статические, так и динамические упражнения.

2. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно усложняя их.

3. На начальном этапе упражнения выполняют в медленном темпе, сидя перед зеркалом, ребенку предлагается разучить от 3 до 5 упражнений.

4. Использование счета от 1 до 10 или стихотворных строк помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

5. Если во время разучивания упражнений ребенок не может выполнить какое-либо движение, необходимо использовать механическую помощь.

6. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

Комплекс упражнений биоэнергопластики подбирается после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов общепринятыми в логопедии методами и приемами.

Упражнения по бионергопластике выносятся во фронтальные формы работы. Проводятся они ежедневно не менее двух раз – после утренней гимнастики и после дневного сна воспитателем.

Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в речевой группе. Выбор конкретного упражнения определяется этапом работы и темой фронтальных занятий.

Артикуляционные упражнения можно объединять в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов свистящих, шипящих звуков и соноров.

Ниже представлен перспективный план логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (см. таблицу 1).

Таблица 1

Перспективный план логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Этап работы

Содержание работы

1этап: Диагностический (1-2 неделя сентября)

      Цель:  определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Обследование строения и подвижности органов артикуляции проводятся  общеизвестными методами, данные заносятся в речевую карту. После обследования логопед составляет заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения, подбирается комплекс упражнений с учетом нарушенных звуков.

Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на определенное время, и динамическими, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включать оба типа упражнений.

2 этап: Подготовительный (сентябрь)

      Цель:    установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям с помощью игровых приемов, упражнений на релаксацию, музыкального фона и доброжелательного отношения к ребенку.

Детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используют «Сказку о Веселом Язычке», разноцветные фигурки для фланелеграфа к каждому движению артикуляционных органов.

При выполнении упражнений логопед сидит рядом с ребенком перед зеркалом. Сначала педагог объясняет, как выполнять упражнение, затем показывает, а потом вместе с ребенком выполняет его. Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки.

3 этап: Основной (октябрь-апрель)

    Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, координации движений и межполушарных связей.

Проведение  упражнений по биоэнергопластике.

Начало с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи.

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.

Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Статические упражнения.

Цель упражнений: воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

«Бегемотик»

Цель: выработка умения удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находиться у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым  под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки: Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот  -

Отдыхает «бегемот».

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1- большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1до 5. Повторить 4-5 раз.

«Лягушка»

Цель: выработка умения удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт, губы сомкнуты. На счет 1 улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Превратили нас в лягушек-
Дотянулись мы до ушек.
Дотянулись, улыбнулись,
А затем домой вернулись.

Описание движений кисти.

Исходное положение – кисти руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслабленна и направлена вниз. На счет 1 – прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

«Хоботок»

Цель: выработка умения вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет 1-10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вытянул слоненок хобот,
Поиграть нам предложил.
Губы «хоботком» сложили,
Со слоненком подружились.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально, на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслабленна, направлена вниз. На счет 1 согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем, удерживать от 1 до 10, затем вернуться в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

«Заборчик»

Цель: выработка умения длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет 1-10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

Вышли утром мы во двор
И построили забор.
Зубки сомкнули сейчас,
Получилось все у нас.

Описание движений кисти и пальцев рук.

Исходное положение – кисть находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз. На счет 1 – пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

«Лопатка»

Цель: выработка умения удерживать язык вне рта широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий и расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

Раз, два – потянем вниз,
В лопатку превращаем,
Чтоб был умелым наш язык,
Зарядку выполняем.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть находиться в горизонтальном положении на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслабленна, направлена вниз. На счет1 – кисть с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет 1-10, затем вернут в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 5-6 раз.

«Парус»

Цель: выработка умения удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет 1-5. Повторить 5-6 раз.

Ветер парус раздувает
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть находиться в горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет 1 – кисть с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет 1-10. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 5-6 раз.

«Чашечка»

Цель: выработка умения удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые края языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать в таком положении под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет1-5. Повторить 4-5 раз.

Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше
Подержать вот этот ковшик.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть находится в горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счет 1 – сомкнутые пальцы согнуть и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет 1-10. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

«Иголка»

Цель: выработка  умения удерживать вне рта узкий язык.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать в таком положении под счет 1-10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

Язычок наш, как иголку,
Сделаем мы острым, тонким.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно нам иглу убрать.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет 1 – сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным только указательный палец. Удерживать под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

«Грибок»

Цель: выработка подъема языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к нёбу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет 1-10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

Вверх подняли язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет 1 – кисть с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в такой форме под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

Динамические упражнения.

Цель упражнений: формирование умения плавного переключения с одного артикуляционного движения на другое, воспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляционных органов, развитие координации движений кистей и пальцев рук, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесной инструкции.

«Пятачок».

Цель: обучение  выполнение точных движений губами под счет, тренировать мышцы губ.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком», повернуть вправо, 2 – влево, 3 – поднять вверх, 4 – опустить вниз. Либо  выполнять круговые движения по траектории влево-вправо-вверх-вниз. Повторить упражнение 5-6 раз.

Подражаем поросенку,
Сложим губки пяточком.
Раз, два, три, четыре,
Пяточком мы покрутили.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем.

Кисть с сомкнутыми пальцами вращается соответственно сомкнутым губам. Повторить упражнение 5-6 раз.

«Чистим зубы».

Цель: выработка умения выполнять дифференцированные движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 – кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет 1-5. Затем поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счет 6-10. Закрыть рот, повторить упражнение  6-7 раз.

Мы, конечно, очень любим
Аккуратно чистить зубы.
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем ротик очищать.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки горизонтально на уровне    солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 – опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону. Затем поднять ладонь вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счет 1 -5. Выполнять движение 6-7 раз.

«Качели».

Цель: формирование умения выполнять точные ритмичные движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет 2 – опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счет 1-10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами, слегка упираясь в них. Повторить 5-6 раз.

На качелях мы качались,
Высоко вверх поднимались,
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Очень крепко ты держись.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 – поднять сомкнуты пальцы вверх, на счет 2 – опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет 1-10. Повторить 5-6 раз.

«Часики».

Цель: выработка умения чередовать точные движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта, затем правого угла рта. Выполнить движение под счет 1-10 поочередно. Повторить 4-5 раз.

Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши часики спешат,
Язычку помочь хотят.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, указательный палец выпрямлен, остальные загнуты. На счет 1 – повернуть палец влево, затем вправо в соответствии с движением языка. Выполнять упражнения под счет 1-10. Повторить упражнение 4-5 раз.

«Блинчики».

Цель: выработка умения удерживать широкий язык, выполнять массаж языка.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык изо рта и положить на нижнюю губу, произносить «пя-пя-пя-пя» под счет 1-10. Повторить 4-5 раз.

Мы испечь блины решили,
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисти рук расположены как при хлопке, ладонями друг к другу. На счет 1-10 выполнять хлопок ладонями. Повторить упражнение 4-5 раз.

«Расческа».

Цель: выработка умения удерживать язык широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать его  между зубами вглубь рта под счет 1-10. Повторить 5-6 раз.

Наши зубки – гребешок,
Причесали гребешок.
Мы причешем много раз,
Чтоб он гладким был у нас.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. На счет 1 – провести пальцами ведущей руки по пальцам другой руки до запястья. Выполнять упражнение под счет 1-10. Повторить 5-6 раз.

«Лошадка».

Цель: выработка умения ритмично щелкать языком, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, присосать язык к небу. Под счет 1-10 ритмично щелкать языком. Повторить 6-7 раз.

К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть  руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет 1-10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим. Повторить 6-7 раз.

«Индюк».

Цель: выработка  умения производить движения языком по верхней губе.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, высунуть язык, поднять  к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед – назад и произносить при этом «бл-бл-бл-бл», под счет 1-10. Повторить 4-5 раз.

Рассердился наш индюк,
Не пустил играть на луг.
Он прогнал всех со двора,
Разбегайся, детвора!

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счет 1-10 сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения. Повторить 4-5 раз.

«Маляр».

Цель: выработка умения выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами. Затем немного продвинуть язык по нёбу в направлении от зубов к горлу. Повторить 4-5 раз.

Наведем порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмем мы в руки,
Все покрасим сами.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Двигать полусогнутыми пальцами, одновременно с языком, в направлении к запястью. Повторить 4-5 раз.

«Сладкое варенье».

Цель: формирование умения выполнять круговые движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, высунуть язык и расположить кончик языка в левом углу рта. Облизать языком по кругу сначала верхнюю губу, затем нижнюю. Повторить 5-6 раз

Приготовили варенье
И пирог мы испекли.
Всех друзей на пир позвали
И вареньем угощали.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1- повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью по траектории влево-вверх-вправо-вниз. Повторить 5-6 раз.

4 этап: Автоматизация умений (октябрь- -апрель)

    Цель:  закрепление изученных упражнений в речевом уголке.

В речевом уголке должен находиться  необходимый наглядный материал: наличие наглядных схем, игровых атрибутов, практических материалов. На этом этапе дети четко ощущают положение артикуляционных органов, поэтому могут выполнять упражнения без зрительной опоры.

М. Л. Кряжевских,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.