Методическая разработка: Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Аннотация: В этой статье рассматривается важность и необходимость развития артикуляционной моторики. Изучается биоэнергопластика, как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппарата Итогом работы является определение этапов, последовательности и календарного плана коррекционной работы.

Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ПрограммаС целью формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи была разработана программа обучения с использованием биоэнергопластики.

Задачи экспериментального обучения:

1. Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев и рук (массаж ладоней, кистей рук), общей моторики.

2. Формирование звукопроизношения и других сторон речевого развития.

3. Формирование чувства ритма, координации движений, ориентировки в пространстве.

4. Активизация внимания, мышления.

5. Стимулирование интеллектуальной деятельности.

В ходе реализации упражнений биоэнергопластики необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип доступности: упражнения должны быть доступны для выполнения ребенком;

2. Принцип наглядности: для наилучшего воспроизведения необходим наглядный образец правильного выполнения действия;

3. Принцип последовательности и систематичности: комплекс упражнений используется в системе и постепенно усложняется;

4. Принцип качественного выполнения действий: каждое упражнение необходимо выполнять качественно для достижения наилучших результатов;

5. Принцип строгой дозировки материала: в каждый комплекс входят 2 статических и 3 динамических упражнения с целью преодоления речевого нарушения и сохранения внимания и интереса ребенка;

6. Принцип ориентированности на дефект: к определенным речевым нарушениям подбирается свой комплекс упражнений;

7. Принцип комплексности и ритма: на каждом занятии выполняется комплекс из 5 упражнений в четком ритме соотношении движений артикуляционного аппарата и кистей рук.

При реализации данной программы необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. В комплекс артикуляционной гимнастики входят как статические, так и динамические упражнения.

2. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно усложняя их.

3. На начальном этапе упражнения выполняют в медленном темпе, сидя перед зеркалом, ребенку предлагается разучить от 3 до 5 упражнений.

4. Использование счета от 1 до 10 или стихотворных строк помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

5. Если во время разучивания упражнений ребенок не может выполнить какое-либо движение, необходимо использовать механическую помощь.

6. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

Комплекс упражнений биоэнергопластики подбирается после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов общепринятыми в логопедии методами и приемами.

Упражнения по бионергопластике выносятся во фронтальные формы работы. Проводятся они ежедневно не менее двух раз – после утренней гимнастики и после дневного сна воспитателем.

Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в речевой группе. Выбор конкретного упражнения определяется этапом работы и темой фронтальных занятий.

Артикуляционные упражнения можно объединять в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов свистящих, шипящих звуков и соноров.

Ниже представлен перспективный план логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (см. таблицу 1).

Таблица 1

Перспективный план логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Этап работы

Содержание работы

1этап: Диагностический (1-2 неделя сентября)

      Цель:  определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Обследование строения и подвижности органов артикуляции проводятся  общеизвестными методами, данные заносятся в речевую карту. После обследования логопед составляет заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения, подбирается комплекс упражнений с учетом нарушенных звуков.

Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на определенное время, и динамическими, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включать оба типа упражнений.

2 этап: Подготовительный (сентябрь)

      Цель:    установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям с помощью игровых приемов, упражнений на релаксацию, музыкального фона и доброжелательного отношения к ребенку.

Детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используют «Сказку о Веселом Язычке», разноцветные фигурки для фланелеграфа к каждому движению артикуляционных органов.

При выполнении упражнений логопед сидит рядом с ребенком перед зеркалом. Сначала педагог объясняет, как выполнять упражнение, затем показывает, а потом вместе с ребенком выполняет его. Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки.

3 этап: Основной (октябрь-апрель)

    Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, координации движений и межполушарных связей.

Проведение  упражнений по биоэнергопластике.

Начало с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи.

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.

Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Статические упражнения.

Цель упражнений: воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

«Бегемотик»

Цель: выработка умения удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находиться у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым  под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки: Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот  -

Отдыхает «бегемот».

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1- большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1до 5. Повторить 4-5 раз.

«Лягушка»

Цель: выработка умения удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт, губы сомкнуты. На счет 1 улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Превратили нас в лягушек-
Дотянулись мы до ушек.
Дотянулись, улыбнулись,
А затем домой вернулись.

Описание движений кисти.

Исходное положение – кисти руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслабленна и направлена вниз. На счет 1 – прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

«Хоботок»

Цель: выработка умения вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет 1-10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вытянул слоненок хобот,
Поиграть нам предложил.
Губы «хоботком» сложили,
Со слоненком подружились.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально, на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслабленна, направлена вниз. На счет 1 согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем, удерживать от 1 до 10, затем вернуться в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

«Заборчик»

Цель: выработка умения длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет 1-10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

Вышли утром мы во двор
И построили забор.
Зубки сомкнули сейчас,
Получилось все у нас.

Описание движений кисти и пальцев рук.

Исходное положение – кисть находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз. На счет 1 – пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

«Лопатка»

Цель: выработка умения удерживать язык вне рта широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий и расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

Раз, два – потянем вниз,
В лопатку превращаем,
Чтоб был умелым наш язык,
Зарядку выполняем.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть находиться в горизонтальном положении на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслабленна, направлена вниз. На счет1 – кисть с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет 1-10, затем вернут в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 5-6 раз.

«Парус»

Цель: выработка умения удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет 1-5. Повторить 5-6 раз.

Ветер парус раздувает
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть находиться в горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет 1 – кисть с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет 1-10. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 5-6 раз.

«Чашечка»

Цель: выработка умения удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые края языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать в таком положении под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет1-5. Повторить 4-5 раз.

Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше
Подержать вот этот ковшик.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть находится в горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счет 1 – сомкнутые пальцы согнуть и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет 1-10. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

«Иголка»

Цель: выработка  умения удерживать вне рта узкий язык.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать в таком положении под счет 1-10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

Язычок наш, как иголку,
Сделаем мы острым, тонким.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно нам иглу убрать.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет 1 – сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным только указательный палец. Удерживать под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

«Грибок»

Цель: выработка подъема языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к нёбу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет 1-10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

Вверх подняли язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет 1 – кисть с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в такой форме под счет 1-10, затем вернуться в исходное положение и удерживать под счет 1-5. Повторить 4-5 раз.

Динамические упражнения.

Цель упражнений: формирование умения плавного переключения с одного артикуляционного движения на другое, воспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляционных органов, развитие координации движений кистей и пальцев рук, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесной инструкции.

«Пятачок».

Цель: обучение  выполнение точных движений губами под счет, тренировать мышцы губ.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком», повернуть вправо, 2 – влево, 3 – поднять вверх, 4 – опустить вниз. Либо  выполнять круговые движения по траектории влево-вправо-вверх-вниз. Повторить упражнение 5-6 раз.

Подражаем поросенку,
Сложим губки пяточком.
Раз, два, три, четыре,
Пяточком мы покрутили.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем.

Кисть с сомкнутыми пальцами вращается соответственно сомкнутым губам. Повторить упражнение 5-6 раз.

«Чистим зубы».

Цель: выработка умения выполнять дифференцированные движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 – кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет 1-5. Затем поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счет 6-10. Закрыть рот, повторить упражнение  6-7 раз.

Мы, конечно, очень любим
Аккуратно чистить зубы.
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем ротик очищать.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки горизонтально на уровне    солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 – опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону. Затем поднять ладонь вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счет 1 -5. Выполнять движение 6-7 раз.

«Качели».

Цель: формирование умения выполнять точные ритмичные движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет 2 – опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счет 1-10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами, слегка упираясь в них. Повторить 5-6 раз.

На качелях мы качались,
Высоко вверх поднимались,
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Очень крепко ты держись.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 – поднять сомкнуты пальцы вверх, на счет 2 – опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет 1-10. Повторить 5-6 раз.

«Часики».

Цель: выработка умения чередовать точные движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта, затем правого угла рта. Выполнить движение под счет 1-10 поочередно. Повторить 4-5 раз.

Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши часики спешат,
Язычку помочь хотят.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, указательный палец выпрямлен, остальные загнуты. На счет 1 – повернуть палец влево, затем вправо в соответствии с движением языка. Выполнять упражнения под счет 1-10. Повторить упражнение 4-5 раз.

«Блинчики».

Цель: выработка умения удерживать широкий язык, выполнять массаж языка.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык изо рта и положить на нижнюю губу, произносить «пя-пя-пя-пя» под счет 1-10. Повторить 4-5 раз.

Мы испечь блины решили,
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисти рук расположены как при хлопке, ладонями друг к другу. На счет 1-10 выполнять хлопок ладонями. Повторить упражнение 4-5 раз.

«Расческа».

Цель: выработка умения удерживать язык широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать его  между зубами вглубь рта под счет 1-10. Повторить 5-6 раз.

Наши зубки – гребешок,
Причесали гребешок.
Мы причешем много раз,
Чтоб он гладким был у нас.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. На счет 1 – провести пальцами ведущей руки по пальцам другой руки до запястья. Выполнять упражнение под счет 1-10. Повторить 5-6 раз.

«Лошадка».

Цель: выработка умения ритмично щелкать языком, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, присосать язык к небу. Под счет 1-10 ритмично щелкать языком. Повторить 6-7 раз.

К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть  руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет 1-10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим. Повторить 6-7 раз.

«Индюк».

Цель: выработка  умения производить движения языком по верхней губе.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, высунуть язык, поднять  к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед – назад и произносить при этом «бл-бл-бл-бл», под счет 1-10. Повторить 4-5 раз.

Рассердился наш индюк,
Не пустил играть на луг.
Он прогнал всех со двора,
Разбегайся, детвора!

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счет 1-10 сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения. Повторить 4-5 раз.

«Маляр».

Цель: выработка умения выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами. Затем немного продвинуть язык по нёбу в направлении от зубов к горлу. Повторить 4-5 раз.

Наведем порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмем мы в руки,
Все покрасим сами.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Двигать полусогнутыми пальцами, одновременно с языком, в направлении к запястью. Повторить 4-5 раз.

«Сладкое варенье».

Цель: формирование умения выполнять круговые движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет 1 – открыть рот, высунуть язык и расположить кончик языка в левом углу рта. Облизать языком по кругу сначала верхнюю губу, затем нижнюю. Повторить 5-6 раз

Приготовили варенье
И пирог мы испекли.
Всех друзей на пир позвали
И вареньем угощали.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1- повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью по траектории влево-вверх-вправо-вниз. Повторить 5-6 раз.

4 этап: Автоматизация умений (октябрь- -апрель)

    Цель:  закрепление изученных упражнений в речевом уголке.

В речевом уголке должен находиться  необходимый наглядный материал: наличие наглядных схем, игровых атрибутов, практических материалов. На этом этапе дети четко ощущают положение артикуляционных органов, поэтому могут выполнять упражнения без зрительной опоры.

М. Л. Кряжевских,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: ,

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.