В статье раскрывается актуальность и необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях. Обозначены преимущества и эффективность для всех участников образовательного процесса использования инновационного средства — электронного сборника.
Электронный сборник как средство в организации образовательного и коррекционного процесса в группах для детей с ОНР
На современном этапе развития общества информационные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества, образования человека.
Дошкольники с присущей им любознательностью и смелостью овладевают элементарными навыками работы на компьютере значительно быстрее, чем взрослый человек.
Информационные ресурсы, обладая красочным материалом, возможностью ребенку самостоятельно действовать, позволяют эффективнее и успешнее осваивать образовательную программу.
Технологизация современного общества ставит перед педагогическим сообществом необходимость интеграции в образовательный процесс информационные ресурсы, рассмотрения информационных технологий как важную составляющую современного учебного процесса.
На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом профессиональной деятельности педагога.
Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.
Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.
Необходимость создания данного сборника возникла после того, как было выявлено, что познавательная мотивация и усвоение лексической темы у детей возрастают при предоставлении интерактивного материала.
Электронный сборник представляет собой набор дидактических игр и упражнений, которые соответствуют той или иной лексической теме.
Электронный сборник не только эффективен, но еще и оптимален в использовании педагогом.
Может быть использован как:
- Часть образовательной деятельности
- Часть индивидуальной работы с ребенком
- Как деятельность ребенка в домашних условиях
- Элементы могут быть использованы в режимных моментах
Следует отметить, что педагог самостоятельно организовывает внедрение электронного материала в образовательный процесс, учитывая нормы СанПин для конкретного возраста.
Преимущества интерактивного материала нельзя переоценить:
- Красочность и разнообразие материала.
- Возможность использования анимации, голосового сопровождения, видеоматериалов.
- Подбор материала в соответствии с актуальными образовательными потребностями детей конкретной группы.
- Возможность креативно поощрять детей.
Материал сборника организован с помощью программы PowerPoint. Содержание сборника включает в себя комплексное развитие речи в соответствии с заданной темой.
Электронный сборник включает:
- Демонстрационный материал;
- Д/игры и упражнения, направленные на обогащение словаря;
- Д/игры и упражнения, направленные на формирование грамматического строя речи;
- Материал, направленный на развитие связной речи;
- Игры и упражнения, направленные на формирование представлений о звуковом анализе слов;
- Материал для развития зрительно-моторной координации;
- Развитие психических процессов;
- Упражнения для развития воздушной струи.
Результативность использования интерактивной образовательной среды для педагога:
- снижает трудоемкость работы при подготовке и проведении образовательной деятельности;
- обеспечивает простое и естественное планирование с использованием ЭОР и других фрагментов образовательного процесса;
- позволяет изменить роли воспитателя (поддержка учебного процесса и его координация) и воспитанника в образовательном процессе (активная вовлеченность в процесс познания);
- дает возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения;
- дает возможность участия в профессиональных конкурсах различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных);
Результативность использования интерактивной образовательной среды для детей:
- изменение роли воспитанника в образовательном процессе (активная вовлеченность в процесс познания);
- переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
- создает мотивацию процессу обучения на более высоком уровне;
- позволяет принимать участие в творческих конкурсах для детей дошкольного возраста различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных);
- ускоряет процесс коррекции звукопроизношения, у детей снижается негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слов;
- вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
- активизирует познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
- способствует тренировке психических процессов дошкольника;
- способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
- уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;
- повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Результативность использования интерактивной образовательной среды для родителей:
- обеспечивает прозрачность информации о ходе и результатах учебного процесса для родителей, органов управления образованием, общественности и т. д. за счет доступа к информации через Интернет;
- позволяет участвовать в процессе мониторинга деятельности образовательной организации;
- позволяет принимать участие в творческих конкурсах для детей дошкольного возраста различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных).
Дмитриева Ирина Анатольевна,
учитель-логопед