Профилактика школьных трудностей в дошкольном возрасте

Статья посвящена актуальной проблеме школьной неуспеваемости. Профилактику школьных трудностей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте.

Профилактика школьных трудностей в дошкольном возрасте

Исправление речевых недостатков дошкольниковВ последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Это и овладение навыком чтения, и медленное письмо, и неусвоение правил орфографии, ошибки в правописании при знании орфографических и грамматических правил, фонетический тип письма, отсутствие «чутья» на орфограммы.

Проблема нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Поэтому сегодня перед логопедом ставятся вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? Связаны ли предрасположенность к левшеству или левшество с овладением чтением и письмом? Можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?

Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7 летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Зрелость психических процессов — предпосылок для успешного усвоения грамоты правописания – может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает – профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.

Основными коррекционными задачами профилактики школьных трудностей являются:

  1. Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
  2. Совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
  3. Формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
  4. Развитие слухового восприятия.

Методы и приемы профилактической работы

Методы и приемы профилактической работы можно разделить на два блока.

Первый блок

I. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти:

  • расширение поля зрения;
  • выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти;
  • развитие стереогноза.

Задания и упражнения:

1. Назвать контурные изображения предметов.

2. Назвать перечёркнутые контурные изображения.

3. Определить, что неправильно нарисовал художник.

4. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

5. Подбор картинок по определённому цветовому фону.

6. Распределить предметы, изображённые на картинке по величине.

7. Игра «Геометрическое лото». (На что похож предмет?)

8.Подбор разных картинок с геометрическими фигурами (найди пару).

9.Найди заданную фигуру из двух предъявляемых в зеркальном изображении.

10.Составление разрезных картинок (из 2-7 частей).

11.Ориентировка на листе бумаги (паучок).

12.Конструирование фигур из палочек (спичек) по образцу и по памяти.

13. Нахождение сходства и различия по предъявляемым рисункам.

14.Запомнить 4-5 картинок, затем отобрать из 8-12.

15.Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Что добавилось»

II. Развитие зрительно-моторной координации:

  • развитие глазодвигательных движений;
  • улучшение ощущений артикуляционных поз и движений;
  • формирование восприятия различной модальности;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики;
  • развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.

Задания и упражнения:

1.Лабиринты (для глаз)

2. Дорожки (для глаз)

3.Упражнения на прописывание в воздухе определенных фигур.

4.Обводилки

III. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела:

  • выработка представлений о схемах лица и тела;
  • развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве;
  • активизация ощущений тела как системы координат.

Задания и упражнения:

1. Поднять правую и левую руку.

2. Дотронуться правой рукой до левого глаза

3. Определить место соседа по отношению к себе

IV. Развитие пространственно-временных представлений:

  • ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое;
  • развитие зрительно-предметного восприятия;
  • вычленение признаков предмета;
  • восприятие пространственных признаков плоских и объемных предметов;
  • дифференциация сходных цветовых фонов и геометрических форм.

1. Написать называемые геометрические фигуры справа или слева от вертикальной линии.

2. Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.

3. Дорисовать правое ухо. Дорисовать левое ухо.

4.Составление схемы-модели комнаты.

5.Графические диктанты.

6. Определение времени суток, дней недели, времени года.

7.Формирование понятия о возрасте, семье.

Второй блок

I. Развитие слухового внимания:

  • расширение рамок слухового восприятия;
  • развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти;
  • формирование основ слуховой дифференциации;
  • совершенствование фонематического восприятия;
  • осознание звуковой стороны речи.

Задания и упражнения:

1. Запоминание сложных речевых конструкций.

2. Запоминание чистоговорок, скороговорок, рифмовок, стихотворений.

3. Пересказы текстов, составление рассказов по картине, по серии сюжетных картин.

4. Определение положения звука в слове.

5. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

6. Различение близкостоящих звуков в слоговых дорожках, в словах, в предложениях.

7. Различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу

II. Развитие чувства ритма:

  • формирование ритмико-интонационной стороны речи;
  • формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;
  • развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма;
  • формирование интонационной выразительности .

Задания и упражнения:

1. Отхлапывание ритмов.

2. Повторение слоговых дорожек с выраженным ударным слогом.

3. Отхлапывание слогов в слове.

4. Отхлапывания ритма в стихотворении, в скороговорках.

III. Формирование фонологического структурирования:

  • формирование слоговой структуры слова;
  • анализ слогов и слов;
  • развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков;
  • формирование фонематического анализа;
  • развитие навыков анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7 летнего возраста.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Анализ школьных учебников показывает, что программный материал не обеспечивает «научение» ребенка быстрому чтению «с нуля». В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык у слабочитающего ребенка. Поэтому в сложившейся ситуации школьник сможет успешно учиться, если он до школы владеет как минимум послоговым чтением со скоростью 20-25 слов в минуту

Основные причины нарушения навыка чтения

Условно их можно разделить на следующие группы:

  1. ребёнок знает все буквы, но не «сливает» в слоги, «набирает» по буквам;
  2. ребёнок не знает все буквы и с трудом запоминает образы букв.

Формирование буквенного гнозиса (дифференциация зрительных образов букв)

1. Найти букву среди графически сходных.

2. Соотнести одинаковые буквы, написанные разным шрифтом.

3. Назвать буквы, выполненные в неправильном пространственном положении.

4. Найти, назвать, записать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.

5. Обвести, раскрасить, вырезать, вылепить буквы по заданному образцу.

6. Обвести буквы выполненные пунктиром.

7. Доконструировать букву.

8. Найти и назвать буквы, наложенные друг на друга.

9. Найти правильно записанные буквы среди неправильных (найти правильные и неправильные буквы).

10. Найти буквы, написанные в зеркальном отображении.

11. Конструирование букв из элементов.

12. Реконструирование букв, например Р – В (Ж – К), добавляя и убирая элементы, изменяя их положение в пространстве (Н – И – П).

13. Определение различения сходных букв, которые состоят из одних элементов, но различно расположенных в пространстве (Н и П).

14. Использование игровых моментов (шуток, загадок, символов: О – обруч, Д – дятел …)

Зрительный образ обязательно подкрепляется тактильными ощущениями, ручным праксисом. Обязательно различение смешиваемых букв проводятся в следующей последовательности: дифференциация букв, слогов, слов, предложений.

Список литературы:

1.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964.

2.Волкова Л.С. (ред.) Логопедия. М.,1989,1995.

3.Выготский Л.С.Собр. сочинений, т.2.М.,1982.

4.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.

5.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973.

6.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.,1998.

7.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.,1997.

8.Лалаева Р.И.Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М.: Просвещение, 1983.

9.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,1973.

10.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.,Просвещение,1995.

11.Стоукс Г., Уайтсайд Д. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга. М.,1994.

12.Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М.,1977.

13.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.

14.Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

15.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. Вопросы психологии.-1956.-№5.-с.51-59.

16.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.:АРКТИ,1999.

Баева Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 1,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.