Дополнительная образовательная (общеобразовательная) программа «Звукомир» для дошкольников с недостатками звуковой стороны речи

Дополнительная образовательная (общеобразовательная) программа «Звукомир» для дошкольников с недостатками звуковой стороны речи

Введение

Автоматизация звуков в речиДополнительная образовательная (общеобразовательная) программа «Звукомир» для дошкольников с недостатками звуковой стороны речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №112 города Ангарска в соответствии со следующими нормативными документами:

- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049

–13 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным — образовательным программам дошкольного образования»; — Устав ДОУ.

Дополнительная образовательная (общеобразовательная) программа «Звукомир» для дошкольников с недостатками звуковой стороны речи МБДОУ №112 города Ангарска направлена на преодоление недостатков звуковой стороны речи. Данная программа способствует разностороннему и гармоничному развитию детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно — эстетическое развитие; физическое развитие.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер по постановке и автоматизации звуков родного языка. Она предназначена для обучения и воспитания дошкольников с легкими и средними нарушениями речи, в том числе, с ФНР и ФФНР (мономорфного и полиморфного (но, не более двух групп звуков) неосложненного характера) принятых в дошкольное учреждение.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка, актуальность

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.

Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4 -7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов.

Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.

1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной программы «Звукомир»

Рабочая программа по дополнительной платной услуге «Звукомир» является помощником в работе по исправлению нарушения звукопроизношения.

Цель программы: обеспечение системы средств и условий для профилактики и коррекции произношения у детей дошкольного возраста, в том числе, обеспечение правильного произношения звуков родного языка.

Задачи:

  1. Развитие и уточнение у детей основных движений органов речи посредством артикуляционной гимнастики.
  2. Развитие артикуляционного праксиса;
  3. Развитие речевого дыхания.
  4. Постановка дефектно произносимых звуков.
  5. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи.
  6. Развитие фонематического (звукового) слуха и просодических компонентов речи.
  7. Дифференциация звуков.

Принципы:

• принцип опоры на сохранные анализаторы;
• принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка

1.1.2. Принципы формирования дополнительной программы «Звукомир»

В соответствии с ФГОС программа опирается на следующие принципы:

  1. коррекционно-педагогические:
  2. принцип системного подхода;
  3. онтогенетический подход ребёнка;
  4. принцип учёта структуры речевого дефекта;
  5. принцип учёта зоны ближайшего и актуального развития;
  6. принцип наглядности регламентирует подбор наглядного материала;
  7. принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребёнка;
  8. принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

1.2. Планируемые результаты

1.2.1. Целевые ориентиры дошкольного возраста

Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность). Системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.2.2 Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы «Звукомир» Планируемый результат.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- правильно произносить звуки родного языка
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- дифференцировать звуки родного языка
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

В содержательном разделе представлены:

– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников с ФФНР, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

– программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений ЗКР у детей с ФФНР.

Способы реализации образовательной деятельности определяются климатическими, социально-экономическими условиями субъекта РФ, местом расположения Организации, педагогическим коллективом Организации. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования детей с ФФНР. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития детей с ФФНР, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников.

2.2. Характеристика речи дошкольников с недостатками звуковой стороны речи.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

Но речь некоторых детей может отличаться недостатками звукопроизношения.

Первая причина — недостаточное развитие движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Вторая причина — недостаточная сформированности речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуковая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна.

Содержание Программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с дошкольниками.

2.3.Описание образовательной деятельности. Цель, задачи и формы логопедического воздействия

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников

Задачи:

Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области звукопроизношения

Изучение уровня речевого, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных занятий.

Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

2.3.1. Формы организации обучения – индивидуальная

Использование личностно – ориентированной технологии

Цель индивидуальных занятий — подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи индивидуальных видов деятельности:

  1. развитие артикуляционного праксиса;
  2. проведение фонационных упражнений;
  3. уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
  4. вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  5. первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Содержание индивидуальных занятий:

-нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях, например обучение самомассажу лица);
-нормализация артикуляционной моторики;
-нормализация голоса (при дизартриях);
-нормализация речевого дыхания;
-нормализация просодики;
-уточнение произношения и постановка звуков;
-автоматизация уточненных или поставленных звуков.

2.3.2. Этапы постановки и коррекции звуков.

I. Подготовительный этап.

Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий.

Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

  1. Заднеязычные — К, Х, Г
  2. Свистящие — С, 3, Ц, С’, 3′
  3. Шипящий — Ш
  4. шипящий – Ж
  5. шипящие Ч, Щ
  6. соноры — Р, Р’; Л, Л’

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

Автоматизация поставленных звуков проводится в следующей последовательности:

1) изолированное произношение;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Этот этап подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

Этапы формирования звукопроизношения и фонематического слуха

Этапы направления

Подготовительный этап

1. Развитие ручной моторики. Упражнения на развитие ловкости, ручной моторики.

Цель: активизация моторной точности, координации, подготовка речевых зон головного мозга.

2. Пальчиковая гимнастика.

Цель: движений пальцев рук общего характера

(4-12 занятий)

3. Развитие неречевых игровых упражнений: “Сдуй цветочек”, дыхания. “Листья в луже”, “Осенние листочки”,

Цель: развитие длительного выдоха, формирование диафрагмального дыхания “Остуди суп”, “Шторм в стакане”, «Баскетбол» и т. д.

4. Развитие речевого дыхания. Игровые голосовые упражнения “Эхо”, и голоса. “Вьюга”, “Дует ветер” и т. д.

Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса

5. Развитие артикуляторной моторики. Упражнения на развитие мышц лица. Гимнастика для челюстей, щек, губ.

Цель: выработка правильных, полноценных движений языка.

Артикуляционная гимнастика (см. Приложения)

Цель: развитие артикуляторных органов.

6. Развитие слухового восприятии и внимания. Упражнения на узнавание неречевых звуков

Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц

7. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия, на точное восприятие речи окружающих- слов, слогов, звуков (“Найди картинку”, формирование установки “Близко — далеко” и др.)

8. Упражнения на оценку координаций общей и мелкой моторики

9. Упражнения на воспроизведение ритмов. Материалом для упражнений служат ведения ритмических структур

Цель: подготовка к работе над звуко-слоговой структурой слова, ударением, интонационной выразительностью.

10. Развитие фонематического восприятия и элементарно близких по звуковому составу форм фонематического анализа.

Упражнения на различение слов. Д/И.“Найди ошибку”, “Подбери картинки” и др.

Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова, первый и последний звук в слове.

11. Упражнения на развитие фонематического анализ. Д/И “Угадай, где спрятался звук?”

Постановка звука.

Цель: формирование первичных артикуляционно – произносительных навыков изолированного звука.

Направления работы:

1. Развитие слухового восприятия, игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука.

Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука: картинки-символа, соотносящейся со звуком.

2. Развитие фонематического анализа: слога, слова. Упражнения на выделение звука на фоне слова.

Цель: выделение обрабатываемого звука на фоне слова.

3. Упражнения на развитие артикуляторной моторики. Комплексы упражнений (см. Приложение).

Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука.

4. Работа по непосредственной постановке звука.

Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

Автоматизация звука

1. Упражнения на имитацию слогов с рефлекторно — рече двигательными связями на звук в словах, словосочетаниях, различном речевом материале; чистоговорках, предложениях, связной речи.

Цель: закрепление условно отрабатываемым звуком.

2. Упражнения на автоматизацию звуков, введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, связной речи.

Направления работы:

1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы).
2. Развитие фонематических процессов.
3. Работа над просодической стороной речи.

Дифференциация звуков

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

1. Предварительный этап

а) Уточнение артикуляции звука.
б) Игры и упражнения на уточнение смешиваемых звуков.

Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков в начале, в середине, в конце слова.

в) Выделение звука на фоне слога, слова.
г) Определение места звука в слове:
в начале, в середине, в конце слова.
д) Выделение слова с данным звуком

2. Этап слуховой произносительной дифференциации (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками)

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в предложениях. Дифференциация звуков в слогах, словах, связной речи, произносительном и слуховом плане.

3 этап. Заучивание стихов, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов.

Использовать автоматизированные и отдиффиренцированные звуки в естественных речевых условиях.

Цель: сформировать у ребенка безошибочного употребления произношения звуков речи во всех ситуациях общения, контролировать своё произношение.

3. Организационный раздел

3.1 Объем образовательной нагрузки

Сроки реализации рабочей программы – 1 учебный год (сентябрь – май)

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия. Занятия с детьми массовых групп 5- 7 лет.

Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.

Количество занятия в неделю — 2, количество детей -1

Продолжительность 1 занятия – 20 минут.

Всего занятий — 65

Перспективно-тематический план работы по постановке и автоматизации звуков родного языка

Месяц

Тема, этапы работы

Количество

занятий

1 Сентябрь Подготовка артикуляционного аппарата, упражнения на развитие речевого дыхания, силы выдоха,

ручной моторики, упражнения для формирования фонематического восприятия, слуха.

8

2 Октябрь Артикуляционные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, силы выдоха,

ручной моторики, упражнения для формирования фонематического восприятия, слуха.

7

3 Ноябрь Постановка звуков, артикуляционные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, силы выдоха.

12

4 Декабрь Постановка звуков в слогах, словах, артикуляционные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, силы выдоха.

8

5 Январь Упражнения на автоматизацию звуков, введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки.

6

6 Февраль Введение звука в  слова, словосочетания, связную речь.  Развитие фонематических процессов, артикуляционные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания.  Дифференциация звуков. Работа над просодической стороной речи.

6

7 Март  Развитие слуховой дифференциации,  артикуляционные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

6

8 Апрель Дифференциация звуков в слогах, словах, смешиваемых звуков в предложениях, связной речи, произносительном и слуховом плане.

5

9 Май Сформировать у ребенка безошибочного употребления  произношения звуков речи во всех ситуациях общения, контролировать своё произношение. Разучивание диалогов, стихов, рассказов по картинкам.

7

  Итого

65 занятий

3.1.2. Учебный план

Периодичность и длительность проведения занятий Программы «Звукомир» определены Педагогическим советом. Индивидуальная коррекция звукопроизношения с детьми массовых групп ДОУ 5 – 7 лет (один ребёнок)

3.1.3 Расписание занятий

Дни недели
Время проведения
Среда 15.00 – 17.00
Пятница 15.00 – 17.00

3.1.4. Календарный учебный график

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май

Занятия по коррекции звукопроизношения с детьми массовых групп 5 – 7 лет

Итого 65 занятий

3.1.5. Программно-методическое обеспечение

Программа «Звукомир» разработана на основе коррекции звукопроизношения «Программы обучения и воспитания с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Министерство Образования Российской Федерации Московский
Государственный открытый педагогический институт. Москва — 1993

1. Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — Ч; Щ» — Ярославль: Академия развития, 1996
2 . Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — Ш; Ж» — Ярославль: Академия развития, 1996
3. Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — С; СЬ» — Ярославль: Академия развития, 1996
4. Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — З; ЗЬ; Ц» — Ярославль: Академия развития, 1996
5. Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — Р; РЬ» — Ярославль: Академия развития, 1996
6. Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — Л; ЛЬ» — Ярославль: Академия развития, 1996
7. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1998

3.1. 6. Материально техническое обеспечение Программы

Для работы по постановке звукопроизношения

- столы, стулья
- большое зеркало
- зонды; вата; спирт;
- зеркала для индивидуальной работы;
- комплексы артикуляционной гимнастики:

Для постановки свистящих, шипящих звуков.
Для постановки звуков – Л, Л’
Для постановки звуков – Р, Р’
Для постановки заднеязычных звуков.

Учебно-демонстрационный материал (артикуляционные профили, фотографии артикуляционных упражнений, артикуляционные символы).

Коррекционные игры и упражнения и специально подобранные предметы для выработки правильного речевого дыхания.

Для автоматизации и дифференциации звуков

- Лото для автоматизации основных групп звуков.
- Домино для автоматизации основных групп звуков
- Игра «Аквариум»
- Предметные картинки на основные группы звуков
- Игрушки.
- Настольные игры.

3. 1. 7. Мониторинг

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей их речевого развития.

1. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя сентября; 3-4 неделе мая с целью выявления динамики звуковой культуры речи детей, получающих дополнительную образовательную услугу. Также возможно обследование ЗКР по мере возникновения потребности или по запросу родителей.

2. Обследование дошкольников проводится с использованием методик Иншаковой О.Б.. . Альбом для логопеда Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1998 Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту речевого развития ребенка и оцениваются по трёхбалльной шкале.

В ходе обследования изучаются следующие компоненты речевой системы:

1. Артикуляционная моторика — (авторы Власенко И. Т.; Чиркина Г. В.)
2. Фонематический слух и восприятие — (методики Филичевой Т. Б. Р. Е. Левиной)
3. Звукопроизношение — (под редакцией Власенко И. Т., Чиркиной Г. В.)

Инструментарий для логопедического обследования артикуляционного аппарата

Выполнение артикуляционных упражнений

Оценка

1 Губы в «улыбке» — 5 баллов – правильное выполнение движения;
2 Губы в «трубочку» 3-5 сек, 4-5 раз;
3 Язык «лопаткой» — 4 балла – замедленное выполнение;
4 Язык «чашечкой» — 3 балла – замедленное и напряженное выполнение;
5 Язык «иголочкой» — 2 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск;
6 Щелканье языком позы, объем, темп, точность, симметричность;
7 «Вкусное варенье» наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор;
8 «Качели» посинение органов речи или носогубного треугольника;
9 «Маятник»
10 «Улыбка» — «Трубочка» — 1 балл – невыполнение движения.

Инструментарий для логопедического обследования фонематического слуха и восприятия

Предъявление слоговых рядов Оценка

1 Па – ба; ба – па 5 баллов – точное и правильное воспроизведение
2 Са – за; за – са в темпе предъявления;
3 Са – ша; ша – са 4 балла – точное воспроизведение в медленном темпе предъявления;
4 Ла – ра; ра – ла — точное, правильное воспроизведение
5 Ма – на – ма; на – ма – на — 3 балла – первый член воспроизводится правильно,
6 Да – та – да; та – да – та второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);
7 Га – ка – га; ка – га – ка — 2 балла – неточное воспроизведение обоих
8 За – са – за; са – за – са пара с перестановкой слогов, их заменой
9 Ша – жа – ша; жа – ша – жа и пропусками;
10 с а – ша – са; ша – са – ша — 1 балл – отказ от выполнения, полная невозможность
11 Ца – са – ца; са – ца – са воспроизведения пробы
12 Ча – тя – ча; тя – ча – тя
13 Ра – ла – ра; ла – ра — ла

Инструментарий для логопедического обследования звукопроизношения

Обследование звуков Оценка

1 С Собака – маска — нос — 5 баллов – норма;
2 СЬ Сено — василек – высь — 4 балла – верно изолировано;
3 З Замок – коза — 3 балла – верно изолированно и в начале слова;
4 ЗЬ Зима – магазин — 2 балла – верно 1 звук из группы;
5 Ц Цапля – кольцо – палец — 1 балл – все неверно
6 Ш Шуба – кошка — камыш
7 Ж Жук – ножи
8 Ч Чайка – очки — ночь
9 Щ Щука – вещи – лещ
10 Л Лампа – молоко – пол
11 ЛЬ Лето – колесо – соль
12 Р Рыба – корова – топор
13 РЬ Река – варенье — дверь
14 К Кот — рука — сок
15 КЬ Кино — руки
16 Г Голуби — нога
17 ГЬ Гена — ноги
18 Х Хлеб – пихта — мох
19 ХЬ Духи — хитрая
20 J Йогурт – майка — клей

Протокол обследования уровня речевого развития

№ Ф. и. р. Возраст Фонематический Звукопроизношение Артикуляционный

Всего баллов. Уровень ребёнка, слух и восприятие, моторика.

1.
2.
3.
4.

Итого

В графе «Итого» подсчитывается коэффициент выполнения:

коэффициент = сумма баллов / количество детей.

Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:

3.1. 8. Перечень литературных источников

1. Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — Ч; Щ» — Ярославль: Академия развития, 1996.
2 . Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — Ш; Ж» — Ярославль: Академия развития, 1996.
3. Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — С; СЬ» — Ярославль: Академия развития, 1996.
4. Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — З; ЗЬ; Ц» — Ярославль: Академия развития, 1996.
5. Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — Р; РЬ» — Ярославль: Академия развития, 1996.
6. Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки — Л; ЛЬ» — Ярославль: Академия развития, 1996.
7 .Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1998.
8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально — подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М. 1998.

3.1.9. Приложения:

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЗВУКОВ «С» и «СЬ»

УПРАЖНЕНИЯ:

«УЛЫБКА» Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК» Верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.
«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА »,«СТРЕЛОЧКА»,«ЖАЛО ». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА », «КИСКА СЕРДИТСЯ ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК ». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«ЧАСИКИ », «МАЯТНИК ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА ». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ » «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щёку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
«КАТУШКА ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«ЛОШАДКА ». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА ». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ ». Рот открыт. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ ». Рот приоткрыт. Облизать, сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
«ТРУБОЧКА ». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«ХОБОТОК ». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«БУБЛИК », «РУПОР ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЗВУКОВ «Ч». «Щ»

УПРАЖНЕНИЯ:

«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК». Учить расслаблять мышцы языка. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить – ПЯ, ПЯ, ПЯ …..
«ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ». Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.
«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны
«ГРИБОК». Язык присосать к нёбу. Губы в улыбке
«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть
Чок – чок – чок, я. весёлый язычок
Побегу сейчас гулять, на крылечке загорать
«ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Наш весёлый язычок повернулся на бочок,
На часы взглянул – идут. Тик – так, тик – так.
«ЧАСИКИ» Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
«СТРЕЛОЧКА», « ЖАЛО». Рот открыт, узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
В руки кисточку возьми — потолочек побели
«ГОРКА»
Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Вкусное варенье». Рот открыт, широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта
«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА »,«СТРЕЛОЧКА»,«ЖАЛО ». рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА »,«КИСКА СЕРДИТСЯ ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК ». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«ЧАСИКИ »,«МАЯТНИК ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА ». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ »,«СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щёку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
«КАТУШКА ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«ЛОШАДКА ». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА ». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ ». Рот открыт. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ ». Рот приоткрыт. Облизать, сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
«УЛЫБКА ». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК ». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА ». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«ХОБОТОК ». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«БУБЛИК »,«РУПОР ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК » — «БУБЛИК »; «УЛЫБКА » — «ХОБОТОК ».
« КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЗВУКОВ «Л» и «ЛЬ»

УПРАЖНЕНИЯ:

«ИНДЮК». Приоткрыть рот, ПРОИЗВОДИТЬ ДВИЖЕНИЕ ШИРОКИМ ПЕРЕДНИМ КРАЕМ языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать ЯЗЫК от губы. Добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ (как индюк болбочет.
«ПАРОХОД ГУДИТ». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ Ы ]
«САМОЛЕТ ГУДИТ». Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ Ы ] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится Л.
«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА »,«СТРЕЛОЧКА»,«ЖАЛО ». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА »,«КИСКА СЕРДИТСЯ ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК ». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«ЧАСИКИ », «МАЯТНИК ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ », «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щёку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
«КАТУШКА ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«ЛОШАДКА ». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА ». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ ». Рот открыт. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ ». Рот приоткрыт. Облизать, сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
«УЛЫБКА ». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК ». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА ». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«ХОБОТОК ». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«БУБЛИК », «РУПОР ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЗВУКОВ «З» и «ЗЬ», «Ц»

УПРАЖНЕНИЯ:

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.
«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА». Вытянуть губы вперёд трубочкой ит длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
«ФОКУС». Рот приоткрыт, язык «Чашечкой» выдвинуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.
«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА»,«ЖАЛО ». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК ». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«ЧАСИКИ », «МАЯТНИК ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА ». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ », «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щёку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
«КАТУШКА ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«ЛОШАДКА ». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА ». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ ». Рот открыт. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ ». Рот приоткрыт. Облизать, сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
«УЛЫБКА ». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК ». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА ». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«ХОБОТОК ». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«БУБЛИК », «РУПОР ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЗВУКОВ «Ш», «Ж»

УПРАЖНЕНИЯ:

«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК». Учить расслаблять мышцы языка. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить – ПЯ, ПЯ, ПЯ …..
«ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ». Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.
«КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ В ВОРОТА». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И как бы произнеся звук ФФ . сдуть ватку на противоположный край стола
«ФОКУС». Рот приоткрыт, язык «Чашечкой» выдвинуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.
«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА », «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО ». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА », «КИСКА СЕРДИТСЯ ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК ». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«ЧАСИКИ », «МАЯТНИК ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА ». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ », «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щёку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
«КАТУШКА ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«ЛОШАДКА ». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА ». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ ». Рот открыт. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ ». Рот приоткрыт. Облизать, сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
«УЛЫБКА ». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК ». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА ». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«ХОБОТОК ». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«БУБЛИК », «РУПОР ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК » — «БУБЛИК »; «УЛЫБКА » — «ХОБОТОК ».
« КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЗВУКОВ « Р» «Рь»

Упражнения:

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА », «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО ». рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА », «КИСКА СЕРДИТСЯ ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК ». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«ЧАСИКИ », «МАЯТНИК ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА ». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ », «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щёку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
«КАТУШКА ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«ЛОШАДКА ». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА ». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ ». Рот открыт. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ ». Рот приоткрыт. Облизать, сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
«УЛЫБКА ». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК ». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА ». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«ХОБОТОК ». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«БУБЛИК »,«РУПОР ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК » — «БУБЛИК »; «УЛЫБКА » — «ХОБОТОК ».
«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Составитель:
учитель-логопед Исаева Л. В.
г. Ангарск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.