Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией

Аннотация: Статья является апробацией выпускной квалификационной работы на тему: Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией

ДизартрияИсследователи, как О.В. Правдина, О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, А.В. Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.Б.Эйдинова и др. внесли большой вклад в изучение проблемы симптоматики и структуры речевого дефекта, возникающего при дизартрии.

Дизартрия, как речевое нарушение приводит к нарушению артикуляционной моторики из-за ограничения подвижности мышц речевого аппарата, в следствии того, что нарушена иннервация речевого аппарата, которая в свою очередь нарушает произносительную сторону речи.

Повреждение формирования движения речевого аппарата приводит к расстройству звукопроизношения, которое создает проблемы в освоении в будущем школьной программы, так как страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи, которые трудно поддаются коррекции.

Из-за того, что ребенок не может в полной мере правильно произносит звуки, его речь становится мало понятной, что в свою очередь приводит к закомплексованности и затруднению общения со сверстниками и взрослыми, а также проявлению агрессии и пессимистичности.

Каждодневная логопедическая коррекция позволяет сформировать развитие артикуляционной моторики. Однако, в настоящее время проблема оказания всесторонней помощи детям с данным расстройством речи в условиях массовых детских учреждениях является недостаточной. Все еще остается актуальной проблема изучения специфики развития артикуляционной моторики, которой занимались такие исследователи, как Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л.С. Волкова, О. В. Правдина, Л. В. Лопатина и др.

В рамках выпускной квалификационной работы на тему: «Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией» была проведена выборка материалов исследования данной проблемы, обследованы 30 детей дошкольного возраста старших групп, посещающих массовый детский сад.

Объектом исследования являлись особенности артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы являлось формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Цель исследования – разработать проект по развитию артикуляционной моторики.

Задачи, которые выделяются из поставленной цели:

1. Теоретически изучить специальную логопедическую литературу, посвященную проблеме изучения развития моторной сферы у детей с дизартрией.

2. Теоретически изучить и подобрать специальные методики по диагностике уровня развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией, провести обследование и проанализировать полученные результаты.

3. Разработать проект по развитию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Этапы исследования:

1. Ориентировочно-поисковый: подбор и анализ литературы по теме исследования, составление плана работы.

2. Диагностический: подбор диагностических методик по проблеме исследования, определение базы исследования, контрольной и экспериментальной групп, проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных результатов.

3. Проектный: подбор принципов, методологической основы проекта, коррекционных методик, логопедических игр и упражнений, разработка и написание проекта.

Для оценки состояния артикуляционной моторики у детей с дизартрией были использованы методики, предложенные Е.Ф. Архиповой[1].

При исследовании функций органов артикуляции проводился анализ по следующим позициям: — состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);

- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая апраксия)

- качество артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, качество выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).

В программу обследования артикуляционной моторики входили:

- обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;

- обследование кинетического орального праксиса;

- обследование динамической координации артикуляционных движений;

- обследование мышечного тонуса и подвижности губ;

- обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

Оценка результатов обследования воспроизводится в баллах. Балльная система оценки функций позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности.

В ходе выпускной квалификационной работы было отобрано 30 детей с легкой формой дизартрии, так как среди детей дошкольного возраста, обучающихся в массовых образовательных учреждениях, эта форма дизартрии является наиболее часто встречающейся.

Легкая форма дизартрии проявляется в нарушении фонетической и просодической сторон речи и возникает в результате минимального органического поражения центральной нервной системы, а именно тех мозговых структур, которые отвечают за организацию движений органов артикуляции[3,4].

Во многих случаях легкую форму дизартрии путают с дислалией. Это объясняется тем, что внешние проявления нарушений схожи, но при более глубоком обследовании у невролога, дети с легкой формой дизартрии демонстрируют неврологическую симптоматику, характерную для данного нарушения.

Нарушения артикуляционной моторики при легкой форме дизартрии затрудняют формирование артикуляционной базы речи, что в свою очередь приводит к фонетическому недоразвитию речи.

Нарушения моторных функций при легкой форме дизартрии отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей.

Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с дизартрией и, эффективность этого воздействия [3,4].

В анамнезе детей отмечаются неблагоприятные факторы внутриутробного развития, патология родов. В младенческом и раннем возрасте отмечается отставание от сверстников в моторной и психофизической сферах, речевые и неречевые нарушения.

Проанализировав проведенные исследования в ходе выпускной квалификационной работы артикуляционной моторики показал, что у детей с дизартрическим компонентом снижено развитие кинестетической основы органов артикуляции, выявлены односторонние синкинезии у 60%. У одних детей наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной половины лица (у 20%). У других – явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов (у 80%).

У 100% детей были выявлены нарушения кинестетического орального праксиса: дети воспроизводили артикуляцию неточно, заменяли, долго искали нужную артикуляцию, с ошибками определяли положение кончика языка, в выполнении задания им требовалась стимулирующая помощь.

При обследовании кинетического орального у 100% детей были выявлены нарушения, которые проявлялись в том, что ребёнок даже зная правильный артикуляционный уклад испытывал трудности в его воспроизведении и удержании: детям требовалось время, чтобы найти артикуляционный уклад, длительность удержания позы составляла лишь 2-3 секунды, наблюдались подёргивания, тремор языка, содружественные движения рта, глаз и бровей, асимметричное выполнение движений.

Обследование динамической координации артикуляционных движений показало, что у 60% детей с легкой формой дизартрии были выявлены нарушения, которые проявлялись в том, что дети испытывали трудности в выполнении движений в определённой последовательности, количество правильно выполненных движений ограничивалось 2-3, объём движений был недостаточным: при открытом рте язык не дотягивался до верхней губы; дети быстро утомлялись, испытывали трудности в переключении с одного движения на другое; дети не успевали выполнять движения, наблюдалась саливация.

Помимо моторной недостаточности у детей было выявлено наличие патологической симптоматики, которая проявлялась в: гиперкинезах (при выполнении упражнения «мост» язык то оттягивался назад, то высовывался изо рта, стягиваясь в левую и правую стороны); синкинезиях (содружественные движения мышц лица проявлялись при выполнении упражнений, когда от ребёнка требовалось широко открыть рот, отмечалось поднятие бровей, широко открывались глаза, а при выполнении упражнения трубочка брови «нахмуривались», глаза щурились); асимметрии (при выполнении упражнения «заборчик» и поднятии верхней губы у некоторых детей наблюдается асимметрия губ, которая выражалась в том, что одна сторона губы оттягивалась сильнее другой в сторону либо вверх); саливация: у 40% обследуемых; гипертонус у 80%, гипотонус у 20%; сглаженность носогубных складок наблюдалась у 60%.

Далее общее количество детей было поделено на две группы экспериментальную и контрольную. С экспериментальной группой проводилась коррекционная работа по методике Архиповой Е.Ф.[2], которая указывала, что коррекционная работа по преодолению легкой формы дизартрии должна проводиться ежедневно и многократно – только тогда она будет эффективной [1]. Поэтому участниками логопедической работы помимо логопеда были также воспитатели группы и родители детей.

В соответствии с принципом учёта ведущего вида деятельности вся работа проводилась в игровой форме. В дошкольных учреждениях образовательный процесс подчиняется календарно-тематическому планированию. В связи с этим коррекционные игры и упражнения подбирались в соответствии с общей тематикой занятий в детском саду, что позволило логопедической работе органично вписаться в образовательную деятельность в течение учебного года.

В основу логопедической работы были положены принципы:

- принцип опоры на закономерности онтогенетического развития;

- принцип развития;

- принцип дифференцированного подхода;

- принцип учёта ведущей деятельности.

Проект был рассчитан на 6 месяцев в течение которых каждую неделю с детьми во второй половине дня проводились два логопедических занятия длительностью 15-20 минут.

Коррекционная работа делилась на 3 этапа:

I – Подготовительный, длительность которого 1,5 месяца

Задачами этого этапа были:

1) нормализация тонуса артикуляционных и мимических мышц;

2) нормализация моторики органов артикуляционного аппарата и мимических мышц.

Все упражнения на этом этапе выполнялись с опорой на зрительный контроль и совместно с логопедом: логопед сначала называет упражнение, затем показывает его выполнение, а потом выполняет вместе с детьми перед зеркалом.

Для решения первой задачи проводился логопедический самомассаж мимических и артикуляционных мышц, который имел следующие виды: 1- поглаживание, 2- растирание, 3-разминание, 4- вибрация (непрерывная), 5- ударные приёмы (приёмы прерывистой вибрации).

Для решения второй задачи проводилась дифференцированная артикуляционная и гимнастика в игровой форме. На данном этапе дети выполняют комплекс состоящий из 20 упражнений с функциональной нагрузкой предложенный Архиповой Е. Ф.[2].

II – Основной этап, длительность которого 2,5 месяца

Задачами этого этапа были:

1) выработать основные артикуляционные уклады (дорсальный, какуминальный, альвеолярный, нёбный);

2) дифференцировать артикуляционные уклады отдельных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных);

3) развивать артикуляционный кинетический и кинестетический праксис (с опорой на зрительный контроль).

Работа на втором этапе велась на фоне продолжающейся работы первого этапа, но более сложной. Артикуляционные упражнения выполняются с опорой на зрительный

контроль, но логопед уже не показывал каждое упражнение ребёнку как на предыдущем этапе.

По первой задаче велась работа по выработке четырёх основных артикуляционных укладов: дорсального (свистящие), какуминального (шипящие), альвеолярного ([л], [р]), нёбного ([к],[г],[х]) – выполняется серия последовательных движений, рекомендованных Архиповой Е.Ф и Краузе Е.Н. [2,5]

III – Итоговый этап, длительность которого 2 месяца.

Задачи III этапа:

1) развивать артикуляционный кинетический и кинестетический праксис (без опоры на зрительный контроль).

На последнем этапе происходит закрепление полученных двигательных навыков и совершенствование самоконтроля детей за собственными артикуляционными движениями. На этом этапе дети выполняют серию двигательных статических и динамических упражнений, которые они уже выполняли на предыдущем этапе. Разница заключается в том, что на втором этапе все упражнения выполнялись с опорой на зрительный контроль. На третьем же происходит отказ от зрительного контроля при выполнении серии упражнений. За счёт этого развитие артикуляционной кинетической и кинестетической чувствительности выходит у детей на новый уровень.

Повторное обследование экспериментальной и контрольной групп показало, что методика коррекционной работы эффективна, так как у 95 % детей экспериментальной группы показатели кинестетического и кинетического праксиса улучшились. Обследование динамической координации артикуляционных движений, мышечного тонуса и подвижности губ, а также мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики показало увеличение показателей.

Таким образом, чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше будет её результат. Так как легкую форму дизартрии у многих детей диагностируют после пяти лет, для устранения моторных нарушений детей необходима каждодневная логопедическая работа.

Список литературы:

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Серия: Высшая школа – М.:АСТ, 2007-2008. – 254 с

2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254с

3. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина. – М., 2012

4. Белякова, Л.И.Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, -М..: Просвещение: Владос, 2009. – 287 с

5. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие / Е. Н. Краузе, — СПб.: Корона. Век, 2016. – 80 с

Хуснуллина Айгуль Минтагировна,
учитель-логопед,
Россия, г. Казань

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дизартрия Метки: 

Сейчас читают:

Использование элементов музыкотерапии в коррекции дизартрии в условиях группового занятия для пациентов с очаговыми поражениями мозга Использование элементов музыкотерапии в коррекции дизартрии в условиях группового занятия для пациентов с очаговыми поражениями мозга
Комплексный подход в логопедической работе в коррекции дизартрии Комплексный подход в логопедической работе в коррекции дизартрии
Основные направления коррекционной работы с детьми, страдающими дизартрией Основные направления коррекционной работы с детьми, страдающими дизартрией
Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.