В статье представлены пути преодоления нарушений речевой функции у больных с легкой степенью выраженности афазии в условиях группового занятия. Статья будет полезна логопедам и нейропсихологам, работающим с пациентами с нарушениями речи и других высших психических функций, возникших вследствие нарушений мозгового кровообращения, черепно-мозговых травм и нейроинфекций, а также студентам дефектологических факультетов педагогических ВУЗов.
Пути преодоления нарушений речевой функции у больных с легкой степенью выраженности афазии в условиях группового занятия
В нейрореабилитации пациентов с нарушениями речи и других высших психических функций, возникших вследствие нарушений мозгового кровообращения, черепно-мозговых травм и нейроинфекций, активно используются индивидуальные, а также групповые логопедические занятия.
Групповая логотерапия способствует не только восстановлению нарушенной вербальной функции, но и социально-психологической адаптации больных. Пациенты получают возможность реализовать свои потребности в общении, приобретают решительность и уверенность, чувствуют поддержку и оценку своих действий со стороны других участников группового обучения.
На группу направляются пациенты с легкой степенью выраженности речевого патологии. Наполняемость группы 8-10 человек. Продолжительность группового занятия 40 минут.
Задачи групповых логопедических занятий
- преодоление фобии речевого общения;
- коррекция эмоциональной сферы;
- активизация словарного запаса;
- стимулирование речевой активности.
Направления работы на групповых логопедических занятиях
- Восстановление понимания развернутой речи.
- Восстановление семантического значения слова.
- Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи.
- Расширение рамок слухового восприятия.
- Преодоление слабости слухо-речевых следов.
- Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова.
- Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.
В результате направленного восстановительного обучения нивелируется страх речевого общения. В собственной речи значительно расширяется словарь, удается достигнуть достаточной развернутости высказывания, фраза становится без аграмматизмов, логически и стилистически правильно построенной. Существенно улучшается понимание обращенной речи. Доступны все основные виды речи. По состоянию вербальной функции больные пригодны к труду, не сопряженному с лингвистической деятельностью.
Список литературы:
Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000
Роль групповой логотерапии в нейрореабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравмы.
Яковлева Т.С. Актуальные вопросы медицинской нейрореабилитации. Третья научно-практическая конференция, посвященная 30-летию городской больницы №10. М., 1996
Логопед Шипаева А.В.,
Центр патологии речи и нейрореабилитации