Аннотация: в статье идет речь о некоторых, необходимых с точки зрения
автора, направлениях работы при коррекции заикания у детей и взрослых.
О некоторых аспектах коррекционной работы при устранении заикания у детей и взрослых
Как одно из древнейших речевых нарушений, известных человечеству, заикание имеет богатейшую историю методов и способов его устранения. Эти методы менялись – порой весьма кардинально – на протяжении тысячелетий в зависимости от представлений их авторов о причинах возникновения данного речевого недуга.
Практикующему современному логопеду, работающему с заиканием, очень полезно знакомиться с интереснейшим опытом специалистов прежних лет, ибо каждая их метода всегда имеет рациональное зерно и очень часто помогает лучше и глубже понять проблему заикания (или хотя бы взглянуть на нее с другой, неожиданной, стороны!). Возьмите Хр. Лагузена (1838 г.), Г. Д. Неткачева (1909 г.), И. И. Тартаковского (1934 г.) – и станет понятно, о чем идет речь.
В современной практике известно большое число методик коррекции заикания: как официальных, признанных, проверенных годами, так и новых, броских и многообещающих, иногда отрицающих весь прежний опыт в деле устранения заикания и претендующих на роль «единственных и неповторимых».
Очень часто такие новоявленные методики сводятся к одному-двум внешне эффектным приемам и воздействуют на одно из проявлений заикания, не учитывая весь сложный симптомокомплекс данного речевого нарушения.
Порой, увлекаясь, в погоне за новыми, яркими приемами и терминами, авторы (а вслед за ними и мы!) забывают об эффективности воздействия, принося ее в жертву эффектности.
В этой связи хотелось бы лишний раз свериться с «коллегами по цеху» и обозначить общую универсальную схему работы при устранении заикания у детей и взрослых.
Заикание у детей, как правило, исчерпывается речевыми судорогами, поэтому коррекционная работа ведется в одном направлении: устранении этих судорог. Однако, помня, что речевые судороги у детей чаще всего соседствуют с особенностями внимания, моторики, ритма и комбинируются с другими речевыми нарушениями (такими как дизартрия, алалия), параллельно развиваем дефицитарные функции и соотносим эту работу с этапами коррекции заикания.
Последовательность коррекционной работы с детьми будет представлена следующим образом:
1. Обследование;
2. Создание мотивации (ибо она у детей чаще всего отсутствует);
3. Остановка патологического речедвигательного стереотипа (режим молчания или ограничения речи);
4. Обучение навыкам релаксации (на протяжении всего курса);
5. Формирование навыка бессудорожного звукоизвлечения и голосоведения;
6. Формирование незаикливого речевого стереотипа и закрепление его на слогах, словах, словосочетаниях, автоматизированных рядах, текстах, спонтанной речи;
7. Предупреждение вторичных негативных личностных изменений с помощью коррекционно-воспитательных бесед с детьми и их родителями, а также функциональных тренировок (на протяжении всего курса).
У взрослых заикающихся феномен заикания качественно иной, нежели чем у детей. В него в большей или меньшей степени вовлекаются вторичные по отношению к речевому дефекту изменения личности и первично не нарушенные невербальные параметры речи: голос, интонация, темп, мимика, жестикуляция.
Взрослый заикающийся годами тренирует, отрабатывает, закрепляет патологическую стратегию речевого поведения, патологический речевой стереотип, цепочку ведущих в заикание шагов, симптомов. Механизм этого отработанного стереотипа запускается и разворачивается автоматически, и пусковым звеном может стать любой компонент этой цепи.
Отсюда, при устранении заикания у взрослых показана работа в трех направлениях:
1. Устранение речевых судорог;
2. Коррекция вторичных личностных изменений, вызванных наличием речевого дефекта;
3. Нормализация паралингвистических компонентов речи, которые изменены заиканием.
Последовательность этапов коррекции будет в основном такой же, что и у детей – с добавлением работы по нормализации невербального аспекта речи и устранению негативных особенностей личности, вызванных заиканием.
Каждая составляющая этой работы представляется необходимой и обязательной – в свете современного понимания природы заикания, а также с учетом опыта наших предшественников в деле устранения данного речевого нарушения.
Демина Тамара Васильевна,
логопед