Использование игровых моментов и элементов сказки в работе над подготовкой дошкольников к обучению грамоте (из опыта работы)

Подготовка детей к обучению грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению. В данной статье описаны несколько игровых приемов при овладении звуковым анализом, использование сказки при правописании слогов жи-ши и музыкальных упражнений в индивидуальной работе.

Использование игровых моментов и элементов сказки в работе над подготовкой дошкольников к обучению грамоте (из опыта работы)

На сегодняшний день написано много теоретического и практического материала по логопедии. Поэтому мне хочется поделиться своим опытом и рассказать о находках, которые помогают разнообразить занятия, улучшают усвояемость предлагаемого материала, т.е. дети учатся во время игры.

Дошкольникам еще трудно воспринимать абстрактные понятия, термины. Чтобы облегчить это восприятие, я использую сказки, элементы игры. Например, когда мы начинаем изучать гласные звуки, я беру за основу сказку «Теремок».

Использование игровых моментов и элементов сказки в работе логопеда

В 1-й день изучения гласных я ставлю в «Речевой уголок» красивый домик — Теремок. Он остается там на виду у детей до их выпуска.

Сказка поэтапно длится 6 занятий. На 1-ом занятии к Теремку приходит Лягушка, которая поет песенку «Ааааа». На 2-ом занятии приходит Мышка с песенкой «Ииии», на 3-ем – Волк с песенкой «Уууу», на 4-ом- Лиса с песенкой «Ооооо», на 5-ом- Заяц с песенкой «Эээээ», на 6-ом- Медведь с песенкой «ыыыы» (с его приходом Теремок не ломается).

Каждый приход героев сказки эмоционально представляется, обговаривается со всеми сказочными элементами. На каждом новом занятии дети знакомятся с одним звуком-песенкой и поют ее вместе с героями сказки, повторяются песенки с предыдущих занятий под любую мелодию и обязательно вспоминаем уже живущих героев. А я постоянно спрашиваю у детей «Какую песенку поет тот или иной герой?». Таким образом, дети вскоре запомнят все гласные без всякого усилия.

Затем я делаю заключение, что все жители Теремка стали жить одной семьей, а у семьи должна быть одна (общая) фамилия и знакомлю детей с очень красивой фамилией – «Гласные». Постепенно дети запоминают этот термин. При этом я напоминаю, что все песенки-звуки у гласных хорошо поются и тянутся.

Понятие «согласные звуки» тоже даю через придуманную сказку. Таким образом, темы «Гласные и согласные звуки» усваиваются детьми легко и хорошо запоминаются, тем более, что Теремок с его жителями всегда перед ними в «Речевом уголке».

Для лучшего запоминания обозначения твердых и мягких согласных я придумала историю с зайчиками (из детского конструктора с цветными зайцами).

Для лучшего запоминания обозначения твердых и мягких согласных

Синий зайчик очень любит зиму, особенно кататься на льду. Лед- скользкий и он часто падает, ударяется о твердый лед и от удара остаются шишки синеватого цвета. По аналогии при звучании твердых согласных показываю синего зайчика.

Зеленый зайчик любит лето, особенно прыгать по мягкой зеленой травке. И при звучании мягких согласных показываю зеленого зайчика.

Эти зайчики очень хорошо помогают в обозначении мягкости и твердости согласных. Дети быстро к ним привыкают и обычно правильно пользуются цветом, тем более что оба зайчика стоят у них на виду в «Речевом уголке». Конечно, параллельно надо учить детей слышать и различать на слух и твердые и мягкие согласные. Затем я закрепляю этот навык в игре с пособием, которое сделала из цветных пробочек (красного, синего, зеленого цвета).

учить детей слышать и различать на слух и твердые и мягкие согласные

Можно их заменить детским пластмассовым конструктором из цветных квадратиков с белыми соединениями. Ими можно выкладывать звуки, слоги (обратные и прямые), слова, т.е. делать звуковой анализ. А это показатель развития фонематического восприятия.

звуковой анализ

При подготовке дошкольников к обучению грамоте я придумываю сказки. Например, во время изучения правописания ЖИ-ШИ использую такую сказку.

Однажды в азбуку, где жили буквы пришло приглашение в театр на спектакль «Сказочный город». Нарядились буквы красиво, пришли в театр и уселись на свои места. И так получилось, что за согласными Ж и Ш сидели гласные Ы и И. Начался спектакль. В это время гласная Ы палочкой от своей буквы стала толкать в спинки букв Ж и Ш. Они обиделись и попросили Ы не мешать им смотреть на сцену. Но Ы снова стала толкать Ж и Ш и так до конца спектакля. Рассердились эти буквы и сказали Ы , что больше с ней дружить не будут и вставать после них не разрешают. Тогда добрая буква И попросила: «А можно я буду вставать после Ж и Ш вместо Ы , чтобы не было пустого места и дети смогли прочитать слово?». Буквы Ж и Ш согласились. С тех пор после Ж и Ш стали писать вместо Ы букву И. А еще появилось такое стихотворение «ЖИ и ШИ всегда пиши с буквой И».

На правописание ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ тоже использую сказки собственного сочинения. Тогда дети сразу включаются в сказочную ситуацию и быстро запоминают правильное написание этих слогов. В индивидуальной работе, после постановки звука, идет трудный период автоматизации.

Очень важно автоматизировать поставленный звук в слогах. Повторять однообразные слоги детям не интересно, скучно. Я придумала упражнение «Музыкальные слоги». Для этого можно выбрать любую мелодию, даже по желанию ребенка и петь ее с нужным слогом (вместо слов). Я чаще всего использую песенку «В лесу родилась елочка», очень удачный вариант – почти 30 слогов в одном куплете. А если ее спеть и на другие слоги, то получается повторение нужного звука около 100 раз. И ребенку интересно. Можно в это время и отхлопывать и играть на ксилофоне и т.д. и адресовать песенку разным игрушкам. Тогда автоматизация проходит радостнее и с большим успехом.

Я знаю, что педагоги, особенно работающие в детском саду, творческие и эмоциональные люди. Они, конечно, знают, что чем больше дети улыбаются на наших занятиях, чем больше детям нравятся наши занятия, тем лучше они будут усваивать программный материал и качественно подготовятся к обучению к школе. Я буду рада, если логопеды возьмут на заметку мои находки и будут их использовать в своей работе.

Буслович Елена Соломоновна,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.