Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией

Материал по коррекции нарушений речи у детей с диагнозом артикуляторно-фонематическая дислалия.

Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией

Занятия логопеда с неговорящими детьмиПроцесс коррекции произношения при артикуляторно-фонематической дислалии начинается с выделения дефектно произносимых звуков и установления ребенком различия между правильно и неправильно произнесенным звуком на слух и путем наблюдения за своим произнесенным звуком на слух и путем наблюдения за своим произношением и произношением логопеда с помощью зеркала.

В процессе специально подобранных артикуляционных упражнений у ребенка вырабатываются новые условно рефлекторные связи…

Соотношение слуховых и артикуляционных упражнений во времени на первом этапе логопедической работы может быть различным в зависимости от характера дефекта. Так, при затруднениях сенсорного характера значительно больше времени должно быть отведено на воспитание у ребенка фонематического слуха, на выделение нужного звука в слове на слух и соотнесение правильного звучания с нужным положением речевых органов. В этом случае выработка у ребенка нужного артикуляционного уклада, соответствующего данному звуку, будет протекать легко и не потребуется много времени.

Затруднять ребенка будет воспитание звука, т.е. узнавание данного звука среди других звуков, особенно среди близких ему по артикуляции и по звучанию. Для преодоления этих затруднений следует проводить специальные тренировочные упражнения в воспитании фонематического слух, в узнавании данного звука среди других близких ему звуков и в установлении прочной связи между речеслуховыми и речедвигательными кинестезиями.

Строгая систематичность и последовательность в упражнениях приводят к уточнению в коре головного мозга ребенка условных связей, которые при повторении все более фиксируются. Задача следующего этапа логопедической работы состоит в том, что бы нормализованные условные речевые связи автоматизировались. Процесс автоматизации вновь поставленного или исправленного звука, который снова вводится в слог и в слово, представляет нередко трудную задачу; так как при выработке нового диналитического стереотипа приходится преодолевать сопротивление прежнего неправильного навыка.

Дифференциация как следующий этап логопедической работы над звуком необходима в целях предупреждения и устранения смешивания близких звуков. В основе этого процесса лежит дифференцировочное торможение (как вид внутреннего торможения),когда новый звук многократно повторяется и подкрепляется поощрением логопеда, а другой близкий звук – дифференцируемый – не подкрепляется повторением. Происходит дифференцирование близких раздражителей, их различие. Дифференциация артикуляционно близких, «сходных» звуков проводится тогда, когда эти звуки произносятся ребенком правильно в отдельных словах, а в связной речи смешиваются.

Дифференцировки смешиваемых звуков вырабатываются с помощью специальных постепенно усложняющихся упражнений на противопоставление близких звуков.

При работе над слуховым воспитанием важно соблюдать поэтапность в применении тех упражнений, которые логопед предлагает детям. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Затем – (следует научить ребенка) различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в собственной речи. В процессе обучения используются схемы артикуляций изучаемых звуков, наблюдение за артикуляцией логопеда и собственной (ребенка), привлекается внимание к кинестетическим ощущениям, возникающим при произношении звуков детьми. Устанавливается соотношение между звуком слышимым и произносимым ребенком. В момент совпадения кинестетических возбуждений от положения органов речи при произношении звука со слышимым звуком происходит процесс дифференциации данного звука от других. В памяти ребенка закрепляются артикуляционно – акустические признаки звука, сто очень важно для распознания слышимой речи.

Если ребенок испытывает трудности не только в различении звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах, то вначале для ориентировки ему дается готовая наглядная схема звукового состава этих слов. По мере усвоения анализа с помощью схемы переходят к выделению звуков путем громкого несколько утрированного их проговаривания в анализируемых словах и наконец, действие по звуковому анализу происходят в умственном плане.

Усвоение каждой новой операции готовит детей к последующей, и в результате практической работы накапливаются определенные фонематические обобщения и наблюдения над звуковой стороной языка.

В дальнейшем дети упражняются в произношении специально подобранных слогов сначала в одном указанном порядке, а затем в обратном. Темп этих упражнений постепенно ускоряется. После логовых упражнений переходят к дифференциации смешиваемых звуков в словах. Материал упражнений на дифференциации со временем все более усложняются. Так, например, сначала берутся слова – пародимы, отличающиеся друг от друга дифференцируемыми звуками, за тем ребенку предлагается назвать различные картинки и раскладывать их в соответствии с дифференцируемыми звуками.

Работая со словами – паронимами, дети производят их звукослоговой и графический анализ. Паронимы используются для составления предложений. При этом необходимо обращать внимание детей на смыслоразличительную роль в слове.

Далее проводится анализ предложений с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение данных звуков из слов.

Завершается работа дифференциацией звуков в тексте. После того, как ребенок справится с указанными задачами, переходят к самостоятельной связной речи.

Методика дифференциации звуков различных категорий однотипна. Затруднение вызывает подбор речевого материала, для преодоления которого мной был составлен следующий сборник предложений и стихов.

Звуки «с» – «ш»

1) са – ша, ша – са

са – ша – ша, ша – са –са

са – ша – са, ша – са – ша

(Все остальные сочетания слогов складываются в такие же слоговые дорожки)

крыса – крыша

В норе живет … крыша.

На доме красивая … крыса.

Шила Саша Сашке шапку.

Сашка шапкой шишку сбил.

2) со – шо…

сок — шок

По — нашему это … сок.

Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.

3) су — шу …

сутки – шутки

Закричал он: «Что за шутки!
Еду я вторые сутки! …

Как нам хочется … суметь
Спать спокойно, не … шуметь!

В поле землю я … пасу,
На лугах коров … пашу!

По шоссе с шумом несутся машины.

4) сы – шы …

У Миши крыса.

Сын в лесу шуршит – косой мимо спешит.

Поспешишь – людей насмешишь.

5) ас – аш …

маска – Машка

На лицо одета … Машка,
Имя нашей кошки … маска!

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

каска – кашка

Положили в плошку … каску.
Надевал пожарный …кашку!

басня – башня

Сочинял писатель … башню,
Рисовал художник … басню!

6) ус – уш …

Муська – мушка

В окно залетела … Муська,
Нашу кошку зовут … мушка.

Веселая старушка весь день сегодня шьет.
За кругленькой катушкой
Следит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот!

7) ис – иш …

миска – мишка

Сладко спит в берлоге … миска,
На столе с салатом … мишка

У киски игрушка – плюшевый мишка,
У мишки игрушки – пушистая киска.

8) ска – шка …

скала – шкала

На градуснике есть … скала,
Над морем висит … шкала.

Пшенная каша – в ложке,
Ложка – в широкой плошке.
На плошке – плоская крышка.
На крышке – голодная мышка…

9) сту – шту …

стук – штук

За дверью слышен … штук.

В букете роз пять … стук.

Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и уши.

10) арс – арш

Марс — марш

Оркестр играет военный … Марс,
Над землей летит планета … марш.

Звуки «з» – «ж»

1) за – жа…

Луза – лужа

На дороге большая … Луза.
Идет девочка по имени … лужа.

Костер в лесу хорошо залей –
Воды не жалей.

Песню раннюю запел жаворонок звонкий.

Не жалело солнце жара
Для хорошего загара,
И пшеница с рожью
Загорели тоже.

2) зу – жу …

грозу – грожу

Не боюсь совсем … грожу,
Тучам пальцем я … грозу.

Комары пищат: «зу — зу — зу».
А жуки жужжат: … «жу – жу – жу».

3) зо – жо …

разок – рожок

Дует пастушок в … разок.
Вот бы мне так хоть … рожок!

У девочки Зои есть желтый зонт.
На нем — красивый узор.

4) зы – жи …

козы – кожи

На лугу пасутся … кожи.
Сумка сделана из козы.

лозы – ложи

В театре полны все … лозы.
На юге растут виноградные … ложи.

5) зи – жи …

Бумажный снег в корзинке
Олег давно припас.
Летят, летят снежинки,
Над сценою кружась.

6) зе – же …

Зевать – жевать

За обедом нельзя … жевать:
Пищу нужно тщательно … зевать.

На оранжевый цветок
Сел зеленый мотылек.

7) узн – ужн

Зиму мы ждали, зиму мы звали.
Нужны зимой сани – вот что узнали!

8) озн – ожн …

Хорошо в это утро морозное
Сидеть дома и кушать мороженное.

Звуки «л» — «р»

1) ла – ра …

лар – рак

Для покраски нужен … рак,
В воду заползает …лак.

мама — рама

Рисовал художник ламу
И картину вставил в … (раму).

Лара у Вали играет на рояле.

Королева кавалеру каравеллу подарила.

Королева с кавалером в каравелле удалилась.

Карл у Клары украл кораллы.
Клара у Карла украла кларнет.

2) лу – ру …

Лука – рука

Дедушку зовут Лука,
У него болит … (рука).

В блеске солнечных лучей
По земле бежит … (ручей)

3) ло – ро …

колобок – коробок

Баба деду пекла из муки … коробок.

Из древесной коры сделал дед … колобок.

колонны – короны

Украшают царей золотые … колонны.

А дома украшают из камня … короны.

4) лы – ры…

иглы – игры

Для шитья нужны … игры.
А детям в саду нужны …иглы.

Крылья — у орла, крылышки – у орленка,
Перья – у перепела, перышки — у перепеленка.

5) ли – ри …

Малина — Марина

Зреет на кустах малина,
Соберет ее … (Марина).

Прикрывала крыльями орлица орленка,
Перебирала перышки перепелица перепеленку.

6) ле – ре …

лейка – рейка,

Воду лил малыш из … рейки,
Ящик сделан был из … лейки.

И не плот, и не лед вдоль по речке плывет.
Льдины с ним поборются, а потом расколются.

Вечно плачет этот Лева,
Говорят ему: — Ты — … (рева).

7) ля – ря

Хорошо танцует Валя
и ее сестренка … (Варя).

8) ир – ил

Друг позвал меня на пир,
Ел я торт и чай я … (пил).

9) ол – ор …

укол – укор

Доктор ставит мне укол.
В маминых глазах … (укор).

10) ль – рь (уголь – угорь)

Рыба есть такая … (угорь)
В печке ярко горит … (уголь).

Деревянный Буратино Карабаса победил,
Дверь в каморке под картиной
Золотым ключом открыл.

Ольга Васильева,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.