Материал по коррекции нарушений речи у детей с диагнозом артикуляторно-фонематическая дислалия.
Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией
Процесс коррекции произношения при артикуляторно-фонематической дислалии начинается с выделения дефектно произносимых звуков и установления ребенком различия между правильно и неправильно произнесенным звуком на слух и путем наблюдения за своим произнесенным звуком на слух и путем наблюдения за своим произношением и произношением логопеда с помощью зеркала.
В процессе специально подобранных артикуляционных упражнений у ребенка вырабатываются новые условно рефлекторные связи…
Соотношение слуховых и артикуляционных упражнений во времени на первом этапе логопедической работы может быть различным в зависимости от характера дефекта. Так, при затруднениях сенсорного характера значительно больше времени должно быть отведено на воспитание у ребенка фонематического слуха, на выделение нужного звука в слове на слух и соотнесение правильного звучания с нужным положением речевых органов. В этом случае выработка у ребенка нужного артикуляционного уклада, соответствующего данному звуку, будет протекать легко и не потребуется много времени.
Затруднять ребенка будет воспитание звука, т.е. узнавание данного звука среди других звуков, особенно среди близких ему по артикуляции и по звучанию. Для преодоления этих затруднений следует проводить специальные тренировочные упражнения в воспитании фонематического слух, в узнавании данного звука среди других близких ему звуков и в установлении прочной связи между речеслуховыми и речедвигательными кинестезиями.
Строгая систематичность и последовательность в упражнениях приводят к уточнению в коре головного мозга ребенка условных связей, которые при повторении все более фиксируются. Задача следующего этапа логопедической работы состоит в том, что бы нормализованные условные речевые связи автоматизировались. Процесс автоматизации вновь поставленного или исправленного звука, который снова вводится в слог и в слово, представляет нередко трудную задачу; так как при выработке нового диналитического стереотипа приходится преодолевать сопротивление прежнего неправильного навыка.
Дифференциация как следующий этап логопедической работы над звуком необходима в целях предупреждения и устранения смешивания близких звуков. В основе этого процесса лежит дифференцировочное торможение (как вид внутреннего торможения),когда новый звук многократно повторяется и подкрепляется поощрением логопеда, а другой близкий звук – дифференцируемый – не подкрепляется повторением. Происходит дифференцирование близких раздражителей, их различие. Дифференциация артикуляционно близких, «сходных» звуков проводится тогда, когда эти звуки произносятся ребенком правильно в отдельных словах, а в связной речи смешиваются.
Дифференцировки смешиваемых звуков вырабатываются с помощью специальных постепенно усложняющихся упражнений на противопоставление близких звуков.
При работе над слуховым воспитанием важно соблюдать поэтапность в применении тех упражнений, которые логопед предлагает детям. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Затем – (следует научить ребенка) различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в собственной речи. В процессе обучения используются схемы артикуляций изучаемых звуков, наблюдение за артикуляцией логопеда и собственной (ребенка), привлекается внимание к кинестетическим ощущениям, возникающим при произношении звуков детьми. Устанавливается соотношение между звуком слышимым и произносимым ребенком. В момент совпадения кинестетических возбуждений от положения органов речи при произношении звука со слышимым звуком происходит процесс дифференциации данного звука от других. В памяти ребенка закрепляются артикуляционно – акустические признаки звука, сто очень важно для распознания слышимой речи.
Если ребенок испытывает трудности не только в различении звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах, то вначале для ориентировки ему дается готовая наглядная схема звукового состава этих слов. По мере усвоения анализа с помощью схемы переходят к выделению звуков путем громкого несколько утрированного их проговаривания в анализируемых словах и наконец, действие по звуковому анализу происходят в умственном плане.
Усвоение каждой новой операции готовит детей к последующей, и в результате практической работы накапливаются определенные фонематические обобщения и наблюдения над звуковой стороной языка.
В дальнейшем дети упражняются в произношении специально подобранных слогов сначала в одном указанном порядке, а затем в обратном. Темп этих упражнений постепенно ускоряется. После логовых упражнений переходят к дифференциации смешиваемых звуков в словах. Материал упражнений на дифференциации со временем все более усложняются. Так, например, сначала берутся слова – пародимы, отличающиеся друг от друга дифференцируемыми звуками, за тем ребенку предлагается назвать различные картинки и раскладывать их в соответствии с дифференцируемыми звуками.
Работая со словами – паронимами, дети производят их звукослоговой и графический анализ. Паронимы используются для составления предложений. При этом необходимо обращать внимание детей на смыслоразличительную роль в слове.
Далее проводится анализ предложений с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение данных звуков из слов.
Завершается работа дифференциацией звуков в тексте. После того, как ребенок справится с указанными задачами, переходят к самостоятельной связной речи.
Методика дифференциации звуков различных категорий однотипна. Затруднение вызывает подбор речевого материала, для преодоления которого мной был составлен следующий сборник предложений и стихов.
Звуки «с» – «ш»
1) са – ша, ша – са
са – ша – ша, ша – са –са
са – ша – са, ша – са – ша
(Все остальные сочетания слогов складываются в такие же слоговые дорожки)
крыса – крыша
В норе живет … крыша.
На доме красивая … крыса.
Шила Саша Сашке шапку.
Сашка шапкой шишку сбил.
2) со – шо…
сок — шок
По — нашему это … сок.
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
3) су — шу …
сутки – шутки
Закричал он: «Что за шутки!
Еду я вторые сутки! …
Как нам хочется … суметь
Спать спокойно, не … шуметь!
В поле землю я … пасу,
На лугах коров … пашу!
По шоссе с шумом несутся машины.
4) сы – шы …
У Миши крыса.
Сын в лесу шуршит – косой мимо спешит.
Поспешишь – людей насмешишь.
5) ас – аш …
маска – Машка
На лицо одета … Машка,
Имя нашей кошки … маска!
Наш кот у нас, ваш кот у вас.
каска – кашка
Положили в плошку … каску.
Надевал пожарный …кашку!
басня – башня
Сочинял писатель … башню,
Рисовал художник … басню!
6) ус – уш …
Муська – мушка
В окно залетела … Муська,
Нашу кошку зовут … мушка.
Веселая старушка весь день сегодня шьет.
За кругленькой катушкой
Следит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот!
7) ис – иш …
миска – мишка
Сладко спит в берлоге … миска,
На столе с салатом … мишка
У киски игрушка – плюшевый мишка,
У мишки игрушки – пушистая киска.
8) ска – шка …
скала – шкала
На градуснике есть … скала,
Над морем висит … шкала.
Пшенная каша – в ложке,
Ложка – в широкой плошке.
На плошке – плоская крышка.
На крышке – голодная мышка…
9) сту – шту …
стук – штук
За дверью слышен … штук.
В букете роз пять … стук.
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и уши.
10) арс – арш
Марс — марш
Оркестр играет военный … Марс,
Над землей летит планета … марш.
Звуки «з» – «ж»
1) за – жа…
Луза – лужа
На дороге большая … Луза.
Идет девочка по имени … лужа.
Костер в лесу хорошо залей –
Воды не жалей.
Песню раннюю запел жаворонок звонкий.
Не жалело солнце жара
Для хорошего загара,
И пшеница с рожью
Загорели тоже.
2) зу – жу …
грозу – грожу
Не боюсь совсем … грожу,
Тучам пальцем я … грозу.
Комары пищат: «зу — зу — зу».
А жуки жужжат: … «жу – жу – жу».
3) зо – жо …
разок – рожок
Дует пастушок в … разок.
Вот бы мне так хоть … рожок!
У девочки Зои есть желтый зонт.
На нем — красивый узор.
4) зы – жи …
козы – кожи
На лугу пасутся … кожи.
Сумка сделана из козы.
лозы – ложи
В театре полны все … лозы.
На юге растут виноградные … ложи.
5) зи – жи …
Бумажный снег в корзинке
Олег давно припас.
Летят, летят снежинки,
Над сценою кружась.
6) зе – же …
Зевать – жевать
За обедом нельзя … жевать:
Пищу нужно тщательно … зевать.
На оранжевый цветок
Сел зеленый мотылек.
7) узн – ужн
Зиму мы ждали, зиму мы звали.
Нужны зимой сани – вот что узнали!
8) озн – ожн …
Хорошо в это утро морозное
Сидеть дома и кушать мороженное.
Звуки «л» — «р»
1) ла – ра …
лар – рак
Для покраски нужен … рак,
В воду заползает …лак.
мама — рама
Рисовал художник ламу
И картину вставил в … (раму).
Лара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру каравеллу подарила.
Королева с кавалером в каравелле удалилась.
Карл у Клары украл кораллы.
Клара у Карла украла кларнет.
2) лу – ру …
Лука – рука
Дедушку зовут Лука,
У него болит … (рука).
В блеске солнечных лучей
По земле бежит … (ручей)
3) ло – ро …
колобок – коробок
Баба деду пекла из муки … коробок.
Из древесной коры сделал дед … колобок.
колонны – короны
Украшают царей золотые … колонны.
А дома украшают из камня … короны.
4) лы – ры…
иглы – игры
Для шитья нужны … игры.
А детям в саду нужны …иглы.
Крылья — у орла, крылышки – у орленка,
Перья – у перепела, перышки — у перепеленка.
5) ли – ри …
Малина — Марина
Зреет на кустах малина,
Соберет ее … (Марина).
Прикрывала крыльями орлица орленка,
Перебирала перышки перепелица перепеленку.
6) ле – ре …
лейка – рейка,
Воду лил малыш из … рейки,
Ящик сделан был из … лейки.
И не плот, и не лед вдоль по речке плывет.
Льдины с ним поборются, а потом расколются.
Вечно плачет этот Лева,
Говорят ему: — Ты — … (рева).
7) ля – ря
Хорошо танцует Валя
и ее сестренка … (Варя).
8) ир – ил
Друг позвал меня на пир,
Ел я торт и чай я … (пил).
9) ол – ор …
укол – укор
Доктор ставит мне укол.
В маминых глазах … (укор).
10) ль – рь (уголь – угорь)
Рыба есть такая … (угорь)
В печке ярко горит … (уголь).
Деревянный Буратино Карабаса победил,
Дверь в каморке под картиной
Золотым ключом открыл.
Ольга Васильева,
учитель-логопед