Заикаться не буду

Рекомендации по преодолению заикания

Эта статья научит родителей интересно и весело заниматься с детьми, а ребенку поможет овладеть элементами дыхательной гимнастики, закрепить у ребенка навык говорить плавно и ритмично.

Отчего возникает заикание?

Как избавиться от заиканияКак правило, заикание наблюдается у ослабленных и впечатлительных детей. Причиной его возникновения могут быть: внезапный испуг; ослабление организма после тяжело перенесенной болезни; неправильное отношение к ребенку, когда чрезмерные ласки сменяются грубостью, резкостью; физические наказания; запугивания; постоянное нарушение необходимого ребенку распорядка дня; перегружение его чтением книг; требования повторять сложные для него слова; подражание речи заикающегося ребенка или взрослого.

Если ребенок начал заикаться

1. Не позволяйте ребенку много смотреть телевизор и избегайте возбуждающих зрелищ. Старайтесь, чтобы у ребенка не было необходимости много говорить. Поменьше читайте страшных сказок. Лучше не читать на ночь. Не заставляйте ребенка учить стихи.

2. Постарайтесь не давать ребенку кофе, какао, шоколад.

3. Не показывайте ребенку, что Вы обеспокоены тем, как он говорит . Не произносите слова «заикание».

4. Поощряйте говорить медленно, плавно. Побольше пойте с ребенком.

5. Когда ребенок находится в возбужденном состоянии и хочет что-то Вам рассказать, отвлеките его, сказав, например: «Подожди, у меня молоко закипает. Сейчас я вернусь, и ты мне расскажешь».

Методические рекомендации по преодолению заикания

Предложенные занятия предназначены для детей от 3 до 5 лет. Заниматься с ребенком надо каждый день от 10 до 20 минут, если необходимо, с перерывом.

В зависимости от возраста, интересов и возможностей ребенка Вы можете несколько уменьшать или увеличивать продолжительность занятий. Покажите своему малышу эту яркую веселую книжку и скажите, что будете теперь каждый вечер вместе читать ее и играть.

Обратите внимание, что игровые занятия состоят из следующих этапов:

I. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Цель — разработать диафрагмальное дыхание (животом), чтобы увеличить выдох, так как мы говорим на выдохе. При нормальных речевых процессах вдох короче выдоха в 3—4 раза, а при заикании происходит наоборот. Короткий выдох не дает ребенку возможности нормально говорить.

II. СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ И ФРАЗ, т. е. вместе со взрослым. Цель: закрепить у ребенка навык говорить не спеша, плавно и ритмично.

III. ОТРАЖЕННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ И ФРАЗ, т. е. ребенок говорит, как эхо, повторяя за взрослым. В этом случае ребенок не задумывается над тем, что и как сказать. Это облегчает процесс речи. Цель та же.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В ОБИХОДНОЙ РЕЧИ — в игре, в совместных занятиях, например, в изготовлении поделок.

Дыхательная гимнастика

1. Дыхание животом лежа.

Тебе не кажется, что твои игрушки заскучали? Давай «покачаем» их на твоем животике. Ложись на спинку и положи на животик мишку (зайку, куклу и т. д.) А теперь вдохни воздух через нос так, чтобы мишка поднялся вверх как можно выше. Хорошо! А теперь выдыхай воздух через рот трубочкой как можно дольше, пока я считаю: раз-два-три. Смотри как мишка рад! Покатай его три раза. А завтра покатаем зайку.

Давай подуем

Давай нальем в таз воды и пустим в плавание кораблики. Смотри какой сильный ветер (взрослый дует)\ Как быстро они поплыли. А теперь ты попробуй. Молодец!

Отгадай загадки

Шубка — иголки, Свернется он — колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? …

Сочиняем рассказ по картинкам

Большую помощь в развитии речи Вашего ребенка окажет совместное изготовление всевозможных поделок. Ручная деятельность полезна ребенку и для развития моторики, и для улучшения координации движений, и для развития логического мышления.

Но самое главное, что во время совместного изготовления поделок происходит отвлечение внимания Вашего ребенка от процесса произношения. У него исчезает страх перед речью, и ребенок не фиксирует на ней внимания, легко включается в разговор.

Методические рекомендации

1. Выбирайте поделки несложные в изготовлении, но интересные ребенку.

2. Работайте вместе с ребенком не торопясь. Спо-койный ритм работы естественно переносится на речь, делая ее плавной, ритмичной.

3. Сами говорите спокойно, четко, не торопясь.

4. Для активизации речи ребенка задавайте по ходу работы вопросы ( помните только — ребенок не должен чувствовать, что Вы озабочены тем, КАК он отвечает на вопросы. Он должен быть уверен: Вас интересует, ЧТО он делает):

а) сначала задавайте вопросы, относящиеся непосредственно к предметам, с

которыми он работает, и к действиям, которые он совершает в данный момент. (Что ты взял? — Ножницы. Что у тебя в руках? — Бумага. Что ты делаешь? — Я вырезаю… Я раскрашиваю…);

б) затем задавайте вопросы по поводу уже выполненной работы. (Что ты сейчас сделал? — Я разрезал листок… Я приклеил…);

в) постепенно усложняйте вопросы (А что ты сначала делал? А что потом?); наконец, попросите ребенка рассказать, как он делал поделку от начала до конца; затем, начиная очередное занятие, попросите рассказать его, что он делал вчера;

г) постепенно начинайте задавать вопросы, относящиеся к тому, что ребенок собирается делать. Это труднее для него, так как не связано с непосредственной наглядной деятельностью. (Ты разрезал бумагу, а что будешь сейчас делать?);

д) наконец, когда ребенок научится спокойно и плавно отвечать, можно задавать вопросы, связанные с материалами и инструментами, которыми он пользуется, с качеством выполненной работы. (Из чего мы будем делать…? Что нам нужно для работы? Хорошо получилось? Тебе нравится? Почему не нравится?).

Волкова Эльвира Витальевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.