Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в работе логопеда

Аннотация: Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей. В ней раскрывается способ просвещения дошкольников в культуру Родины.

The article is devoted to the problem of spiritual and moral education of children. In it the way of enlightenment of preschool children in the culture of the Motherland is revealed.

Ключевые слова: духовность, национальность, дошкольники, знания, традиции.

Keywords: spirituality, nationality, preschoolers, knowledge, traditions.

Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в работе логопеда

Россия — страна великой культуры и высокой духовности. В современном мире люди много говорят об уничтоженных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но в настоящее время заговорили о сложностях духовно-нравственного воспитания как о национальной проблеме. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность возникает постепенно, с детства.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) говорит о том, что наиважнейшей целью современного отечественного образования и одной из преимущественных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Одной из главнейших задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» говорится, что приоритетами государственной политики в области современного воспитания являются формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания.

Современные дошкольные образовательные организации осуществляют важнейшую миссию по воспитанию у дошкольников основ исторического сознания. Они как первая ступень образования включены в систему работы по созданию условий для формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о традициях, культуре и истории, отечественного общества.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и усиливают свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Одним из наиболее эффективных методов становится метод проектов в логопедической практике, он представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

Перед нами встает вопрос: “Как же эффективно организовать работу по приобщению детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников и формирование у них высокого патриотического сознания?”.

Для решения этой проблемы нам помогла проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты помогаю соединить сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Наш проект «Преданья старины глубокой» проводился с 1-30 сентября 2017 года (краткосрочный). Проект соответствует вступившему в силу ФГОС Дошкольного образования и содержанию психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении позволяет повысить качество образования дошкольников путем формируемых компетентностях в областях реализуемой в ДОУ программы, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Главной задачей нашего проекта-сформировать у дошкольников великое чувство любви к своей Родине, заинтересовать их в традициях, ценностях и обычаях страны. Ознакомление детьми с традициями русского народа духовно обогатит их, воспитает гордость за свой народ, поддержит интерес к его истории и культуре.

Для этого мы изучили интерес детей для формулирования целей проекта, определения темы, установление актуальности проекта, спрогнозировали результаты, составили план. Кроме этого, выявили возможности и средства, необходимые для реализации нескольких проектов (сбор информации, литературы, дополнительного материала), обсуждение с администрацией детского сада, педагогами, родителями содержание проекта.

І этап. Подготовительный — (информационно-накопительный) теоретический (1- 5 сентября 2017 г.), включает в себя:

  • изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • определение темы, актуальности, целей и задач проекта;
  • прогнозирование результата и составление плана проекта;
  • обсуждение проекта с родителями (социальный заказ), специалистами и администрацией детского сада;
  • оценка возможностей и средств, необходимых для реализации проекта (сбор информации, литературы, дополнительного материала);
  • ознакомление администрации детского сада, педагогов, родителей с проектом;
  • составление плана реализации проекта.

ІІ этап. Организационно-практический. Основной (5 – 29 сентября 2017 г.) включает в себя:

  • Проведение цикла образовательных ситуаций, на темы: «В гости к гжельским мастерам», «Посиделки у бабушки Лукерьи», «Угощение для бабушки Лукерьи»;
  • Рассматривание иллюстраций из серии «Моя Россия – моя страна», «Наши предки – славяне», «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Хлеб – всему голова»;
  • Дидактические игры «Разрезные картинки», «Что было раньше, что сейчас», «Кто где живет»;
  • Беседы о традициях и обычаях русского народа, народном декоративно – прикладном искусстве, народных рецептах;
  • Экскурсия в музей «Русской избы», кухню детского сада;
  • Разучивание русских народных игр с элементами фольклора;
  • Изучение русских пословиц и поговорок;
  • Чтение русских народных сказок;
  • Экспериментирование с дрожжевым тестом;
  • Изготовление хлебобулочных изделий;
  • Анкетирование родителей по духовно – нравственному воспитанию детей.
  • Информация для родителей — «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании ребенка»;
  • Родительское собрание «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребёнка», семинар – практикум «Роль игры в духовно-нравственном развитии ребенка»;
  • Чаепитие в «Русской избе» с хлебом и пирожками собственного приготовления;
  • Изготовление мини – музея «Хлеб – всему голова»;
  • Приготовление атрибутов для народных игр.

Заключительный этап — презентационно-завершающий (30 сентября 2017 г.) включает в себя:

  • подведение итогов;
  • систематизация и обобщение материала.

Разучивание русских народных игр с элементами фольклора

Разучивание русских народных игр с элементами фольклора

Изготовление мини – музея «Хлеб – всему голова»

Мини-музей Хлеб – всему голова

Созданная нами система проектного метода оказала положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. Разработанные нами новые способы взаимодействия логопеда с ребенком, новые стимулы, служат для создания наиболее благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, а дети приобрели знания о традициях и истории русского народа.

Крыжановская Ульяна Владимировна,
учитель-логопед.
Иванова Татьяна Алексеевна,
воспитатель.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.