Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда детского сада

Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда детского сада

Компьбтерные технологии в логопедической практикеВнедрение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в воспитательно- образовательный процесс – одна из самых актуальных проблемм в современной отечественной дошкольной педагогике.

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.

Стремясь к повышению качества коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Повысить свое профессиональное мастерство с помощью современных информационно-коммуникативных технологий.
  2. Внедрить современные ИКТ в совместную деятельность НОД.
  3. Внедрить ИКТ в работу с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

Для повышения своего профессионального уровня я закончила курсы повышения квалификации по теме: «Структура и программное обеспечение ПК», самостоятельно познакомилась с существующими на рынке обучающими компьютерными программами для дошкольников.

Умение пользоваться интернетом позволяет мне быть в курсе событий, происходящих в педагогическом сообществе, отслеживать анонсы событий (проведения конкурсов и вебинаров), знакомиться с периодическими изданиями, получать консультации по возникшим проблемам, обмениваться опытом, размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками своих коллег.

В результате проделанной работы я создала электронную базу, которая включает в себя компьютерные игры и программы, презентации, аудиозаписи, видеофильмы, методическую литературу, которыми пользуюсь в своей повседневной практике.

Наличие компьютера, ксерокса и принтера в кабинете логопеда позволило мне перевести документацию в электронный вид. Так оформляются речевые карты, перспективные планы работы, конспекты занятий, результаты педагогической диагностики, информационные стенды, родительские уголки, аттестационные материалы, портфолио и т.д. Наличие интернета позволяет мне размещать свои консультации и презентаций на сайте детского сада, оперативно связываться по электронной почте с родителями воспитанников и при необходимости пересылать им учебные материалы для занятий с детьми дома.

Изучив и проанализировав существующие на рынке обучающие компьютерные программы для дошкольников, стала использовать ИКТ в коррекционной работе с детьми. Общение детей с компьютером начинала с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и коррекционной направленности.

В коррекционной работе я использую как самостоятельно созданные компьютерные игры и презентации, так и мультимедийные технологии в виде компьютерных игр и программ, существующих на мультимедийном рынке. Использую ИК технологии как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.

Использование мультимедийных средств на индивидуальных логопедических занятиях является одним из методов технологии полного усвоения программы и дифференцированного подхода к коррекции. С учетом индивидуальных особенностей ребенка на индивидуальных занятиях подбираю игры и задания с разным уровнем сложности, организую работу ребенка с компьютером в подходящем для него темпе.

Я использую игры и задания из следующих компьютерных программ:

- «Игры для Тигры»,

- «Развитие речи. Учимся говорить правильно»,

- «Солнечный замок»,

- «Уроки мудрой совы»,

- «Интерактивные речевые игры»,

- «Баба ЯГА учится читать» и др.

В этих программах можно найти игры и задания по всем разделам логопедической коррекции.

С появлением интерактивной доски в группе стала использовать мультимедиотехнологии на занятиях с группой детей.

Мультимедийные презентации задействуют различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Подача материала в виде мультимедийной презентации неизменно вызывает у детей живой интерес. Движение, звук, анимация, сделали групповые занятия более привлекательным, захватывающими и результативным. У детей возрастает скорость мыслительных операций, повышается устойчивость внимания и учебная мотивация. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.

В настоящее время в сети Интернет существует много детских сайтов, образовательных программ, электронных ресурсов, которые может использовать учитель-логопед в своей деятельности. К сожалению, не все готовые электронных продукты отвечают моим профессиональным запросам, особенностям речевой патологии, возрастным и психологическим особенностям моих воспитанников. Поэтому я самостоятельно планирую и моделирую занятия.

Игры и презентации выполняю в программах Microsoft PowerPoint , elite Panaboard book (специализированная программа для интерактивной доски), использую музыкальные файлы, видеофайлы, иллюстрации, фотографии, видеофильмы, анимацию.

Возможности программы elite Panaboard book позволяют мне создавать игры и задания для самостоятельной работы детей на доске, для работы на доске в парах и командах. Выполняя задания, дети с удовольствием манипулируют объектами и символами, пишут на доске пальчиками.

Презентации использую на всех логопедических занятиях: по звукопроизношению, подготовке к обучению грамоте, по развитию лексико-грамматических категорий и связанной речи.

Презентации составляю с учетом особенностей воспитанников, целей и задач поставленных на конкретном занятии.

Наличие в моей электронной базе большого количества компьютерных игр по одной тематике в разных обучающих программах позволяет мне добиться разнообразия форм подачи материала. Так даже в рамках одного занятия я могу многократно возвращаться к закреплению конкретного учебного навыка на разных игровых приемах. Смоделированные таким образом занятия не переутомляет детей, а поддерживают интерес и повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, позволяют добиться формирования стойких учебных навыков.

Особенно удачным считаю свой опыт создания мультимедийных презентаций, встроенных в сюжеты произведений детской литературы и мультфильмы. В последнее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал. Использование сказочного сюжета позволяет добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Мною сделаны мультимедийные презентации на сюжеты сказок и мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Федорино горе», «Красная шапочка», «Айболит» «Бармалей», «Чипполино», «Золотой Ключик», «Цветик-семицветик», «Робин-Бобин», «Ну погоди», «Дед Мороз и лето» .

В моих сказках герои оживают и вступают в диалог и тесное взаимодействие с детьми. Все коррекционные задачи выполняются при участии и с подачи сказочных героев в рамках одного сказочного сюжета. Учебные задания «упаковываются» в занимательную форму.

Например, в сказке «Золотой ключик или приключения Буратино» дети закрепляют навыки звукового анализа и синтеза, расшифровывая волшебное слово, позволяющее открыть дверь в кукольный театр; вставляют в слова пропущенные буквы, помогая Буратино починить букварь, который погрызла крыса Шушара; слушая рассказ Буратино, находят в предложениях ошибки и исправляют их; помогая найти золотой ключик работают со схемой предложения и закрепляют предлоги.

В занятие-сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Занятия –сказки максимально ориентированы на потребность ребенка в эмоциональном общении. Погружение в сказку создает благоприятную среду для речевой активности детей. Ребенок не просто смотрит и слушает, а является активным участником сказки.

Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям. Сказочные сюжеты не оставляют детей равнодушным. Каждый ребенок хочет стать активным участником сказки, приходит на помощь героям, охотно выполняет их задания, отвечают на их вопросы, вступают в диалог. Даже пассивные и робкие дети в сказке «оживают» и активизируются. Сказка для ребенка – игра, волшебство. В игре с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать.

В заключение хочу сказать, что использование ИКТ способствовало повышению моего профессионального уровня, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательнай процес в ДОУ и повысить его эффективность.

Городянкина Виктория Петровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.