Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда детского сада

Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда детского сада

Компьбтерные технологии в логопедической практикеВнедрение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в воспитательно- образовательный процесс – одна из самых актуальных проблемм в современной отечественной дошкольной педагогике.

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.

Стремясь к повышению качества коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Повысить свое профессиональное мастерство с помощью современных информационно-коммуникативных технологий.
  2. Внедрить современные ИКТ в совместную деятельность НОД.
  3. Внедрить ИКТ в работу с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

Для повышения своего профессионального уровня я закончила курсы повышения квалификации по теме: «Структура и программное обеспечение ПК», самостоятельно познакомилась с существующими на рынке обучающими компьютерными программами для дошкольников.

Умение пользоваться интернетом позволяет мне быть в курсе событий, происходящих в педагогическом сообществе, отслеживать анонсы событий (проведения конкурсов и вебинаров), знакомиться с периодическими изданиями, получать консультации по возникшим проблемам, обмениваться опытом, размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками своих коллег.

В результате проделанной работы я создала электронную базу, которая включает в себя компьютерные игры и программы, презентации, аудиозаписи, видеофильмы, методическую литературу, которыми пользуюсь в своей повседневной практике.

Наличие компьютера, ксерокса и принтера в кабинете логопеда позволило мне перевести документацию в электронный вид. Так оформляются речевые карты, перспективные планы работы, конспекты занятий, результаты педагогической диагностики, информационные стенды, родительские уголки, аттестационные материалы, портфолио и т.д. Наличие интернета позволяет мне размещать свои консультации и презентаций на сайте детского сада, оперативно связываться по электронной почте с родителями воспитанников и при необходимости пересылать им учебные материалы для занятий с детьми дома.

Изучив и проанализировав существующие на рынке обучающие компьютерные программы для дошкольников, стала использовать ИКТ в коррекционной работе с детьми. Общение детей с компьютером начинала с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и коррекционной направленности.

В коррекционной работе я использую как самостоятельно созданные компьютерные игры и презентации, так и мультимедийные технологии в виде компьютерных игр и программ, существующих на мультимедийном рынке. Использую ИК технологии как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.

Использование мультимедийных средств на индивидуальных логопедических занятиях является одним из методов технологии полного усвоения программы и дифференцированного подхода к коррекции. С учетом индивидуальных особенностей ребенка на индивидуальных занятиях подбираю игры и задания с разным уровнем сложности, организую работу ребенка с компьютером в подходящем для него темпе.

Я использую игры и задания из следующих компьютерных программ:

- «Игры для Тигры»,

- «Развитие речи. Учимся говорить правильно»,

- «Солнечный замок»,

- «Уроки мудрой совы»,

- «Интерактивные речевые игры»,

- «Баба ЯГА учится читать» и др.

В этих программах можно найти игры и задания по всем разделам логопедической коррекции.

С появлением интерактивной доски в группе стала использовать мультимедиотехнологии на занятиях с группой детей.

Мультимедийные презентации задействуют различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Подача материала в виде мультимедийной презентации неизменно вызывает у детей живой интерес. Движение, звук, анимация, сделали групповые занятия более привлекательным, захватывающими и результативным. У детей возрастает скорость мыслительных операций, повышается устойчивость внимания и учебная мотивация. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.

В настоящее время в сети Интернет существует много детских сайтов, образовательных программ, электронных ресурсов, которые может использовать учитель-логопед в своей деятельности. К сожалению, не все готовые электронных продукты отвечают моим профессиональным запросам, особенностям речевой патологии, возрастным и психологическим особенностям моих воспитанников. Поэтому я самостоятельно планирую и моделирую занятия.

Игры и презентации выполняю в программах Microsoft PowerPoint , elite Panaboard book (специализированная программа для интерактивной доски), использую музыкальные файлы, видеофайлы, иллюстрации, фотографии, видеофильмы, анимацию.

Возможности программы elite Panaboard book позволяют мне создавать игры и задания для самостоятельной работы детей на доске, для работы на доске в парах и командах. Выполняя задания, дети с удовольствием манипулируют объектами и символами, пишут на доске пальчиками.

Презентации использую на всех логопедических занятиях: по звукопроизношению, подготовке к обучению грамоте, по развитию лексико-грамматических категорий и связанной речи.

Презентации составляю с учетом особенностей воспитанников, целей и задач поставленных на конкретном занятии.

Наличие в моей электронной базе большого количества компьютерных игр по одной тематике в разных обучающих программах позволяет мне добиться разнообразия форм подачи материала. Так даже в рамках одного занятия я могу многократно возвращаться к закреплению конкретного учебного навыка на разных игровых приемах. Смоделированные таким образом занятия не переутомляет детей, а поддерживают интерес и повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, позволяют добиться формирования стойких учебных навыков.

Особенно удачным считаю свой опыт создания мультимедийных презентаций, встроенных в сюжеты произведений детской литературы и мультфильмы. В последнее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал. Использование сказочного сюжета позволяет добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Мною сделаны мультимедийные презентации на сюжеты сказок и мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Федорино горе», «Красная шапочка», «Айболит» «Бармалей», «Чипполино», «Золотой Ключик», «Цветик-семицветик», «Робин-Бобин», «Ну погоди», «Дед Мороз и лето» .

В моих сказках герои оживают и вступают в диалог и тесное взаимодействие с детьми. Все коррекционные задачи выполняются при участии и с подачи сказочных героев в рамках одного сказочного сюжета. Учебные задания «упаковываются» в занимательную форму.

Например, в сказке «Золотой ключик или приключения Буратино» дети закрепляют навыки звукового анализа и синтеза, расшифровывая волшебное слово, позволяющее открыть дверь в кукольный театр; вставляют в слова пропущенные буквы, помогая Буратино починить букварь, который погрызла крыса Шушара; слушая рассказ Буратино, находят в предложениях ошибки и исправляют их; помогая найти золотой ключик работают со схемой предложения и закрепляют предлоги.

В занятие-сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Занятия –сказки максимально ориентированы на потребность ребенка в эмоциональном общении. Погружение в сказку создает благоприятную среду для речевой активности детей. Ребенок не просто смотрит и слушает, а является активным участником сказки.

Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям. Сказочные сюжеты не оставляют детей равнодушным. Каждый ребенок хочет стать активным участником сказки, приходит на помощь героям, охотно выполняет их задания, отвечают на их вопросы, вступают в диалог. Даже пассивные и робкие дети в сказке «оживают» и активизируются. Сказка для ребенка – игра, волшебство. В игре с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать.

В заключение хочу сказать, что использование ИКТ способствовало повышению моего профессионального уровня, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательнай процес в ДОУ и повысить его эффективность.

Городянкина Виктория Петровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Подгрупповое занятие по лексической теме «Овощи. Путешествие на осеннюю ярмарку» Подгрупповое занятие по лексической теме «Овощи. Путешествие на осеннюю ярмарку»
Логопедический праздник КВН «Наш родной язык» Логопедический праздник КВН «Наш родной язык»
Конспект логопедического занятия по теме «Звук и буква У» Конспект логопедического занятия по теме «Звук и буква У»
Использование тактильно-ассоциативной технологии для формирования семантических полей у слепых детей дошкольного возраста Использование тактильно-ассоциативной технологии для формирования семантических полей у слепых детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.