Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня

Фонематический слухОсобенности формирования фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова, определения наличия или отсутствие звуков в слове, местоположения звуков в слове.

Важное значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – это способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать фонемы в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.

К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка.

Дифференциация фонем родного языка – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью выделять существенные признаки речевого звука и отличать от посторонних, несущественных для его различения.

Такая способность развивается на протяжении всего дошкольного детства на основе формирования фонематического восприятия.

Важнейшей из задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование фонематического слуха и восприятия. Несформированость фонематического слуха и восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для этих детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при практически благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Р. Е. Левина считала, что «без достаточной сформированости фонематического восприятия невозможно достичь полноценных фонематических представлений, восприятия, слуха и фонематического анализа и синтеза» [23, с. 31]

При планомерной, комплексной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. При отсутствии длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом.

Из изложенного выше следует, что одной из актуальных проблем логопедии является повышение эффективности коррекционной логопедической работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с диагнозом ОНР III уровня.

Многие исследователи (Л. С. Волкова [5], Р. Е. Левина [24], Т. Б. Филичева [50] и др.) полагают, что одна из основных физиологических причин недостаточной сформированности фонематического восприятия, является нарушение деятельности левой височной области коры головного мозга. Это нарушение может наступить вследствие родовой травмы, других видов травм или воспалительных заболеваний в раннем детстве, оно может передаваться по наследству. Педагогической причиной недоразвития фонематического восприятия является недостаточное внимание к его своевременному формированию у ребенка со стороны взрослых, вследствие чего ребенок не обладает нужным опытом в наблюдении и выделении фонематических явлений.

Р. И. Лалаева и Н. В.Серебрякова [22] обоснованно утверждают, что у детей с ОНР характерной особенностью фонематического восприятия является невнятная, смазанная, непонятная для окружающих речь, отсутствие слухового контроля. Это усугубляется имеющимся у ребенка с ОНР нарушением фонематического анализа структуры слова, что влечет за собой неправильное произношение.
Т. А. Ткаченко [42] отмечает, что нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР проявляется в нескольких состояниях (степенях).

Это может быть:

  • наиболее легкая степень недоразвития, когда у ребенка наблюдаются недостаточное различение звуков и затруднения при анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении;
  • средняя степень недоразвития, при которой нарушен звуковой анализ слова, наблюдается недостаточное различение большого количества звуков разных фонетических групп при сформированной их артикуляции в устной речи;
  • тяжелая степень недоразвития, при которой имеются полное неразличение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность.

Особенности фонематического восприятия у детей с ОНР впервые были охарактеризованы в работе Р. Е. Левиной [24]. Исследователь указывала на то, что дети с ОНР III уровня недифференцированно произносят многие звуки (особенно свистящие, шипящие и сонорные), имеются многочисленные замены (один звук может одновременно заменять два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (например, звук «сь» заменяет звуки «с», «ш», «ц», «ч», «щ»).

Следовательно, прежде всего недоразвитие фонематического восприятия проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Во вторую очередь у детей с ОНР нарушения фонематического восприятия проявляются тогда, когда ребенок выполняет элементарные действия звукового анализа – при узнавании звука в разных позициях, подсчете количества звуков в слове, когда ребенка просят придумать слово на заданный звук и т.д. [32].

В результате своих исследований Р. Е. Левина на [24] пришла к выводу о том, что для детей с ОНР разного уровня (первого, второго или третьего) полноценное усвоение звуковой (фонетической) стороны речи и правильного звукопроизношения «возможно только в том случае, если ребенок овладел умениями фонематического анализа слова. Основа этого анализа – хорошо сформированное фонематическое восприятие, вот почему на логопедических занятиях его формированию должно отводится достаточно много времени и усилий со стороны логопеда» [24].

Динамика развития фонематического восприятия у детей с ОНР I, II и III уровней, составленная нами на основании работ Р. Е. Левиной [24]., дана в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Динамика развития фонематического восприятия (по Р. Е. Левиной [24])

I уровень речевого развития Фонематическое восприятие находится в зачаточном состоянии
II уровень речевого развития Фонематическое восприятие значительно отстает от возрастной нормы
III уровень речевого развития Наблюдается (незавершенность) в развитии фонематического восприятия.

Согласно табл. 1.2, у детей с ОНР всех 3 уровней имеется несовершенное фонематическое восприятие. Это, с одной стороны, оказывает отрицательное влияние на правильность звукопроизношения, с другой стороны – усложняет и тормозит формирование умений звукового анализа слова, а недостаточность такого анализа отрицательно сказывается на развитии произношения. Это указывает на тесную взаимосвязь фонематического восприятия и звукопроизношения.

Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина [49], исходя из недостаточного уровня сформированности фонематического восприятия, выделили и охарактеризовали следующие варианты нарушений звукопроизношения у детей с ОНР:

  • недифференцированное произнесение пар или групп звуков, при котором в речи ребенка наблюдаются замены одного и того же звука двумя или тремя звуками;
  • замена сложных звуков более простыми по артикуляции и представляющими меньшую произносительную трудность для ребенка;
  • смешение звуков, которое проявляется в том, что ребенок употребляет звук верно в одних случаях, в других же (как правило, это самостоятельная речь ребенка) – этот же самый звук он заменяет другими, близкими артикуляционно или акустически.

По мнению Т. Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [49], «главными особенностями, свидетельствующими о недостаточном уровне сформированности фонематического восприятия у ребенка с ОНР, являются:

  • затруднения, которые ребенок испытывает при воспроизводстве ряда слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки ребенок может произносит правильно;
  • ошибки при выделении звуков из слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове;
  • затруднения при отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком;
  • значительные трудности при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове;
  • практически недоступны ребенку определение первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах» [49, с. 85].

По данным Л. Ф. Спировой и А. В. Ястребовой [39], низкий уровень фонематического восприятия у детей с ОНР с наибольшей отчетливостью выражается в следующих затруднениях:

  • при анализе звукового состава слова;
  • при различении на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь согласных).

Таким образом, к особенностям фонематического восприятия у дошкольников с ОНР относятся: недоразвитие умения дифференцировать звуки, замены, смешения, перестановки и сокращения звуков; недоразвитие умений звукового анализа (умений определять последовательность звуков в слоге и слове, позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу). Учет уровня сформированности фонематического восприятия определяет задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР.

Преодоление недоразвития фонематического восприятия у дошкольников достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции фонетического слуха и звуковой стороны речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] / Т. В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 48 с.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 2000. –
176 с.
3. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] /
В. И. Бельтюков. – М.: Просвещение, 1996. – 91с.
4. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи [Текст] / Е. Н. Винарская // Язык и человек. – М.: Изд-во МГУ. – С. 55-62.
5. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушения речи у детей [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб.: Речь, 2011. – 45 с.
6. Волкова, Г. А. Энциклопедический словарь логопеда [Текст] /
Г. А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 256 с.
7. Волкова, Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. С. Волкова // Логопедия. – М.: ВЛАДОС, 2014. – С. 513-524.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – 546 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Речь, 2012. – 240 с.
10. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – М.: Владос, 2013. – 144 с.
11. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст]: метод. пособие / Г. Г. Голубева. – СПб.: Речь, 2014. – 200 с.
12. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст] // Современные тенденции специальной педагогики и психологии / А. М. Горчакова. – Самара: СГПУ, 2009. – С. 70-83.
13. Гриншпун, Б. М. Дислалия [Текст]: Хрестоматия по логопедии /
Б. М. Гриншпун. – Т.1. – М.: ВЛАДОС, 2014. – С. 108-120.
14. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки [Текст] / Н. В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 112 с.
15. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Н. И. Дьякова. – М.: Владос, 2014. – 226 с.
16. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Н. И. Жинкин. – М.: Владос, 2011. С. 9-31.
17. Жукова, Н. С. Преодоление ОНР у детей [Текст] / Н. С. Жукова. – М.: Союз, 2008. – 142 с.
18. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2015. – 114 с.
19. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Е. Журова,
Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2009. – 227с.
20. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. — М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 228 с.
21. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР [Текст] / В. В. Коновалекно, С. В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2012. – 144 с.
22. Лалаева, Р. И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /
Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М.: Владос, 2009. – 304 с.
23. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] /
Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
24. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина,
Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
25. Логопедия [Текст]; под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2013. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480 с.
26. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 680 с.
27. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: учеб. пособие; под ред. Е. А. Логиновой. – СПб.: Союз, 2011. – 345 с.
28. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 228 с.
29. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб.: Речь, 2013. – 223 с.
30. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст]; под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2013. – 240 с.
31. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]; под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований В.Секачева, 2011. – 287 с.
32. Песталоцци, И. Г. Как Гертруда учит своих детей [Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста; авт.-сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина / И. Г. Песталоцци. — М.: Академия, 2013. – С. 62-73.
33. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] /
Е. А. Пожиленко. – М.: Детство-пресс, 2015. – 193 с.
34. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) [Текст]; авт.-сост. С. Е. Большакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 155 с.
35. Российский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – URL: https://slovar.cc/enc/bolshoy-rus.html (дата обращения: 26.07.2017).
36. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 344 с.
37. Специальная дошкольная педагогика [Текст]; под ред.
Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2012. – 312 с.
38. Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие; под ред. Т. В. Волосовец, 2012. – 256с.
39. Спирова, Л.В., Ястребова, А.В. Нарушения речи у детей [Текст]: Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. –
В 2-х т. – М.: Владос, 2012.
40. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2015. – 134 с.
41. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2014. – №10. – С. 16-21.
42. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] /
Т. А. Ткаченко. – СПб.: Речь, 2011. – 25с.
43. Ткаченко, Т. А. В первый класс без дефектов речи [Текст] /
Т. А. Ткаченко. – СПб.: Речь, 2012. – 127 с.
44. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа [Текст] / Т. А. Ткаченко. СПб.: Речь, 2010. – 32 с.
45. Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст] / Г. А. Тумакова. – М.: Детство-пресс, 2013. – 204 с.
46. Ушинский, К. Д. Родное слово [Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста; авт.-сост.
М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2014. – С. 69-74.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 34 с.
48. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] /
Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2013. – 128 с.
49. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В.Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 213 с.
50. Филичева, Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи [Текст] / Т. Б. Филичева // ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – М.: Владос, 2013. – 245 с.
51. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 252 с.
52. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2008. – 236 с.
53. Шаховская, С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи дошкольников [Текст] / С. Н. Шаховская. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 240 с.
54. Шаховская, С. Н. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / С. Н. Шаховская,
В. П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2012. – 144 с.
55. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст]: Хрестоматия / Н. Х. Швачкин. – М.: Лабиринт, 2014. – С. 101-133.
56. Эльконин, Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста [Текст] // Хрестоматия по логопедической работе / Д. Б. Эльконин. – М.: Владолс, 2012. – С. 56-79.
57. Язовских, М. А. Логопедическая технология по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / М. А. Язовских, А. С. Коляскина // Коррекционно-развивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-метод. пособие для студентов дефектологических специальностей. – Шадринск: Шадринский Дом Печати, Каргапольский филиал, 2013. – С. 256-275.

Разработала
Учитель логопед:
Неугодникова Я.Ю.
Екатеринбург 2018.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста
Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Три тематических игры для автоматизации звуков и развития правильной воздушной струи Три тематических игры для автоматизации звуков и развития правильной воздушной струи
Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.