Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста

В данном материале вы ознакомитесь с тем, как можно использовать ЛОЖКУ не по прямому ее назначению.А именно, как при помощи ложки можно обогащать словарь детей, развивать мимическую, артикуляционную и мелкую моторику и даже формировать фонематические процессы. Предлагаемый материал могут использовать воспитатели, родители, учителя-логопеды.

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста

«Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками по развитию речиДетей часто привлекает что-то необычное, они быстро устают от однообразных и часто повторяющихся игр. И нам взрослым необходимо совершать постоянный поиск новых приемов в работе по развитию речи у детей дошкольного возраста и, особенно, у детей с ОВЗ. И большую помощь нам в этом оказывает бросовый материал, бытовые принадлежности и часто предметы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, стоит только посмотреть на них с другой стороны. Предлагаю вам иначе посмотреть на ложку!

Как же можно использовать ложку не по прямому ее назначению?

А именно, как при помощи ложки можно обогащать словарь детей, развивать мимическую, артикуляционную и мелкую моторику и даже формировать фонематические процессы?

Предлагаемый материал могут использовать воспитатели, родители, учителя-логопеды.

Упражнения с ложками для формирования фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова

Упражнение «Поймай звук»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Описание. Ребенку предлагается взять две ложки, повернув, их ямками друг к другу. Ребенку дается инструкция о том, что если он услышит определенный звук, то должен его поймать ложками.

Взрослый произносит сначала цепочку звуков, затем слогов, слов.

Например, ловим комарика – звук [з]:

а-у-з…, с-з-ш-з; са-са-за, жу-жу-зу;
сад, сон, зонт и т.п.

Упражнение «Раздели слова»

Цель. Формирование слоговой структуры слова, межполушарных взаимодействий.

Описание. Ребенку предлагается ведущей рукой взять деревянную ложку и отстучать предлагаемые слова по слогам, по ладошке второй руки. Затем поменяйте руки.

Со словами мы играем,
По слогам их разделяем,
Покажи левую (правую) ладошку,
И по ней похлопай ложкой.

Затем возьмите две ложки и отстучите количество слогов в словах (стучите по коленкам, по предплечьям противоположных рук, по любой мягкой поверхности).

Упражнение «Сосчитай количество слов в предложении»

Цель. Развитие фонематического анализа на уровне предложения.

Описание. Взрослый произносит предложения из 1-5 слов, ребенку предлагается определить количество слов в предложении, отстучав их ложкой по одной из ладоней.

Сначала взрослый произносит, ребенок слушает и отстукивает. Затем ребенок самостоятельно произносит предложение и считает слова. После произносит предложение про себя, отстукивая количество слов.

Упражнение «Гласный-согласный»

Цель. Формирование элементарных навыков звукового анализа.

Описание. У ребенка несколько ложек: одна ложка с красным бантиком (гласный звук), вторая с синим (твердый согласный), третья с зеленым (мягкий согласный).

При выполнении звукового анализа звуков, слога, слова ребенк использует ложку с нужным сигналом.

Упражнения с ложками для формирования лексико-грамматического строя речи

Упражнение «Знакомство с ложкой»

Цель. Обогащение словарного запаса.

Описание. Познакомте ребенка с частями ложки. У ложки есть две главные части черпачок и черенок. У черпачка есть кончик, боковые края, ямка, бугорок. Попросите ребенка показать части, а затем показать и назвать.

Упражнение «Сосчитай до пяти»

Цель.Согласование числительного с существительным.

Описание. Предложите ребенку сосчитать ложки: одна ложка, две ложки …, пять ложек.

Упражнение «Сосчитай до пяти разноцветные ложки»

Цель. Согласование числительного с прилагательным и существительным.

Описание. Предложите ребенку сосчитать ложки разного цвета: одна зеленая ложка, две зеленых ложки …, пять зеленых ложек.

Возьмите ложки разного размера. Предложите ребенку сосчитать ложки: одна большая ложка, две больших ложки, одна маленькая ложка.

Упражнение «Какая ложка»

Цель. Образование относительных прилагательных.

Возьмите ложки сделанные из разного материала.

Инструкция: ложка из железа – она какая? (Железная). Ложка из платмасса –пластмассовая, ложка из дерева-деревянная, ложка из серебра, золота, меди и др.

Упражнение «Положи ложку»

Цель. Понимание и употребление предложно-падежных конструкций.

Описание. Накрывая с ребенком на стол, предложите ему положить ложку перед тарелкой, за тарелкой, в, под тарелку, взять ложку из тарелки, положить на стол и т.п. (Таким способом вы проверите, какие предлоги понимает ребенок). После этого вы выполняете действие, а ребенок их коментирует: Ложка лежит в тарелке. Ложка лежит на столе.

Упражнение «Лоток с ложками»

Цель. Формирование понимания речи.

Описание. (Данное упражнение предназначено для детей 2-3 лет, детей с отсутствием речи). Вам понадибится лоток для ложек и набор вилок, ложек и ножей. Ребенку предлагается в первый отсек положить только ложки, во второй вилки, в третий ножи.

Покажи, где ложки, где вилки, где ножи. Затем задайте вопрос: «Что это?», ждете три секунды и отвечаете: «Ложка» и т.д.

Упражнение «Большой-маленький, один-много»

Упражнение «Назови ласково»

Цель. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

Описание. Используйте ложки разного размера.

- Чем будем, есть суп? (Взрослый показывает большую ложку).

- Ложкой.

- Чем будем, есть кашу? (Взрослый показывает маленькую ложку).

- Ложечкой.

- Посмотри, у меня одна большая ложка, а у тебя много больших…

- Ложек.

- Посмотри, у меня одна маленькая ложка, а у тебя много маленьких…

- Ложечек.

Упражнение «Разноцветные ложки»

Цель. Формирование зрительного восприятия, закрепление в речи детей прилагательных, обозначающих цвет.

Разноцветные стаканчики (синий, желтый, красный, зеленый), вилки и ложки этих же цветов.

Разложить по стаканчикам столовые принадлежности одинаковые по цвету.

Упражнения с ложками для автоматизации звуков

Упражнение «Сосчитай до пяти белые ложки»

Цель. Автоматизация звуков [л ], [л’]; [ш], [ж].

Описание. Предложите ребенку сосчитать ложки белого цвета: одна белая ложка ложка, две белых ложки …, пять белых ложек.

Можно взять ложки голубого, желтого цвета, большие и маленькие. Взрослый следит за произношением закрепляемых звуков. Можно в эту игру добавить вилки предлагаемых цветов. Если у вас есть ножи желтого, оранжевого цвета, то их можно использовать для закрепления шипящих звуков [ш], [ж]. Один желтый нож, ножик и т.д.

Вариант 1. Упражнение «Что в ложке»

Цель. Автоматизация звука [л ] в словосочетаниях.

Описание. В черпочке ложки приклеяны картинки на заданный звук.

Ребенку предлагается сказать, что находится в ложке.

В ложке белка, в ложке лодка, в ложке стол и др.

Вариант 2. Упражнение «Что в ложке»

Цель.Автоматизация звуков [ш], [ж] в словосочетаниях.

Описание. В черпочке ложки приклеяны картинки на заданные звуки.

Ребенку предлагается сказать, что находится в ложке.

В ложке кошка, в ложке машина, в ложке картошка и др.

Вариант 3. Упражнение «Что в ложке»

Цель. Дифференциация звуков [л]/ [р].

Описание. В черпочке ложки приклеяны картинки со звуком [р].

Ребенку предлагается сказать, что находится в ложке.

В ложке ракета, в ложке ромашка, в ложке шар и др.

Упражнения для развития движений кистей рук, пальчиковой моторики

Упражнение «Спасатели»

Описание. Вам понадобится контейнер с водой, пустая емкость, две ложки, мелкие предметы. Ребенку предлагается осушить бассейн и спасти например насекомых. Сначала ребенок вычерпывает воду из контейнера правой (ведущей) рукой, затем левой, после обеими руками.

Упражнение «Насыпь крупу»

Описание. Вам понадобится контейнер с сыпучими продуктами (гречневая, манная крупы, горох, макароны и т.п.), пустая емкость, две ложки.

Ребенку предлагается пересыпать крупу в другую посуду.

Сначала ребенок пересыпает крупу правой (ведущей) рукой, затем левой, после обеими руками.

Можно предложить пересыпать определенное количество ложек крупы.

Упражнение «Поймай ложкой»

Описание. Вам понадобится ложка в которой вырезано отверстие. Привяжите на ленточку к ложке красивую бисинку или пуговицу.

Ребенку предлагается поймать ложкой бусинку.

Сначала ребенок держит ложку правой (ведущей) рукой, затем левой, после обеими руками.

Упражнение «Раскрась ложку»

Ребенку предлагается сделать ложку красивой — раскрасить ее.

Можно использовать пластилин.

Упражнение «Скалолаз»

Задача. Научить ребенка правильно держать ложку.

Предложите ребенку взыть тремя пальчиками ложку за самый кончик и поставить на стол. Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз. И ребенок правильно держит ложку.

Алина Тараданова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.