Словесные игры как средство развития словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Аннотация:

Актуальность статьи заключается в том, что характерной особенностью речи детей с общим недоразвитием являются нарушения лексического и грамматического компонентов как наиболее важные в структуре данной патологии.

Словесная игра является необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта ребенка с общим недоразвитием речи.

Следовательно, повышение эффективности коррекционной логопедической работы по развитию словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является на данный момент одной из актуальных проблем.

Онтогенетически становление данной части речи происходит позже остальных. Имя прилагательное обозначает как качества разного вида сложности, так и отношения. Наибольшие затруднения у детей с общим недоразвитием речи возникают при использовании этой части речи.

В статье рассмотрены взгляды исследователей на развитие словаря у детей дошкольного возраста; описаны особенности развития словаря у детей дошкольного возраста в онтогенезе и с общим недоразвитием речи III уровня; дана характеристика словесных игр для развития словаря у детей дошкольного возраста, дано описание логопедической работы по использованию словесных игр для развития словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Ключевые слова:дошкольный возраст,общее недоразвитие речи,дошкльный возраст,игра,словарь признаков.

Словесные игры как средство развития словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Игры на произношение«Словарь – один из компонентов речевого развития ребёнка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления». Параллельно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, так как усвоение лексического значения происходит на базе операций синтеза, анализа и обобщения.

Развитие словаря имеет огромное влияние на всестороннее развитие ребёнка. От того, насколько ребенок усвоил словесные выражения эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего проявления зависит эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, понимание ребёнком эмоционального состояния других людей.

Исследованию особенностей усвоения детьми лексики посвящены работы таких педагогов, как А. Н. Богатырева, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, Н. П. Иванова, В. И. Логинова, Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. А. Смага, Е. М. Струнина, В. И. Яшина и других.

Особенностью словарной работы в дошкольном учреждении является то, что она тесно связана со всей воспитательной и образовательной работой с детьми. Развитие и обогащение словаря происходит во всех видах детской деятельности, в повседневном общении, жизни, процессе ознакомления с окружающим миром. Развитие языковых способностей, а также полноценное овладение родным языком, представляют собой стержень полноценного формирования личности ребёнка дошкольного возраста.

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, относится развитие словаря. Для этой цели педагоги пользуются различными методами, в том числе средствами словесных игр.

Характерной особенностью речи детей с общим недоразвитием являются нарушения лексического и грамматического компонентов как наиболее важные в структуре данной патологии.

Словесная игра является необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта ребенка с общим недоразвитием речи.

Следовательно, повышение эффективности коррекционной логопедической работы по развитию словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является на данный момент одной из актуальных проблем.

Онтогенетически становление данной части речи происходит позже остальных. Имя прилагательное обозначает как качества разного вида сложности, так и отношения. Наибольшие затруднения у детей с общим недоразвитием речи возникают при использовании этой части речи.

Лексика – это словарный запас языка. Богатство любого языка определяется, прежде всего, его словарём. Словарный состав русского языка необычайно разнообразен.

Слово является основной единицей языка. Первоначально слово выступает изолированно и выполняет, прежде всего, номинативную функцию – называет предметы, признаки, чувства человека, действия, отвлечённые понятия и общественные явления.

На начальном этапе развития ребёнка объекты действительности воспринимаются ребёнком в неразрывной связи с признаками и свойствами, присущими объёкту. При этом наименование признака осуществляется посредством называния другого предмета. К двум – трём годам ребёнок начинает воспринимать характеристики предметов как существующие самостоятельно, независимо. На этой стадии когнитивного развития в речи детей появляются прилагательные.

Важным условием осознания речи является понимание её смысла и значения, а в языке имеется большое количество способов выражения мыслей.

«Первоначально общение взрослых с ребёнком носит односторонний эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребёнок подключается к речевой деятельности, сознательно приобщается к общению с помощью языка» .

Количественному росту словарного запаса способствует обогащение жизненного опыта ребёнка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми.

Правильное и своевременное овладение ребёнком речью является главным фактором его полноценного психического развития.

Обогащение и развитие жизненного опыта ребёнка, постепенное усложнение его деятельности и развитие общения являются основой для постепенного количественного роста словаря.

«Методика развития речи детей дошкольного возраста стала складываться сравнительно недавно – в 20 – 30-е гг. нашего столетия. Появился большой интерес к исследованию детской речи. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей в тесной связи с жизнью, с современностью. Обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни».

Фридрих Фребель говорил «Язык ребёнка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Важно, чтобы ребёнок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь» [30]. Необходимо обозначать словом не только сами предметы, но и их качества, свойства. Ф.Фребель тесно связывал развитие речи с наблюдением и игрой.

«Усвоение частей речи (в чем выражается дифференциация смыслового содержания слов) происходит со следующей последовательностью: существительные — это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия — несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются» .

Прилагательные начинают употребляться детьми сравнительно позднее других наиболее употребляемых частей речи.

Чем правильнее и богаче речь у ребенка, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем легче ему высказать свои мысли, полноценнее и содержательнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее происходит его психическое развитие.

По данным А. Штерна к полутора годам у ребёнка имеется около 100 слов, к двум годам – 200–400 слов, к трём годам – 1000–1100 слов, к четырём годам – 1600 слов, к пяти годам – 2200 слов.

По результатам исследований А. Н. Гвоздева, в словаре ребенка четырехлетнего возраста отмечается 50,2% существительных, 27,5% глаголов, 11,9% прилагательных, 1,9% числительных, 5,8% наречий, 0,9% предлогов, 1,2% союзов и 0,9% междометий и частиц.

А. В. Захарова проанализировала словарный состав разговорной речи детей шести — семилетнего возраста, отметила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные, глаголы, прилагательные. В словаре детей среди существительных преобладающее количество слов, обозначающих людей.

Изучение словаря детей с позиции распространенности имен прилагательных обнаружило, что на каждые 100 словоупотреблений приходится только 8,65% прилагательных. Среди наиболее частотных прилагательных, которые регулярно повторяются в самостоятельной речи детей, выявляются прилагательные с активной сочетаемостью и широким значением; слова с ослабленной конкретностью; антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение оценки, размера; слова, которые входят в словосочетания.

Значимое место среди групп прилагательных в словаря детей имеют местоименные прилагательные [20]. Среди общего списка самая высокая употребляемость наблюдается у таких местоименных прилагательных, как который, такой, этот, самый, всякий, свои, весь, наш, мой, каждый.

По результатам анализа речи детей от шести до семи летнего возраста выявляется около 50 слов, обозначающих признаки предметов, которые употребляются детьми для обозначения цвета предметов и явлений. Прилагательные данной группы в речи детей наблюдаются чаще, чем в речи взрослых. Наиболее распространенными в речи детей данного возраста являются прилагательные, обозначающие следующие цвета: белый, красный, синий, черный.

Однако остается недостаточно изученной проблема формирования лексического словаря, как особенной семантической системы, развитие которой зависит от интеллектуального уровня, мотивационной сферы, уровня развития речи детей, в частности, вопрос формирования эмоционально-экспрессивной лексики, позволяющей детям точнее выразить и оценить свои чувства и переживания.

В настоящее время методика имеет собственную базу экспериментальных данных и практический материал о процессе речевого развития детей. Однако, несмотря на большую значимость и актуальность вопросов развития активного словаря, на практике же они являются в недостаточноё степени разработанными, некоторым из вопросов требуется дальнейшее изучение:

  • дальнейшее исследование форм, методов и приемов развития словаря;
  • дифференциальная диагностика речевого развития детей (на данный момент мало специальных методик, которые позволяют оценить уровень развития словарного запаса);
  • создание нового дидактического материала, который направлен на развитие активного словарного запаса.

В психолингвистической и психологической литературе подчеркивается, что предпосылками развития речи являются два взаимосвязанных и очень важных процесса. Одним из данных процессов является неречевая предметная деятельность самого ребёнка, иначе говоря, расширение взаимодействия с окружающим миром через непосредственное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим условием развития речи, включая обогащение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

Доказано, что обучение является эффективным, в случае, когда в занятия внесены элементы игры. А значит, использование дидактических игр и упражнений является идеальным условием для развития речи детей.

Активизация словаря, его обогащение и закрепление имеет важное значение для всестороннего развития ребёнка. Занятия, направленные на развитие словаря занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. Это объясняется ещё и тем, что «слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка» .

В. А. Сухомлинский определяет: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» .

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Игра для детей представляет собой доступную форму деятельности, и является средством познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра пробуждает фантазию, обогащает его знаниями, стимулирует развитие мышления, развивает умения и навыки. Она позволяет выявить задатки ребёнка и преобразовать их в способности. Именно в игре у ребенка впервые возникает необходимость в достижении успеха и понимание, что успех во многом зависит от усилий, приложенных им.

Е. С. Слепович говорит, что для активизации и обогащения словаря «эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности». Для решения данных задач рекомендуются разнообразные описания по памяти, описания предметов, изображений, рассказы по представлению и другие. Хорошие результаты также достигаются с помощью применения таких заданий, как задания на отгадывание и придумывание загадок.

Словесная игра позволяет приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Такие игры развивают лексико-грамматические категории у детей дошкольного возраста. Они учат, основываясь на имеющиеся знания о предметах, представления о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные знания в новых обстоятельствах, в новых связях. «Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей».

Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько они овладеют словообразованием, грамматическим строем. Значительные трудности у детей отмечаются при овладении процессом словообразования. Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, то есть из которого оно выводится по смыслу и форме.

Проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников является актуальной. Это отражено в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других.

Актуальность проблемы развития словаря признаков вызвана тем, что у многих детей имеются разнообразные нарушения процесса развития словаря признаков многие дети испытывают затруднения в подборе слов прилагательных, не могут образовать прилагательное, используя приставки или суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации схожих по звучанию прилагательных; в невозможности выполнения заданий на описание предметов. Нарушение развития словаря признаков проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи, а затем и в письменной.

В процессе развития словаря признаков простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его смысл и научиться им пользоваться.

Словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. В таких играх дети учатся мыслить о вещах, непосредственно не воспринимаемых ими. Эти игры учат опираться в решении задач на представление о ранее воспринятых предметах, углублять знания о них, потому что в этих играх требуется применять приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах, в новых связях. Дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи; отгадывают по описанию; описывают предметы, определяя их характерные признаки; группируют предметы по различным свойствам и признакам; учатся мыслить о вещах и явлениях, с которыми в данное время непосредственно не действуют; находят признаки сходства и различия. «Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами» .

Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой. При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Упражнения и игры не требуют длительной подготовки, они легко могут включаться педагогом в занятия для развития речи детей.

Для развития словаря признаков, можно использовать упражнения на подбор прилагательных к существительным. Например: яблоко какое?, цыпленок какой?, матрешка какая?, цветы какие? и т.д.

Подбирая материал для словесных игр нужно стараться организовать его так, чтобы дети не просто запоминали ту или иную качественную характеристику предмета, но и в практическом плане освоили основные описательные категории.

Игровая задача словесных упражнений состоит в быстром подборе точного слова – ответа ведущему. Такие упражнения и игры проводятся с детьми в старших группах. Упражнения не должны занимать много времени.

На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, так как педагогу приходится часто поправлять ответы детей, подсказывать необходимое слово, объяснять.

Широкое распространение имеет упражнение «Подбери определение»: дети подбирают к слову определение, к примеру, снег какой? – белый, мягкий, холодный. В этих упражнениях ребёнок отвечает одним или же несколькими наиболее подходящими словами. Ему необходимо быть внимательным к ответам товарищей, дабы исключить повторение ответа.

«В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2–3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Вызывается один ребенок или

несколько детей по очереди. К оценке ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми. Однако коррекция речевой деятельности, особенно словаря должна осуществляться в теснейшей связи с коррекцией познавательной деятельности». Исследователи рекомендуют использовать словесные упражнения и игры на прогулке, на занятиях, во время подвижных игр.

Т. А. Ткаченко считает что «проводить работу по пополнению, уточнению и активизации словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке»: в умывальной комнате, раздевалке, спальне, игровом уголке, уголке природы, в различных обстановках где имеется наглядная основа, способствующая формированию словаря у детей с ОНР

Л. П. Ефименкова, Н. С. Жукова и Е. М. Мастюкова исследуют речь детей, методы её развития и рекомендуют «работу над словом начинать с уточнения, расширения и активизации словарного запаса детей» .

Л. П. Ефименкова отметила, что необходимо «знакомить детей со словоизменением и словообразованием, учить делить слова на слоги».

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова занимались проблемами преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. Они описали методы словарной работы, которые могут использоваться логопедами на коррекционных занятиях.

Исследователями предлагаются разнообразные задания, направленные на развитие у детей внимания к слову, к его различным оттенкам и значениям, формирования у них умения подбирать то слово, наиболее подходящее к данной ситуации. Особенное внимание логопеду необходимо уделять работе над однокоренными и сложными словами .

Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева являются разработчиками программы по подготовке детей с ОНР к школе. В каждом периоде обучения они выделяют лексические темы, которые связаны с ближайшим окружением и имеют высокую практическую значимость. Планируется объем и содержание работы по обогащению словарного запаса, развитию навыков словообразования, усвоению грамматических категорий самостоятельной речи.

Таким образом, словесные игры имеют большое значение не только в развитии словаря признаков детей дошкольного возраста, но и в развитии речи в целом. Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности. Словесные игры особенно важны в воспитании и обучении детей дошкольников, поскольку они способствуют подготовке к обучению в школе.

Список использованных источников:

1.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007.

2.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2016.

3.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006.

4.Жукова Н. С. Формирование устной речи. – М., 1994.

5.Иванова Н. П. Лексические упражнения в детском саду / Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1980.

6.Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — Кн V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.

8.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: Детство — Пресс, 2004.

9.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-метод. пособие. / под общ.ред Т.В. Волосовец – М.: НИИ Школьных технологий, 2008.

10.Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.: Мир книги, 2008.

11.Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.

12.Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2007.

Саида Ондар,
учитель-логопед

Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией
Использование монофонов при восстановлении речи у больных с афазией, дизартрией и логоневрозом Использование монофонов при восстановлении речи у больных с афазией, дизартрией и логоневрозом
Особенности и возможности социальной адаптации детей с синдромом Дауна Особенности и возможности социальной адаптации детей с синдромом Дауна
Речевое дыхание и связная речь Речевое дыхание и связная речь

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.