Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

ДетиАннотация: Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у детей ОВЗ обуславливает проблемы освоения детьми основной образовательной программы. Овладение речью как средством общения данных категорий детей возможно только в систематических, специально организованных условиях, при создании специальных обучающих ситуаций, в которых дети овладевают необходимыми умениями и навыкам. У детей ОВЗ с недостатками познавательного и речевого развития вызывает большие сложности усвоение лексико-грамматических категорий. С особыми трудностями сталкиваются дети при словоизменении и словообразовании глаголов.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

(с недостатками познавательного и речевого развития)

Усвоение родного языка связано с процессом построения грамматически оформленных предложений. К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Усвоение глаголов играет важную роль в речевом и умственном развитии ребенка. Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Умение выделять действия и обозначать их соответствующим словом влечет за собой более быстрое развитие всех мыслительных операций, способствует появлению и развитию понятийного мышления.

Количественный и качественный анализ употребления глаголов детьми свидетельствует об уровне развития их познавательной деятельности.

Глаголы являются самой динамичной частью речи русского языка и второй по частоте употребления. Русский глагол отличается исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм.

В сравнении с остальными частями речи глагол имеет самый богатый набор грамматических категорий: лицо, число, категория времени, вид, наклонение и др. Это в свою очередь обусловливает разветвленную систему грамматических форм глагола.

Формирование системы словоизменения глагола

Работа по формированию системы словоизменения глагола у дошкольников с ОВЗ проводится в следующей последовательности:

1) формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;

2) закрепление системы словоизменения на уровне предложения;

3) закрепление системы словоизменения в связной речи.

На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени единственного и множественного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе.

На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существительных в роде. Эти формы появляются в процессе онтогенеза на более поздних этапах и вызывают большие сложности при усвоении их детьми с задержкой психического и речевого развития.

1. Согласование в числе глаголов настоящего времени и существительных.

На начальных этапах логопедической работы закрепляются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят; говорит — говорят; молчит — молчат.

В дальнейшем большое внимание уделяется глагольным формам с чередованием звуков в основе, например, бежит — бегут; печет — пекут; течет — текут и т.д.

С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи педагог называет глагол, например, читает — читают, стоят — стоит, лежит — лежат и т.д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь: об одном предмете или о нескольких (например, стоит —… (ваза), стоят —… (вазы)).

Примерные виды упражнений для закрепления правильного употребления глаголов в самостоятельной речи

а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»;

б) составление словосочетаний и предложений по картинкам (Девочка читает. Девочки читают и т.д.);

в) добавление слова (существительного или глагола) в словосочетание или предложение (Бежит …(мальчик). Бегут …(мальчики). Птицы …(летят). Птица …(летит) и т.д.);

г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет первый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш ле…(жит). Карандаши ле…(жат) и т.д.).

2. Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам

Дифференциация глаголов проводится с учетом появления грамматических форм глаголов в онтогенезе в следующем порядке:

а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа;

б) формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа;

в) формы глаголов 1 и 2 лица множественного числа.

Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам

а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа. Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т.д.). Педагог предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово и подставить к нему слова я или ты.

б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа. Оборудование — картинки с изображением одного или двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют, рисует и т.д.). Педагог предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку.

в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множественного числа. Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечите, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т.д.). Педагог просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово «Мы» или «Вы».

3. Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе

На каждом этапе работа над глагольными формами осуществляется в следующей последовательности:

а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени;

б) формы женского рода глаголов прошедшего времени;

в) формы среднего рода глаголов прошедшего времени;

г) дифференциация глагольных форм прошедшего времени.

В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, которые вызывают значительные трудности у дошкольников с ОВЗ.

Для закрепления понимания глагольных форм прошедшего времени в импрессивной речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит педагог (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал», «упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т.д.).

Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи

а) Добавление существительного или глагола в предложение с опорой на картинки. (Разбилась. Разбился. Разбилось. Разбились. Девочка. Мальчик. Облако и т.д.).

б) Добавление последнего слога слова (глагола). Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку и закончить начатое им слово (например, стул упа…; дерево упа…; кукла упа ).

в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соответствуют названной глагольной форме, например, лежало — …(дерево, яйцо, яблоко); висело — …(пальто, платье, зеркало); сидел — …(щенок, папа, мальчик); плыла — …(лодка, утка, девочка).

г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы. Педагог предлагает внимательно послушать предложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз. и т.д.).

Формирование словообразования глагола

Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности различных моделей словообразования для дошкольников.

При формировании словообразования глагола главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

1. Образование возвратных глаголов

Работа над возвратными глаголами начинается с закрепления их понимания в импрессивной речи.

С этой целью используется игра «Чем отличаются слова?.

Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умывается; кто прячет, а кто прячется (обувает — обувается; купает — купается; качает — качается; вытирает — вытирается и т.д.).

После завершения игры педагог делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, прячется, вытирается и т.д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

После уточнения понимания возвратных глаголов в импрессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами предложения.

2. Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить два этапа:

I этап — образование глаголов с помощью приставок;

II этап — образование глаголов с помощью суффиксов. Для закрепления понимания данных глаголов предлагается показать картинку, которую называет педагог; выбрать картинку по заданию логопеда.

Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью приставок). Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем педагог задает вопрос, а ребенок отвечает. Например, Что делает мальчик? — Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет. и т.д. Примерный речевой материал: пишет — напишет, красит — закрасит; ставит — поставит; несет — принесет; видит — увидит; думает — придумает и т.д.

б) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью суффиксов). Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал мальчик? — Мальчик писал. Что сделал мальчик? — Мальчик написал. и т.д.

Примерный речевой материал:

умывается — умылся; одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыгнул и т.д.

3. Образование и дифференциация приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-)

Последовательность работы над приставками определяется временем их появления в онтогенезе. Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:

1) усвоение значения приставки (выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой и разными корнями (например, влетел, внес, вбежал));

2) сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например, влетел — вылетел);

3) усвоение соотношения приставки и соответствующего предлога (например, вылетает из клетки [вы—из], влетает в клетку [в—в]);

4) дифференциация приставок с разным значением. С целью уточнения понимания приставок в импрессивной речи рекомендуются задания: показ картинки по заданию логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу; отойди от стола).

Для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи используются следующие виды упражнений:

а) Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок (с опорой на картинки), например, с помощью приставок в-, вы-, при-, от-, у-, пере- образовать однокоренные слова от глагола нести и т.д.

б) Исправить словосочетание с неправильным приставочным глаголом, например, улетел к клетке; пришла в магазина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает от дерева и т.д.

в) Составить предложение с приставочным глаголом.

Примерные виды упражнений для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи.

Примерный лексический материал:

Ходить — переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить. Лить — наливать, выливать, переливать, доливать, подливать. Писать — записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать. Плыть — переплыть, доплыть, отплыть, подплыть. Шел — вы- шел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел. Летать — прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать. Пилить — отпилить, перепилить, спилить, подпилить.

Фрагменты занятий

а) Педагог демонстрирует два действия — наливать воду и выливать воду. Обращаясь к ребятам, спрашивает: одинаковые или разные действия выполнены?

Передает интонационно звучание приставок на-, вы- в словах наливает — выливает, которые обозначают противоположные действия.

Далее педагог спрашивает: «Что можно наливать и выливать?»

Дети составляют предложения типа: «Таня наливает молоко, кефир, сок. Повар наливает суп, борщ, компот, кисель и т. д. Мама выливает воду».

Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки), наливать куда-то (в стакан, бочку), полить что-то (землю, клумбу, грядку).

Педагог учит ребенка слышать близкие слова и различать на слух их значение в зависимости от приставок.

б) Педагог вызывает к себе одного ребенка — помощника и предлагает ему выполнить ряд действий (например, завязать бант мишке, развязать узел, повязать кукле косынку и т.д.).

Дети внимательно наблюдают за ним и говорят, что он делает, т.е. составляют предложения по демонстрируемому действию.

Затем ребенок садится на место, а педагог, обращаясь к группе, просит вспомнить, какие действия он выполнял.

Выигрывает тот, кто составит больше предложений.

Например: «Вова завязывал узел. Вова развязывал узел. Вова перевязывал палец. Вова связывал ленты. Вова привязывал шар к стулу». И.т.д.

Можно провести игру «Как сказать правильно?».

Педагог называет предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку.

Например: «Девочка подбежала из дома. — Девочка выбежала из дома».

в) Игра «Скажи наоборот».

Дети встают в круг. Педагог бросает мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: наливает — выливает, входит — выходит, влетает — вылетает, вносит — выносит, закрывает — открывает, приплывает — отплывает, запирает — отпирает, сгибает — разгибает, собирает — разбирает, приклеивает — отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.

Роменская Ирина Михайловна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики — биоэнергопластика Нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики — биоэнергопластика
Рекомендации родителям в освоении детьми звукового анализа слов Рекомендации родителям в освоении детьми звукового анализа слов
Развитие моторной сферы у детей с дизартрией Развитие моторной сферы у детей с дизартрией
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.